28 октября 2020 года исполнилось ровно 30 лет с момента получения Благословенной Грамоты Московского Патриарха Алексия II о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в её управлении.
Но почему же все эти годы мы слышим о несвободе нашей Церкви? Об этом я и хочу поговорить с тобой, мой читатель: так зависима или независима Украинская Церковь?
«Каждый хочет, чтобы правда была на его стороне, но не каждый хочет быть на стороне правды». (Р. Уэйтли)
Да, английский философ и теолог, сказавший эти слова двести лет назад, прав. И, возможно, для нашего времени более прав, чем для своего. Мы с вами живем в такой плотности информации, которую и представить не могли люди начала XIX века. У них было время для раздумий и размышлений, для глубокого погружения в событие. У современного человека такой возможности почти нет. Со всех сторон на него наваливается столько новостей, что он может только проглатывать, не успевая разобраться: что в этой ленте новостей правда, а что – ложь.
Огромные потоки слов закручивают в свой водоворот наше внимание. У нас есть возможность из этого потока выбирать то, что нам по сердцу в этот момент. Но как отличить правду ото лжи? Скажете: какая разница – правда или ложь? Не могу согласиться. В каждом человеке глубоко коренится стремление к правде. И не в его силах это преодолеть, потому что хочет он или нет, но он – образ Божий.
«Полуправда – это правда для непосвященных». (Ю. Нагибин)
Но вернемся к теме независимости, выберем одну строку из ленты новостей: «22 октября 2020 года Украинская православная церковь Киевского патриархата отметила 25-ю годовщину интронизации патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета».
Ну и что, скажете вы, чем эта новость может смутить, и как она связана с темой независимости Церкви? Попробуем добавить к ней несколько фактов. В своем выступлении на праздновании Филарет отметил, что находится на Киевской кафедре 55 лет. Добавим: 30 из них он был митрополитом Русской Церкви, и 25 – самопровозглашенным патриархом Киевского патриархата. Он называет себя патриархом всея Руси-Украины, но о церковной независимости говорит, как о том, что еще не произошло. И это очень странно, потому что на самом деле через его руки Украинская Православная Церковь получила Грамоту о независимости еще тридцать лет назад.
Произошло это 28 октября 1990 года в Софийском соборе в Киеве. Подписанную накануне Грамоту ему — на тот момент митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету — вручал лично патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Благословляем через настоящую грамоту силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне православной Украинской церкви независимой и самостоятельной в своем управлении».
Патриарх Алексий II так объяснил решение Архиерейского собора в октябре 1990 года: "Мы предоставили Украинской православной церкви независимость в решении всех внутренних вопросов. Но оставили молитвенную и духовную связь между нашими народами, которую невозможно разорвать".
А спустя 29 лет после этого события Филарет с главой новообразованной "Православной церкви Украины" (ПЦУ) Епифанием получил еще один «томос», теперь уже из рук Константинопольского патриарха Варфоломея, а через короткое время громко это событие раскритиковал, озвучив очевидные верующим вещи: ПЦУ не стала по-настоящему независимой — ее курируют в Стамбуле. И, конечно же, Филарет попросил новую, "настоящую" грамоту об автокефалии. Как говорится, эта песня о независимости хороша – начинай её сначала.
«Ложь, какая бы она ни была, это постройка нереального мира; а в нереальном мире нет Бога, потому что Бог есть абсолютная реальность».
(митрополит Сурожский Антоний)
Почему же Филарет настаивает, что независимости нет? Грамоту Архиерейского собора Русской церкви он принял, а потом она перестала его устраивать в связи с тем, что он, неожиданно для себя, не был избран патриархом Московским 7 июня 1990 года. Уже через несколько дней после этого он обратился в Москву с требованием дать Украинской церкви независимость. Стало ясно: желание стать патриархом у него никуда не делось, в конце концов, он просто назвал себя патриархом и совершил раскол. Двадцать три года Филарет добивался независимости и признания, а на двадцать четвертом году его обманули: и «томос» от Константинополя есть, и ПЦУ есть, а результата нет.
Об этом он рассказал в эфире Украинского радио 12 июня 2019 года. На вопрос ведущей: «В чем состоит зависимость ПЦУ?» он ответил: «Во-первых, юрисдикция автокефальной Украинской церкви распространяется только на территорию Украины. А те украинцы, которые проживают за границей, не имеют права принадлежать к Украинской церкви, а принадлежат к Константинопольскому патриархату. Во-вторых, если церковь не имеет своего миро, то значит, что она не может ни крестить детей, ни освящать престолы. В-третьих, согласно канонам, церковные вопросы решаются Поместным собором. Но в томосе записано, что не Поместный собор будет рассматривать украинские вопросы, а Константинопольский патриарх. Зависимые, а называемся автокефальной церковью. Это обман!»
«Правда всегда побеждает. Ибо то, что побеждает, всегда оказывается правдой». (Г. Лауб)
В июле 2009 года на вопрос президента Украины Виктора Ющенко о возможности создания независимой украинской церкви патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил: «Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь в Украине! Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины».
Она есть – Украинская Православная Церковь – и существует уже более тысячи лет, с 988 года, со времени принятия Киевской Русью христианства. Как она существует? Вот некоторые факты, которые спорят с мифами о ее зависимости.
Согласно Уставу УПЦ, зарегистрированному в соответствии с украинским законодательством, Украинская Православная Церковь — самостоятельная и независимая в своем управлении и устройстве.
УПЦ самостоятельно избирает себе Предстоятеля и епископов, самостоятельно ведет административную и хозяйственную деятельность. Священников рукополагают епископы УПЦ по собственному усмотрению. Высшая власть в Украинской Православной Церкви принадлежит Собору, который созывается в составе епископов, клириков и мирян УПЦ.
УПЦ зарегистрирована в государственных органах как «Украинская Православная Церковь», без приставки «Московского Патриархата». Приставка МП — изобретение журналистов. Самостоятельность и независимость УПЦ признана всем православным миром. Во многих храмах УПЦ богослужения уже давно совершаются на украинском, венгерском, грузинском, румынском и других языках. А вот на каком языке в УПЦ богослужения не совершаются — так это на русском. Вся документация Киевской Митрополии и официальные издания УПЦ выходят на украинском языке.
Ну, и о главном мифе о зависимости: ни копейки денег от УПЦ в Москву не идет. Более того, в начале 1990-х годов патриарх Московский Алексий ІІ написал письмо в адрес тогдашнего украинского правительства, в котором был прописан ясный и недвусмысленный отказ РПЦ от любого церковного имущества на территории Украины. Правопреемницей РПЦ в Украине объявлялась Украинская Православная Церковь. За время независимости Украины на пожертвования верующих УПЦ возведены тысячи храмов и сотни монастырей, которые являются памятниками архитектуры и предметом гордости Украинского государства и его народа.
Единственная связь между Украинской Православной Церковью и Московским Патриархом состоит в общей молитве, свидетельствующей, что через Русскую Православную Церковь верующие Украины имеют молитвенное единение со всем православным миром.
«Живи по правде - вот самая лучшая проповедь». (Мигель Сервантес де Сааведра)
В завершение нашего разговора - небольшой штрих об отношении государства: Министерство культуры отказало Украинской Православной Церкви в проведении богослужения на территории Национального заповедника "София Киевская" по случаю 30-летия дарования Грамоты Святейшего Патриарха Алексия II о независимости и самостоятельности УПЦ в управлении.
Но вся полнота нашей Церкви торжественно отметила эту дату – празднования прошли во всех епархиях. И слово правды – тихое и спокойное – звучит в приветствии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия к участникам XІІ Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы», открывшейся 27 октября 2020 года в Киевской духовной академии и семинарии:
«Окидывая взглядом непростой исторический путь Украинской Православной Церкви, мы должны осознать, что на нас возложена огромная ответственность. От нашей устойчивости в вере, от нашей верности Церкви, верности ее учению и каноническому преданию, зависит будущее Православия в Украине. Несмотря на все невзгоды, мы должны свидетельствовать и своим словом, и своей жизнью Христа, о любви и прощении, о святости и нравственной чистоте, мы должны нести слово Божие нашему народу. Мы должны возносить искреннюю молитву Богу за нашу Церковь и за нашу страну».
Статью подготовил настоятель Богоявленского храма г. Энергодар
протоиерей Василий Брода
Комментарии:
нет комментариев