misto.zp.ua

«Здравствуй и прощай» - актуальная комедия с драматическим уклоном

«Здравствуй и прощай» - актуальная комедия с драматическим уклоном

Муж молодой колхозницы Шуры (Зайцева) Митька (Кононов) уехал искать смысл жизни, оставив ее с тремя детьми. Но новый участковый милиционер Григорий Буров (Ефремов), кажется, вполне может занять место в ее истосковавшемся по любви сердце.

Личная жизнь не удалась

В СССР многие фильмы ещё до выхода на экран назначались великими. Им устраивались пышные всесоюзные премьеры, авторы получали звания народных, награждались ленинскими и государственными премиями. Другие были «проходными», мелочью, недостойной внимания строителя коммунизма. Прошли десятки лет, сменились строй и формация, и уже никто не вспоминает и не пересматривает ни «Гамлета», ни «Председателя», ни киноэпопею «Освобождение», ни «Войну и мир». Зато снова и снова смотрят и пересматривают «Джентльменов удачи», «За двумя зайцами», «Иван Васильевич меняет профессию». К таким полюбившимся фильмам, несомненно, принадлежит и «Здравствуй и прощай».

Трогательная история любви молодой женщины, которую с тремя детьми бросил муж, а сам уехал в город искать смысл жизни и пропал в поисках лучшей доли, и участкового милиционера, человека положительного во всех отношениях. Он сумел растопить сердце женщины и вернуть ей веру в любовь. Только появилась надежда на новую жизнь и семейное счастье, как в деревню возвращается непутевый муж...

В основе фильма - классический любовный треугольник: одна женщина и двое мужчин. Первый - непутевый муж Митька, второй, по мнению односельчан, - со всех сторон положительный участковый милиционер Буров.

Как и все, что сделал Мельников по сценарию Мережко с хорошим набором актеров, - крепко, в меру смешно, почти на 100 % жизненно и чрезвычайно близко зрителю страны, почти полностью состоящей из милиционеров, загулявших мужей и сексапильных матерей-одиночек. Бонус - во дворе у Шуры, и знаток это сразу оценит, - целая делянка конопли. А сынок (Ведерников), между прочим, в кадре покуривает. Не ее ли?

Проблема семьи

В этой картине Мельников в очередной раз в советском кино рассказал свою историю Женщины и Мужчины. Так получается, что эта тема чуть ли не главная для отечественного кинематографа. Тема именно в таком преломлении: сильная женщина - слабый мужчина. Вспомните советские фильмы, вспомните примеры своих семей или знакомых, примеры женщин, воспитывающих детей без отцов. В том числе об этом - «Здравствуй и прощай».

Недотёпа в великолепном исполнении Михаила Кононова — это не самый плохой вариант. Такие недотёпы и неудачники до сих пор живы. Есть вариант, казалось бы, получше — участковый милиционер (вот тогда умели создавать положительный образ профессии) Олега Ефремова. О красивых глазах Ефремова все давно знают, кого же ещё приглашать на такую роль... Но даже здесь режиссёр отказывает своему герою в счастье - герой не может решиться на любовь. Она решилась, а он -боится. И она остаётся одна, отвечая любимому человеку какую-то ненужную глупость про пожарный инвентарь.

Зачем снимали такое кино?.. Наверное, затем, чтобы показать правду. Чтобы зрители узнали себя. Возможно, исправились. А возможно, поняли, что снято про них, вздохнули глубоко и стали дальше жить. Жить, зная, что про таких женщин, как они, снимают фильмы. Сколько людей узнали себя в героинях Людмилы Зайцевой и Натальи Гундаревой - миллионы.

Взгляды на законный брак

В фильме очень хорошо показано, как государственная регистрация брака искажает мировоззрение людей и общества на брак. Как штамп в паспорте дезориентирует людей во взглядах на брак и на цель брака как избежание распутства. Также показано в этом фильме, как государственная регистрация брака препятствует мужчинам и женщинам правильно выбирать и оценивать будущего супруга, принуждает людей манипулировать друг другом. Как государственное вмешательство и контроль в отношения мужчин и женщин препятствует им быть счастливыми в семейных отношениях. Как штамп в паспорте порождает еще большую безответственность людей и приводит к драматическим (если не трагическим) последствиям в их жизни. Считаю, что в этом фильме очень хорошо показано лицемерие зарегистрированного брака, который регулируется и контролируется государством, а не Богом, когда зачастую принятые человеком решения противоречат его истинным стремлениям и желаниям (без разницы, будь то мужчина или женщина). Также хорошо показано, как искажается при этом общественное мнение, которое давит и дезориентирует отдельную личность. Вместо того, чтобы человек нашел свое призвание или был счастливым в браке, штамп в паспорте не только не помогает ему реализовать стремление к семейному счастью и любви, а наоборот, еще больше усугубляет его положение, загоняет его в еще большие проблемы, ставит ему еще больше препятствий на пути к Божественной гармонии в его жизни! Лицемерие и лукавство, которые несет в себе государственная регистрация брака, очевидны, хотя иногда и не сразу проявляются, но вызревают со временем... Иногда могут понадобиться годы, чтобы они проявились, так сказать, во «всей красе». И все это время человек, получается, живет параллельной жизнью, играет двойную игру, хотя не всегда сам осознает это! Интересно также отметить, что из-за системы официального регулирования брака страдают все герои фильма. Получается, что вроде каждый по-своему прав, но, с другой стороны, все друг друга делают несчастливыми... Поэтому определить хоть сколько-нибудь позитивных или негативных героев даже не представляется возможным. Все в одной упряжке! Кстати, удивительно, как создатели фильма сумели протолкнуть такую прогрессивную идею в то время, когда семья считалась нерушимой ячейкой советского общества!

Кстати

В фильме есть два эпизода, которые все кино - и театральные школы должны изучать как шедевры мирового искусства. Первый - это объяснение в любви в исполнении Людмилы Зайцевой и Олега Ефремова. По-моему, Шекспиру рядом делать нечего. Это - не уровень понимания, это - электричество, проникающее в мозг и в душу.

Другой эпизод - проход Надёжки, сельской буфетчицы, после того, как она гордо вернула «чистый» паспорт своему женишку - неугомонному бабнику Ваське-Сеньору. Мы не видим лица Наталии Гундаревой, но в её походке столько горечи, которой хватило бы на десятки фильмов и на сотни ролей. В этом эпизоде Наталья Гундарева не уступает проходу Джульетты Мазины в финале «Ночей Кабирии». Гениальную, неповторимую Людмилу Зайцеву почти не снимали, и её талант остался нереализованным. Поэтому совсем не вспомнить добрым словом «Здравствуй и прощай» никак нельзя.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |