Если перечислять символы Запорожья, то в этот список при желании, кроме Днепрогэса и завода «Запорожсталь», можно смело вписать певца Анатолия Сердюка - без него не обходится ни один общегородской концерт. О том, как музыка спасла его от наркотиков, и о своих пожеланиях мэру запорожский «золотой голос» рассказал в интервью «Острову...».
- Подростком вы увлекались рок-музыкой. Сейчас вас трудно представить бунтарем, а в юности обошлось без наркотиков и плохих компаний?
- Наркотиков никогда не употреблял. Были дворовые компании, как иначе. Но мне повезло – я служил в военном оркестре. В армии музыкальная интеллигенция объяснила мне, что смысл жизни не в наркотиках и не в алкоголе. Появились другие заботы: я учился играть на трубе, а вместо того, чтобы клеить дембельский альбом, каждый вечер репетировал с ансамблем.
- А свое первое выступление помните?
- Еще в школе я с одноклассниками организовал группу «Астероид». Выступали на школьных вечерах, играли и на «квартирниках». На первом выступлении из-за сильного волнения я сыграл не ту ноту на соло-гитаре. Но этого почти никто не заметил, и нас хорошо приняли. Мне нравилось быть на сцене, в центре внимания. Да и одноклассницы на музыкантов смотрели восторженными глазами.
- Когда сейчас выходите на сцену, все еще переживаете?
- А как же. Ведь в концерте задействовано много участников, и всегда думаешь, чтобы все вовремя сделали, включили, настроили – и свет, и звук, и занавес...
- Знаю, что вы имели отношение к театру. Расскажите об этом опыте.
- Я работал несколько месяцев в театре им. Щорса в 1992-1993 годах. Меня пригласил режиссер В.Шинкарук выступать солистом в концертах и музыкальных спектаклях. Но я не остался на этой работе по многим причинам. Во-первых, у меня были свои планы по развитию эстрадной карьеры, во-вторых, как раз в это время появились приглашения на гастрольные поездки по Украине, на съемки. В такой ситуации я был индивидуалистом и не привязывался к коллективу, чтоб не подводить его. В-третьих, как и в любой театральной труппе, тут были интриги, а я их терпеть не могу. Правда, одним из плюсов я бы назвал тут стабильную и достаточно высокую заработную плату. К сожалению, вот уже двадцать лет я не получаю зарплаты – ведь я не служу ни в театре, ни в филармонии, а работаю на эстраде сам по себе.
- На что же живет певец Анатолий Сердюк?
- Я ведь не просто певец, а, прежде всего, композитор. Мои песни исполняются по всей Украине, только в нашей области их исполняют более тридцати музыкальных коллективов и солистов. Пишу песни на заказ: для исполнителей, для конкурсов; на радио звучат мои позывные; гимны спортивных команд «Ферро», «Мотор», городов Гуляйполе, Запорожье, университетов ЗНУ, «Машинки», «Львовской политехники» – это мои произведения. Кроме того, мои песни постоянно звучат на радио и телевидении. Конечно, система соблюдения авторских прав на сегодняшний день не идеальна. А в советское время, например, за все свои песни, исполненные в ресторанах и на танцплощадках другими музыкантами, композитор получал авторские отчисления, роялти. Но это тема для отдельного разговора...
- Получается, зарабатывать творчеством в Запорожье нельзя?
- Запорожье — не культурный, а рабочий город. Тут нет давних традиций искусства, зато есть энтузиасты, которые их формируют.
- А не было мысли переехать в другой город? Более культурный?
- Когда в 1993-1995 годах поступали заманчивые предложения из других городов, не переехал – был патриотом родного Запорожья. Звали в филармонию Черновцов, откуда родом чуть ли не половина украинской эстрады, в ансамбль песни и пляски «Донбасс», а самое престижное предложение – стать солистом оркестра столичного радио и телевидения. Но в то время я и так звучал на всю Украину, и была своя публика здесь и соавторы – поэты, музыканты, аранжировщики. Раньше в артистов не вкладывались такие бешеные деньги, как сейчас. И если до 1996 года по центральному телевидению можно было бесплатно показать клип, то сегодня это невозможно. Трудно конкурировать с такими проектами, как «X-фактор» и «Україна має талант», в которые вкладываются миллионы.
- А сами поучаствовать не хотите?
- Ну, я ведь с Департаментом образования с 2006 года провожу собственный конкурс — «Запоріжжя моє кохане». Поэтому перепрыгивать из главы жюри в конкурсанты не собираюсь. Я инициировал этот конкурс, потому что хотелось поделиться опытом с молодыми исполнителями. Большинство из них уже знают, КАК петь, но пока не знают, ЧТО петь. А я хочу, чтоб они, как и я, воспевали свой родной край и чтобы местные поэты и композиторы сочиняли для них такие же песни. Городским чиновникам идея конкурса нравится, но, к сожалению, помогать финансово они не готовы. Говорят, в бюджете денег нет. В этом году конкурсу помог депутат горсовета Виктор Острянский, спасибо ему.
- Один из способов заработка для артистов — поиск спонсоров. Вы обращались к запорожским бизнесменам?
- Я исполняю украинскую песню, которую спонсоры поддерживают достаточно эпизодично. Ведь в Запорожье нет украинских в национальном смысле инвесторов. А для деятельности популярного эстрадного артиста нужны огромные деньги – на записи в студии, на аранжировки, съемки клипов, выпуск дисков, рекламу…
- Также артистам часто предлагают сотрудничество во время предвыборных кампаний. Интересны вам такие предложения?
- В 1999 году я участвовал в предвыборной президентской кампании. А в 2004 году по собственной инициативе выступал на Майдане, но не ради денег – меня туда никто не звал и денег не платил, – а ради Украины, ради перемен к лучшему. После чего потерял поддержку Вячеслава Богуслаева. Однако я благодарен ему и коллективу предприятия «Мотор Січ» за то, что помогли не только издать, но и презентовать в столице прекрасный песенник с нотами, высоко оцененный музыкантами и любителями украинской песни, а также главой украинского фонда культуры поэтом Борисом Олийныком. Думаю, ближе к выборам будут предложения, а как поступлю – пока не знаю.
- Недавно закончился 2011 год. Чем он был ознаменован для вас?
- В театре им. В.Магара я представил публике свою десятую концертную программу «Краю мій рідний», в хортицком заповеднике презентовал лирико-патриотическую песню «Хортиця», ставшую музыкальной визиткой острова. Подарил библиотекам области свои аудиодиски с песнями про Запорожский край. В Тернополе вышел мой песенник «Шкільні романи», рекомендованный Министерством просвещения в качестве учебного пособия в школах Украины. Удостоился чести быть внесенным в несколько энциклопедий и справочников, таких как «Мистецький Олімп», «Золотий фонд нації» и «100 облич української естради». Кроме того, вышел диск видеоклипов с видами нашего края «Запорізький сувенір», который хорошо раскупают туристы и гости города. А еще я был награжден орденом «За заслуги перед Запорізьким краєм».
- Кстати, о дисках. Ведь сейчас, когда все песни можно скачать в Интернете, заработать на продаже дисков очень сложно.
- Да, это правда. Но всего в Интернете нет. Моих песен на сайте www.serduk.com.ua выложено около двадцати, а всего их записано больше сотни. Кроме того, у меня уже 5 видеодисков с концертами и клипами. В целом не только на дисках, но и на публичных концертах заработать трудно. Самый дорогой билет на мой концерт стоит 50-60 гривен. А для организации концерта нужно и зал арендовать, и танцевальный ансамбль пригласить, и музыкантов, и костюмы подготовить, и рекламу организовать. Вот и приходится в течение года зарабатывать деньги на премьеру. Поэтому живу я скромно, по тусовкам и по ресторанам не хожу. Разве что по работе там бываю – последнее время соглашаюсь на корпоративах выступать.
- Вы говорите и поете на украинском языке (со мной Анатолий также общался на украинском, - авт.). Это принципиальная позиция?
- Да. Хотя я вырос в русскоязычной среде, а в школе, как и все, недолюбливал украинский язык, однако в период горбачевской перестройки, когда открылись информационные каналы, я заинтересовался историей, политикой, и постепенно мои украинские гены взяли свое. Я загорелся идеей внести свою лепту в развитие украинской песни. И вот, после 20 лет упорной работы мои песни не только поют артисты, но и изучают дети в школах Украины.
Кстати говоря, в вестибюле нашей мэрии посетителей встречает настенная агитация, посвященная Запорожью. А песня, вывешенная там и якобы посвященная нашему городу, на самом деле о Москве. Исполнял ее Муслим Магомаев, а музыку написал А.Бабаджанян на стихи Л.Дербенева: «Хотя бы раз посмотри, как танцуют девчата на ладонях больших голубых площадей». Надеюсь, эта песня там оказалась не для того, чтоб угодить московским гостям, а по чьему-то недосмотру. Думаю, Александр Ченсанович об этом не знает, поэтому хотел бы обратить на этот ляп внимание городского головы. Наверное, более уместны были бы там слова из нашей с Верой Коваль песни «Запоріжжя моє кохане», которую знают и любят запорожцы и которую благосло вил наш легендарный мэр Александр Поляк.
- А нашим читателям что пожелаете?
- Желаю знать и любить украинскую песню, культуру, историю. И, находясь в Украине, жить ее жизнью, ценить ее героев и любить свой край.
Юлия ТРОЦЕВИЧ
Комментарии:
лепс | 20.12 2012 в 12:49
Приговор Тимошенко уже больше года вызывает недовольство и критику на Западе. В тоже время, преследование экс-министров Румынии, Франции, Болгарии и других стран по аналогичным мотивам не вызывает у Европы нареканий. Кстати, бывшего премьера Хорватии за коррупцию осудили на 10 лет, а Берлускони получил срок за финансовые махинации. Где крики оппозиции в защиту европейских лидеров? Не было и не будет. Европа живет по двойным стандартам. Европа, как всегда, пытается указывать, что делать в чужом доме, хотя стоит навести порядок в своем. Например, в Брюсселе вместо традиционной елки на главной площади поставят некое изваяние с электронной атрибутикой, якобы, чтобы не притеснять религиозные взгляды части населения. Подобный случай произошел и в столице Дании. При этом в Турции рождественские елки стоят во всех мусульманских районах и не оскорбляют ни чьих взглядов. О Европейской политкорректности -- в новом выпуске программы «Кстати» с Ольгой Грибановой.