(Продолжение. Начало: часть 1, часть 2)
…В Коктебеле делали большую литературу, - можно долго перечислять имена всех тех, кто гулял по этому берегу и смотрел на эти горы, гостил в домике Максимилиана Волошина. Достаточно вспомнить Марину Цветаеву, одного из четырех великих русских поэтов 20 века. Тут уж трудно разобраться, то ли человек делает место, то ли место человека.
Было и есть множество других: стены литературно-художественного салона "Богдан" на набережной исписаны славными именами тех, кто приезжал сюда за вдохновением и составил особенную славу этого места.
Здесь, в Коктебеле, тени резче, море - синее, изломы гор - более выразительны. Это - особенный эффект литературного остранения, - когда искусство, побочный продукт жизнедеятельности человека, как полагают многие, вмешивается потом в самую что ни на есть обычную бытовую повседневность.
Легендарный Коктебель любят туристы особого склада, - те, кто вряд ли поедет в турецкий отель, где единственное занятие - есть и пить сутками в режиме "все включено". Сюда приезжают почувствовать особое дыхание этого невероятного места, - травы, море, коктебельского коньяка и можжевельника и полыни. Те, кто хоть раз сидел на берегу в этой бухте, окруженной горами, меня поймут. Даже Крым в Коктебеле особенный, как будто здесь другой воздух. Должно быть, именно так, другой.
Обычное курортное местечко, только на первый взгляд, Коктебель проникает в самое сердце. Даже кошки здесь особенные: в июне, уже с раннего утра вопят в любовной горячке.
Чуть подальше от берега расположена гостиница "Ас Эль": мавританские галери, легкий синий купол, вежливое обхождение, бесшумно пробегающие по коридорам улыбчивые девушки, и красавица Мереам с миндалевидными глазами за стойкой портье. В гостинице пахнет чистотой, и на первом этаже - своем немножко - пряной восточной кухней, напоминающей о порциях, которые невозможно одолеть в одиночку.
По утрам Коктебель деловито готовится к вечеру, - многочисленные киоски вдоль набережной заполняются пестрым курортным товаром. Смуглые люди предлагают миндаль, финики, семечки, всякие восточне сладости, - Коктебель расставляет свои ласковые сети.
Сезон здесь еще только начинается. Потому что для многих украинцев, рояссиян, для всех тех, кто любит настоящую музыку, главное событие состоится только в сенятбре, в бархатный сезон - "Коктебель Джаз Фест", крупнейший в Украине open air. Благодарить за фестиваль нужно, опять же, Костебельский завод: он приглашает музыкантов уже в который раз в страну вин и коньяков.
На этот раз, с 19 по 21 сентября, - сюда приедет Карл Фриерсон, лидер de phazz с сольным проектом Soulprint, Джеффри Ориема, ярчайшая звезда world music, Ришар Гальяно, "Священное чудовище джаза", со своим аккордеоном, продемонстрирует, что такое new musette. С каждым годом "Коктебель Джаз Фест" становится все более интересным, - благотворное влияне коктебельского воздуха, литературы, разлитой здесь в самой атмосфере.
Кстати, фестиваль в этом году начнется с литературно-музыкального проекта "Пушкин-джаз": Андрей Битов будет читать черновики Александра Сергеевича (у которого в Крыму, как известно, была своя история) по аккомпанемент джазового квартета.
В Коктебель хочется вернуться. Главное - что есть зачем, и дело не только в бильярде или джазе.
Инга Эстеркина
Комментарии:
нет комментариев