misto.zp.ua

Злодей советского кино Александр Филиппенко

Злодей советского кино Александр Филиппенко

Недавно наш город посетил известный актёр, режиссёр, рассказчик и «человек-театр» Александр Филиппенко: 3 октября 2011 года в ДК «Днепроспецсталь» состоялся его литературный вечер - «Демарш Энтузиастов». Александр Георгиевич сыграл множество ролей в кино — в частности, в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» и в сериале «Мастер и Маргарита», при этом, в основном выступал в амплуа злодеев и бандитов — отчасти из-за характерной внешности, отчасти из-за ярко сыгранной в молодости роли Кощея Бессмертного.

Александр Георгиевич Филиппенко родился 2 сентября 1944 года в Москве. Школьные годы прошли в Алма-Ате, где в драмкружке городского Дворца пионеров он сыграл свои первые роли.

Однако это было время, когда лирики были в «загоне», а физики в почете. Да и его родители были связаны с точными науками. Мать преподавала математику в горнометаллургическом институте в Алма-Ате. Отец работал в этом же институте. У Александра и его родителей даже вопросов не возникало, какую профессию ему выбрать. На семейном совете решили, что после окончания школы он поедет в Москву поступать в «физтех». «Гагарин - в космосе, «9 дней одного года» - на экране. Для нас звездами были тогда Королев, Ландау, Семенов, Капица. Все мечтали стать физиками, - вспоминает Александр Георгиевич. - К тому же, физтех был тогда самым престижным вузом. Это была возможность быть среди избранных, лучших. Путевка в жизнь интересную, волнующую и необычную!»

Окончив школу с золотой медалью, летом 1961 года А. Филиппенко стал студентом физико-химического факультета Московского физико-технического института.

КВН

С первого курса А. Филиппенко захватила художественная самодеятельность, которая весьма поощрялась руководством института. А поскольку вуз был почти закрытым, то студентам на внутренних институтских концертах позволялось многое. Много тогда говорилось о физтеховских «капустниках», о первых командах КВН, о книгах «Физики шутят». Все это стало отличительной чертой начала 1960-х годов.

В 1962 году физтех стал первым чемпионом КВН Москвы (выступали в прямом эфире). Александр Филиппенко был активным участником институтской команды КВН, студенческих «капустников».

Александр Георгиевич вспоминает: «Любовь к форме, к трагифарсу, к формуле — это во мне воспитал физтех, прежде всего, к точно поставленной задаче и к точно выполненной задаче». С сокурсниками по физтеху Филиппенко до сих пор поддерживает тёплые дружеские отношения: «Они остались лучшими друзьями, которые поздравляют меня до сих пор».

В 1964 году команда КВН физтеха проиграла первый междугородний матч с Киевским институтом гражданского воздушного флота, ТВ-редакция распалась, и на какое-то время КВН перестал существовать. Именно в тех баталиях Филиппенко заметили руководители эстрадной студии МГУ «Наш дом» и пригласили в свой театр. Вскоре он стал ведущим актером студии.

Таганка

В те годы весь официальный советский театр находился под сильным идеологическим контролем и давлением, и только студенческий театр МГУ позволял себе «эксперименты». Так продолжалось до августа 1968 года - до вторжения советских войск в Чехословакию. Партком МГУ добился распоряжения о закрытии Студенческого театра «Наш дом», и в конце 1969 года «Наш дом» выставили на улицу.

Это был этапный момент в биографии Александра Филиппенко. В то время он уже работал старшим инженером в Институте геохимии АН СССР.

Художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов прекрасно знал коллектив «Нашего дома». И когда ему сообщили, что «Наш дом» разогнали, он сказал: «Пусть они приходят ко мне». Что Александр Филиппенко и сделал, окончательно перейдя из «физиков» в «лирики». Уже тогда он проявил себя как актер яркого самобытного дарования, острого пластического рисунка, склонный к эксцентрике.

Переход в Театр на Таганке сам Филиппенко относит к одним из наиболее важных событий в его жизни: «Таганка была самым золотым периодом в моей жизни… Нас так и называли — «банда», в самом хорошем смысле слова. На Таганке я познакомился с Владимиром Высоцким. Представляете, все зрители уходят из театра, Высоцкий с другими актерами внизу, в маленьком фойе, играют на гитарах и поют. Представляете: пустой театр и оставались только мы, стихи и гитары. Это самые дорогие воспоминания о Таганке». Таганка открывала возможности, недоступные в то время «простым смертным»: «В начале 70-х годов удостоверение актера Театра на Таганке включало везде зеленый свет! Благодаря этому можно было достать любой дефицит. Можно было попасть в такие места, куда никому не было доступа».

Театр им. Вахтангова, роли в кино

В 1970 году А. Филиппенко поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, которое окончил как актер и режиссер. В эти же годы он начинает активно работать на эстраде и в кино.

В 1975 году Александр Филиппенко был принят в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, где работал с такими режиссерами, как Евгений Симонов, Александра Ремизова, Рачия Капланян, Роберт Стуруа, Роман Виктюк.

В кино Александр Филиппенко начал сниматься в 1969 году, первую роль, Володи Харламова, исполнил в фильме «Я его невеста». С тех пор он сыграл более 60 ролей в картинах разнообразных жанров - от психологических драм до приключенческих и детективных, создав целую галерею злодеев, бандитов, Бессмертных Кощеев.

«Придешь показываться режиссеру, что-то рассказываешь, он согласно кивает головой и... просит: «Ну-ка повернись вправо, теперь — влево. Хорошо. Дайте ему в руки автомат!..» В кино, если какой-нибудь типаж приклеится, отодрать его бывает очень трудно. Для многих режиссеров я такой яркий представитель темных сил...», - признаётся Александр Георгиевич.

В особом ряду стоят такие фильмы с участием Александра Филиппенко, как самый знаменитый милицейский сериал 1970-х годов «Рожденная революцией» (1974-1977) Г Кохана, поставленная В. Грамматиковым рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982), военная драма С. Арановича «Торпедоносцы» (1983), картины «Мой друг Иван Лапшин» (1984) А. Германа, «Визит к Минотавру» (1987) Э. Урузбаева,

«Наш бронепоезд» М. Пташука (на фестивале «Созвездие-89» - приз за лучшую роль второго плана»), «Карьера Артуро Уи. Новая версия» Б. Бланка (1996, за главную роль в этом фильме А.Г Филиппенко номинирован на Национальную кинематографическую премию «Ника»), телефильм О. Рябоконя «Шаги императора» по роману Ю. Тынянова «Подпоручик Киже» (1990, роль Павла I), два фильма «Мастер и Маргарита»: Ю. Кары (1994, роль Коровьева) и В. Бортко (2005, роль Азазелло).

С конца 1960-х и до середины 1980-х годов большинство работ на эстраде Александр Филиппенко осуществил с режиссером Марком Розовским. Наиболее значительные из них -по произведениям русской и советской классической литературы: «Рождение человека» М. Горького, «Голос отца» А. Платонова, «Голубая книга» М. Зощенко, а также моноспектакль «С. Есенин. “Путь Поэта”» (гражданская лирика 1923-1924 гг.).

Много лет успешно выступая в жанре монодрамы, Александр Филиппенко неоднократно получал награды на фестивалях моноспектаклей в городах Хэб (Чехия), Клайпеда (Литва), Пермь (Россия). Лауреат конкурса артистов-чтецов, посвященного 175-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, за «Повесть о капитане Копейкине».

Свободное плавание

С 1995 года после 20 лет работы в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова актер начинает работать по контрактам как «свободный художник» в различных театрах Москвы: в театре «Школа современной пьесы» у И. Райхельгауза, в театре «У Никитских Ворот» у М. Розовского, в Театре эстрады с Г Хазановым участвует в спектакле «Труп на теннисном корте», а на различных театральных площадках актер проводит поэтические вечера Саши Черного, Ю. Левитанского, Д. Самойлова, Ю. Ряшенцева.

С 1996 года А.Г Филиппенко является художественным руководителем театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте.

Среди наиболее значимых работ А.Г Филиппенко 90-х годов ХХ столетия-начала XXI века также: моноспектакль по роману Б. Акунина «Пиковый валет» на « «Радио России», работы на телеканале «Культура» - поэтическая программа «Есенин без женщин», моноспектакль по рассказу А. Солженицына «Случай на станции Кочетовка», а на эстраде - литературная программа «У автора в плену» (М. Зощенко, А. Аверченко, В. Аксенов, В. Высоцкий, Б. Окуджава, М. Жванецкий, С. Довлатов).

Сольное существование на сцене органично для Александра Филиппенко. Александр Калягин сказал о нем так: «Про Александра Филиппенко говорят, что он -«человек-театр», что ему не нужны ни партнеры, ни режиссеры, ни художники. Но есть человек, которому он всегда подчиняется, - это режиссер Роберт Стуруа». С 1998 по 2000 год в «Гамлете» У Шекспира, поставленном Р. Стуруа на сцене театра «Сатирикон», Александр Филиппенко одновременно играл две роли: Клавдия и Тень отца Гамлета.

С 2000 года в театре «Et Cetera» под руководством А. Калягина актер играет роль Антонио в другой постановке Р. Стуруа - спектакле «Шейлок» («Венецианский купец») У. Шекспира. В Театре-студии под руководством О. Табакова («Табакерка») актер играл Сатина в спектакле по пьесе М. Горького «На дне» режиссера А. Шапиро. За эту роль он номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска».

В театральных сезонах 2002-2004 годов в Театре имени Моссовета А.Г Филиппенко играл Ихарева в спектакле «Дама… Дама. Еще дама!», поставленном режиссером В. Ереминым по пьесе Н.В. Гоголя «Игроки». В апреле 2006 года на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета состоялась премьера спектакля «Предбанник» (театральный проект С. Юрского). Работа Александра Филиппенко в этом спектакле была высоко оценена театральной критикой: ему присуждена премия газеты «Московский комсомолец» в номинации «Лучшая мужская роль в сезоне 2006 года», а сам спектакль признан «лучшим спектаклем сезона».

Галерею работ Александра Филиппенко в жанре литературного театра продолжают «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Недопесок» Ю. Коваля, а также литературно-музыкальный спектакль «Триумф художественного вкуса» (совместно с ансамблем солистов «Эрмитаж» под руководством А. Уткина), в котором стихи Б. Пастернака, Ю. Левитанского, О. Григорьева, И. Бродского, Ю. Ряшенцева, проза М. Зощенко и Г. Дайбера в искрометном исполнении Александра Филиппенко нашли свое музыкальное продолжение в произведениях К.Ф.Э. Баха (одного из сыновей И.С. Баха), В.А. Моцарта, Б. Бриттена, Д. Шостаковича и С. Прокофьева.

В 1989 году А.Г Филиппенко присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», в 2000 году - «Народный артист России». В 1999 году за моноспектакль «Мертвые души» он удостоен Государственной премии РФ.

Помимо прочего, Александр Филиппенко коллекционирует автомобильные номера, любит свой дачный участок в Переделкино и чай с домашним яблочным пирогом. Сам Александр Георгиевич признаётся: «Когда меня спрашивают, в какой точке земного шара я непременно хотел бы еще побывать, отвечаю: на своем чудном небольшом участке в подмосковном Переделкино».

Страницу подготовила Анна ДУЛИНА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, пр. Ленина, 106
Главный редактор:

Телефон редакции:
787–47–13
E–mail:
7874713@ mail.ru
Подписной индекс:
06985
06986 (льготный)

Использование материалов газеты – только с письменного разрешения редакции, и ссылки на газету «ГорожанинЪ» обязательна.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |