Как однажды заметил Марк Захаров, Александр Ширвиндт никогда не вмещался в рамки театральных или кинематографических профессий. Актер, писатель, преподаватель, режиссер и руководитель Театра Сатиры, он остается обладателем уникальной профессии: «Он- Александр Ширвиндт. И этим все сказано!»
Одна из особенностей этой профессии - остроумие на уровне рефлекса. Реплики Ширвиндта стали украшением для десятков фильмов. У многих зрителей в лексикон вошла бессмертная фраза Гарриса-Ширвиндта из «Трое в лодке, не считая собаки»: «Все в сад!». Автором слов для своих героев актер нередко становился сам.
По словам Ширвиндта, он одинаково любит и кино, и театр. Однако в последнее время театр - в приоритете. Вот уже почти тридцать лет Ширвиндт остается «доблестным рыцарем Театра Сатиры». Наградой за преданное служение стала премия «Хрустальная Турандот», которую Александру Анатольевичу вручили в преддверии 75-летнего юбилея.
Фамилия
Александр Ширвиндт родился в семье скрипача Большого театра и актрисы МХАТа. В их доме частыми гостями были известнейшие деятели искусств того времени: Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов... Еще в детстве Александра манил мир театра: в школе он участвовал в самодеятельности и готовился стать актером.
Впрочем, его родители всячески старались увлечь его музыкой.
Однако каждый раз, когда Ширвиндт-старший появлялся со скрипкой и умолял заняться гаммами, его сын прятался от уроков в туалете, чем расстраивал многих соседей по коммунальной квартире. Еще одним препятствием на пути к театру стала фамилия будущего актера. «Куда ты в артисты идешь с такой фамилией, кто это выговорит?», - говорили Александру. Но тот все же рискнул, и с первого раза поступил в Театральное училище имени Щукина.
История с фамилией повторилась позже, когда через четыре года Ширвиндту с молодой актрисой Некрасовой нужно было водить зрителей по Москве. «С такой фамилией - это утопия. И я стал Ветровым, - рассказывает актер.
- Это была единственная моя программа под чужой фамилией. Почему Ветров? Потому что, когда сажали моих дядей и теток, меня на всякий случай отправили в поселок Сокол. Он до сих пор существует у станции метро Сокол. Там жили наши друзья Ветровы, и на некоторое время я стал Ветровым».
От капустников - к эстраде
В 1956 году Ширвиндта приняли в Театр имени Ленинского комсомола. На сцене «Ленкома» он появился в 30 спектаклях. При этом главный успех молодому актеру принесли роли в спектаклях Анатолия Эфроса: Три гори н в «Чайке» Чехова, Людовик в «Мольере» Булгакова, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Радзинского. Ширвиндт был режиссером и исполнителем почти всех «капустных» номеров, придуманных в соавторстве с Юриным и Аркановым. Позднее эти навыки пригодились ему и на эстраде, где он работал как автор с Тарапунькой и Штепселем, Винокуром и Олейниковым и как исполнитель собственных текстов в дуэте с Державиным.
В 1968 году Александр Ширвиндт вслед за Эфросом ушел в Московский драматический театр на Малой Бронной. А через два года худрук Театра Сатиры Валентин Плу-чек пригласил его сыграть графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро». Вначале роль графа Альмавивы в спектакле играл Валентин (афт Однако сразу же после премьеры режиссер устроил актерам «разбор полетов», сказав, что (афт -не граф, а «какая-то урка». После этого Валентин Иосифович ушел из Театра сатиры, а на его место пришел Ширвиндт.
В итоге граф Альмавива стал одной из лучших ролей в театральной биографии Ширвиндта. На протяжении почти двадцати лет спектакль шел при постоянных аншлагах. За этот срок Ширвиндт и исполнитель главной роли Андрей Миронов стали близкими друзьями. С этим спектаклем у Александра Ширвиндта связаны и одни из самых трагических моментов жизни. Во время одного из выступлений Миронову неожиданно стало плохо. Он умер на руках у друга, едва произнеся монолог своего героя.
Позднее, когда Ширвиндт стал худруком Театра Сатиры, он посвятил памяти Миронова спектакль «Андрюша». В честь Миронова также был назван внук Ширвиндта.
В Театре Сатиры Ширвиндт работал артистом, режиссером и автором инсценировок до 2000 года. Когда же умер Валентин Плучек, волей труппы этого же театра и Комитета по культуре Москвы Александр Анатольевич был избран и назначен на должность художественного руководителя.
Рязановские эпизоды
Александр Ширвиндт появился во множестве советских фильмов. В музыкальной комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» он играл со своими друзьями -Андреем Мироновым и Михаилом Державиным.
Фильм снимался легко, «в удовольствие». Неудивительно, что многие эпизоды во время съемок появились на свет экспромтом. А некоторые фразы настолько запомнились зрителям, что стали «крылатыми»: «Все в сад!», «Так... пора сматывать удочки», «Хорошие у меня дети. Глупые, но хорошие», «Бифштекса не будет. Будут блинчики».
Отдельное место в творческой биографии актера занимают фильмы, снятые Эльдаром Рязановым. Именно с появления в кадре Александра Ширвиндта начинается один из самых популярных «новогодних» фильмов - «Ирония судьбы, или С легким паром».
О своем любимом режиссере Рязанове актер говорит так: «У него атмосфера свободы творчества, что во многом объясняет успех его фильмов. Есть режиссеры, у которых запятую в тексте изменить нельзя, это невыносимо, а Эль-дар допускает и поощряет любую импровизацию, он демократ».
Впрочем, даже у рязановской демократии есть свои границы. Когда для достоверности эпизода в бане актеры, почти не сговариваясь, принесли с собой на съемку по пол-литра водки, разразился скандал. «После третьего дубля Рязанов остановил съемку и под сводами «Мосфильма» раздалось: «Да они же пьяные!» И еще пару эмоциональных высказываний в адрес талантливых и знаменитых», - вспоминает Ширвиндт.
На следующий день сцену пересняли, причем актеры заранее подверглись тщательнейшему «таможенному досмотру». Но, что интересно, в итоге в фильм вошли кадры, снятые в первую ночь.
Александр Ширвиндт снялся в еще нескольких фильмах Рязанова. В картине «Вокзал для двоих» ему досталась роль пианиста Шурика, работающего в ресторане. Реплика его героя - «Какая кухня, такая и песня» - после премьеры фильма прочно вошла в народный обиход.
Дачный роман
Во многом благодаря ролям в кино, в том числе в фильме «Бабник», за Александром Ширвиндтом закрепился образ донжуана. К славе покорителя женских сердец Александр Анатольевич относится с иронией: «Раньше народная молва приписывала мне многочисленные любовные истории на стороне. Это вполне объяснимо - мужчина в полном расцвете сил, интеллигентный, остроумный, галантный... Разве перед таким устоит женское сердце?»
Между тем актер уже более 50 лет женат на архитекторе Наталье Белоусовой. «Я оказался однолюбом! Кто-то может сомневаться, но это действительно так», - говорит актер.
С будущей женой Александр Ширвиндт познакомился в деревне у бабушки, когда ему было 15 лет. Саша и Наташа «приглянулись друг другу», а когда вернулись в Москву, продолжали поддерживать отношения.
Свадьба состоялась спонтанно через семь лет после знакомства. Однажды Наталья сидела дома и готовилась к экзамену, как раздался звонок. Вошел Александр с букетом нежно-белой сирени, снял пальто и сказал: «Пошли в загс». С тех пор супруги уже более полувека вместе.
Секретом сохранения брака актер называет терпимость к недостаткам друг друга. Один из «недостатков» Ширвиндта - любовь к курению. Александр Анатольевич - большой ценитель курительных трубок. Самое любимое его занятие - «проснуться в 5-6 часов утра, когда все спят и даже собаки. Сесть, набить трубку, съесть чего-нибудь на свой вкус, чтоб не говорили: это тебе нельзя. Только вот в восемь все просыпаются и начинают учить жить...»
Страницу подготовила Анна ДУЛИНА
Комментарии:
нет комментариев