misto.zp.ua

Утилизационный сбор губит запорожский автопром

Если Россия не откажется от закона, повысившего стоимость наших автомобилей на их рынке, производство может прийти в упадок.

Сколько и за что будут взимать

Злополучный российский закон свалился как снег на голову украинцам. Летом этого года президент Российской Федерации дал добро на утилизационный сбор на автомобили, ввозимые в страну. Действовать закон начал с сентября. Теперь за транспортные средства, пересекающие границу соседнего государства в таможенные органы оплачивается сбор, который в дальнейшем перечисляется в бюджет страны. В то же время с автопроизводителей, работающих на территории России, сбор не взимается. За это последние гарантируют утилизировать свои машины по окончании их срока службы. Расчет и цель правительства понятна - защитить российский автопром в условиях резкого снижения пошлин после вступления РФ в ВТО.

Удобный и выгодный закон для наших соседей может оказаться губительным для украинского автопрома. До введения утилизационного сбора 60% продукции, выпускаемой Запорожским автомобильным заводом, шло на экспорт в Российскую Федерацию. Сейчас же, если его действие останется в силе, наш автомобиль подорожает для их потребителя на 10-12%, что сделает его приобретение не целесообразным. Соответственно, производимые объемы станут не востребованными. Хотя уже сейчас видна отрицательная динамика. Только в сентябре, по сравнению с предыдущим месяцем, АвтоЗАЗ сократил выпуск легковых и грузовых автомобилей на 8,1 %. А если взять показатели аналогичного периода прошлого года, дела и того хуже, объемы уменьшились на 21,73%.

Не лучшее положение дел подтверждают и на заводе:

- Во время беседы двух премьер-министров Украины и России - Николая Азарова и Дмитрия Медведева - было сказано, что вопрос о применении утилизационного сбора к ввозимым автомобилям, который действует в Российской Федерации с начала осени, будет решен до 1 ноября. Пока у нас все плохо. Мы прекратили экспорт в Российскую Федерацию, - говорит председатель правления ПАТ «Запорожский автомобилестроительный завод» Николай Евдокименко.

- Все эти нововведения имеют политический привкус. Со всех сторон Украину подталкивают к решительным действиям, -уверен президент Запорожского областного союза промышленников и предпринимателей «Потенциал» Петр Ванат. - Для Украины, которая экспортирует около 40% своих авто в страны СНГ и в первую очередь в Россию, этот закон ставит «палки в колеса». Он разграничивает для нас разные условия выживания, и мы явно проигрываем в конкурентной борьбе с аналогичными предприятиями России. В данной ситуации их производители имеют преференции, а мы дополнительные сложности и убытки. Например, таможенный сбор за производимые у нас российские модели, которые после спуска с конвейера возвращаются на их территорию, оседает в России.

Пострадает область

Отразится изменение ситуации на рынке автомобилестроения и на экономике региона в целом. Если объемы не удастся восстановить за счет других рынков, уменьшатся выплачиваемые предприятием налоги, поступления в бюджет, не исключено, что придется сокращать персонал.

- Искать выход на другие рынки сбыта, это постоянная задача заводского менеджмента. И если бы мы смогли уйти от России в Иран, Ирак, Афганистан и другие страны, было бы замечательно. Можно пытаться прорваться в Европу, но это значительно сложнее сделать, - продолжает Петр Ванат. - В любом случае, безвыходных ситуаций не бывает. Как раз в таких трудностях нужно находить новые пути.

Несмотря на снижение объемов производства запорожских автомобилей и ограничение их экспорта, Петр Ванат уверен, преувеличивать событие ввода утилизационного сбора не стоит -Запорожье не потеряет звание «автогиганта». По его словам, этот фактор не может настолько сильно ударить по сфере автомобилестроения. К тому же АвтоЗАЗ - единственное в Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей, который включает штамповку, сварку, окраску, оборудование кузова и сборку автомобиля.

Россию нужно ставить в рамки

Конечно, не исключено, что украинское правительство «ответит» России и с 1 ноября введет утилизационный сбор на весь импорт автомобилей, независимо от страны происхождения. Сейчас проект соответствующего постановления готовится для рассмотрения Кабинетом министров. Если это произойдет и страны все-таки не договорятся, то у нас подорожают авто, которые импортируются из России - ВАЗы, VW Polo, Hyundai Accent, Renault Logan и Kia Rio.

- Я думаю, в ближайшее время Украина и Россия примут нулевой вариант, который был до введения утилизационного сбора в РФ, - говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. - Обе страны отменят эти пошлины.

Сейчас же Украина предлагает России ввести в обеих странах национальные режимы для взимания утилизационного сбора при импорте автомобилей.

Тем не менее пока украинцев пугают новыми пошлинами на импортные авто очередь за четырехколесными не выстраивается. Как говорят в ассоциации «Укравтопром», впервые в этом году продажи легковых автомобилей продемонстрировали отрицательную динамику по отношению к прошлогодним показателям.

- По примеру России нам хотят добавить к стоимости машины утилизационный сбор, который не нужен нашим гражданам. Вполне естественно, возложить утилизацию автомобиля, который не подлежит эксплуатации на ее владельца, но не в момент покупки, - говорит Петр Ванат. - Сегодня на улицах нашего города и страны не одна машина, которой перевалило за 3, а то и 5 десятков лет. Но далеко не все готовы отправить свою уже неэксплуатируемую машину в «мясорубку», и тем более платить государству за эту услугу.

Одни оставляют четырехколесного друга как раритет, другие самостоятельно разбирают по запчастям и сдают на металлолом, при этом еще заработают.

- Не знаю, будет ли принят в Украине ответный закон, но документ, который бы ущемлял права Российской Федерации в их действиях, необходим. Не обязательно за счет утилизационного сбора, ошибки России повторять не нужно, - говорит Петр Михайлович, - Хотя нынешняя Верховная Рада поддерживает именно введение утилизационного сбора и вероятность его введения достаточно высокая. При других силах ситуация может измениться. В любом случае Украине нужно отреагировать. Как? Решать правительству.

Нас спасет господдержка

В сложившейся ситуации автопрому страны потребуется поддержка государства. Эту тему уже активно обсудили на одном из последних совещаний с губернатором.

- Из-за всемирного кризиса ситуация в области автомобилестроения значительно ухудшилась, поэтому требует государственной поддержки. По нашим прогнозам в текущем году в Украине будет произведено лишь 250 тысяч легковых автомобилей и только 45 тысяч из них для внутреннего рынка, - говорит Николай Евдокименко.

По словам руководителя предприятия, Украина должна использовать положительный опыт стран-соседей, которые оказывают значительную государственную поддержку автомобилестроительным предприятиям.

- Сейчас готовится проект закона, который даст льготы отечественному товаропроизводителю. И каким бы ни был состав Верховной Рады, защита отечественного производителя необходима - это не только имидж государства, но и прагматичные расчеты. Если этот закон будет принят, наше автомобильное производство будет сохранено, и мы не будем зависеть от той ситуации, которую нам преподнесла Россия, -рассказывает Петр Ванат. - Я вижу, в этом законе должно быть рассмотрено поддержание производства путем предоставления предприятию преференций - снижение налога, освобождение от сбора. Сегодня такой закон работает для поддержки авиастроения. И как видите, наш «Мотор-Сич» успешно функционирует и удивляет нас новыми подходами.

Помимо автопрома сегодня требуют поддержки государства и другие производственные отрасли.

- Сегодня самая критическая ситуация на государственных предприятиях. Именно они больше всего нуждаются в поддержке своего собственника. В особенности оборонного комплекса, - комментирует Петр Михайлович. - Правда, благодаря некоторым шагам, сделанным в последнее время, два предприятия, «Искра» и «Радиоприбор», которые входят в этот комплекс, освобождены от части накопившихся долгов. Также им выделили по 7 миллионов для погашения задолженности по зарплате и предоставили государственные заказы. Будем надеяться, что эта помощь будет постоянной. Не меньше в помощи нуждается металлургический комплекс.

А вот экономист Елена Завгородняя уверена, популярные в Запорожье отрасли не нуждаются в поддержке со стороны государства, они абсолютно самодостаточны.

- Большее, что может сделать государство для нашего города - это не мешать. Вести правильное государственное регулирование, которое не будет ставить палки в колеса предприятиям. И они будут в состоянии самостоятельно себя кормить, - говорит она. - Власти не должны позволять монопольно захватывать предприятия, таким образом, обанкрочивая все остальные, например ферросплавный, алюминиевый, которые находятся в крайне тяжелом состоянии. Цена на электроэнергию сейчас явно раздутая, а все потому, что власть позволила монополию в этой сфере. Я уверена, поэтому помощь государства может заключаться только в борьбе с коррупцией внутри своей верхушки.

- У государства, за исключением последних шагов, отсутствует цельная политика. Это отражается и на регионе. У нас уже есть сложившийся индустриальный комплекс, и сегодня мы должны сказать всем, что будет развиваться, а что можно оставить в состоянии покоя. Но для этого нужна сила. Лоббистские интересы не могут превалировать над национальными, - подытожил наш разговор Петр Ванат.

Ольга ДЗЮБА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

КРЕН | 23.10 2012 в 06:57
АВТОПРОМ ГУБИТ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЖАЖДА НАЖИВЫ ВЛАДЕЛЬЦЕВ И ГОСУДАРСТВА,НЕ ОГРАНИЧЕННАЯ ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ!

prself.com | 22.10 2012 в 18:41
Уважаемые работодатели и молодые люди, ищущие работу! Предлагаем посетить наш сайт . Здесь вы сможете оценить будущего работника как профессионала и как человека, видя фото и видеоотчеты результатов его работы. Вы сможете не только размещать ваши вакансии и резюме, но и создавать свои фото и видео обзоры товаров, услуг, мероприятий, которые привлекут внимание не только соискателей, но и потребителей. Желаем Вам финансовых успехов. С уважением,

Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |