misto.zp.ua

Светлана Лебедева: Сквозь призму театра жизнь кажется потрясающей!

Светлана Лебедева. Театр Ви. ЗапорожьеСветлана Лебедева работает в муниципальном театре VIE. Вот написала слово "работает" и вспомнила о том, что мои педагоги слова того не любили: нужно говорить "служит в театре", что звучит как "служит Театру". В случае со Светланой Лебедевой такая форма будет самой правильно: служит Театру.

На сцене Светлана Лебедева, как и должно актрисе, может быть какой угодно: достаточно вспомнить таких разных женщин из спектаклей "Четвертый стул", "Кабаре Бухенвальд", "Влюбленный полицейский, "День Святого Валентина". А в жизни Светлана Лебедева производит впечатление человека сдержанного, вдумчивого, интеллектуального, не склонного к эмоциональным всплескам. Но главное впечатление: Светлана – профессионал, который не перестает работать никогда. Впрочем, этого требует всякое дело, а театр – в особенности.
Поводом для интервью послужила не одна из актерских ролей Светланы, которые всегда интересно и видеть, и проживать, а то, что недавно Светлана стала работать как режиссер театра VIE и выпустила сказочный спектакль "Марионетки".

"Марионетки" мы смотрели большой компанией: я, мой сын восьми лет, моя подруга и две ее дочери, семи и пяти лет. Дети были в восторге настолько, что, будучи весьма и весьма живыми, тем не менее, все два с половиной часа просидели почти неподвижно, поглощенные действием по самую макушку. Что касается родительниц, то нам было, пожалуй не менее интересно [о спектакле "МИГ" по выходным" писал в декабре прошлого года и рецензию можно посмотреть на сайте misto.zp.ua]. А сейчас хочется привести беседу с режиссером.
Первые двадцать минут Светлана Лебедева говорила о своих учителях. От этого веяло воспитанием, хорошим тоном старинного театра, с преемственностью поколений, с уважением к мастерам. Слушать было даже неловко как-то: я думала, что таких людей уже на свете нет, все умерли...

Об актерстве

– Светлана, давно вы работаете в театре?
– Я в театре с 16-ти лет – уже четверть века. Начинала в Павлограде в театре Бориса Евгеньевича Захавы. Родом я из маленького городка Белозерска Донецкой области, из тех, которые умирают, потому что работы нет…

– Всех нас очень радует, что свою режиссерскую карьеру вы начали с детских спектаклей.
– На самом деле мой первый спектакль был курсовой, по пьесе Юрия Волкова "Вид в Гельдерланде". Такая потрясающая психологическая драма, прописаны характеры, монологи огромные. У меня было пять студенток, и вот я поставила с девочками эту пьесу. Меня упрекали, что дала возрастные роли детям, но меня так учили: я играла огромнейший репертуар, играла роли взрослых людей, будучи восемнадцатилетней, и не жалею, и понимаю, для чего это. Эти роли были "на вырост" – что-то почувствовать, что-то понять… Мы такие же люди, как и зрители, да? Но мы должны быть как-будто эмоционально выше, иначе зрителям будет неинтересно. Поэтому я этот жизненный опыт приобретала своеобразно, как это может быть только в театре: в 18 лет побывав взрослой опытной женщиной… Поэтому девочки в спектакле Виктора Васильевича играли людей своего возраста, а я взяла материал, в котором они были шестидесятилетними и сорокалетними… Вот такой у меня был опыт работа, и мне безумно нравится эта пьеса. И если придется когда-нибудь это поставить, я буду рада.

– В вашей речи совершенно не чувствуется никакого акцента, никакой окраски – ни украинской, ни русской, это совершенно актерская речь с профессиональной дикцией…
– Спасибо! У меня была такая проблема, когда я работала в своем первом театре: там ставили спектакли и на русском, и на украинском, было трудно перестроиться, и не было педагога по речи. Вернее, не так: к нам в Павлоград приезжали замечательные, потрясающие педагоги из московского Щукинского училища, но сколько времени они могли провести в нашем городе? Может быть, неделю! Это, конечно, крохи. Поэтому, когда я приехала в профессиональный театр, мне ничего не оставалось, как серьезно взяться за самостоятельную работу. Мне очень помог Виктор Васильевич [Попов, главный режиссер муниципального Театра VIE, – И.Э.]. Со мной он поработал как педагог по сценической речи. Но, конечно, ничего бы не вышло, если бы я сама не хотела и не прикладывала усилий.

– Светлна, вы – актриса театра переживания, это совершенно понятно, глядя на ваши работы, вы пропускаете историю своих героинь через себя. Однако в театре VIE вам пришлось работать в другой театральной системе, если вспомнить, скажем, ваше сотрудничество с Климом…
– Чтобы работать роль в таком рисунке, какой предлагает Клим, нужно непременно иметь опыт театра переживания. Я пришла в этот театр, который тогда назывался "Театр-лаборатория VIE", имея огромный запас ролей. Я сыграла пятнадцать главных ролей в Павлодарском театре. Первой ролью в 17 лет была Соня Гурвич в спектакле "А зори здесь тихие", а через два года я выросла до роли Жени Камельковой. Я играла Медею в спектакле по пьесе Разумовской, Елену Андреевну в "Дяде Ване" Антона Павловича Чехова, жену Манилова в постановке "Мертвых душ", Клариче в "Трех апельсинах" Карло Гоцци, Мари-Матье-Вязопуриху в "Истории лошади" – солидные роли, мне повезло, вряд ли я сыграла бы такие роли в столичном театре…

– Не за одну жизнь, во всяком случае…
– Вы знаете, провинциальный театр дает такую возможность: я жертвую тем, что я не еду в столицу, но я приобретаю что-то другое… И в моем первом театре у меня была такая возможность: мой первый педагог. Анатолий Рева принес в наш театр вахтанговскую школу, в которой были объединены Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд. В таком театре важно знать, что я чувствую, как я чувствую, но не менее важно найти форму, в которой это чувство будет выражаться, найти какую-то меру условности…
Поэтому, когда я пришла в театр-лабораторию VIE, я знала, как ту или иную роль сделать своей, как ее прожить на сцене… И когда в наш театр приехал Клим, он показал мне, что можно работать совсем по-другому, используя мой опыт. Он расширил мои актерские горизонты. Я уверена, что Климу очень тяжело было бы работать с актером, который не владеет школой переживания…

О режиссуре

– Светлна, ваша режиссерская манера еще только складывается, однако, если вспомнить о том, сколько лет вы проработали в театре, ясно, что вам помогает опыт. Как вы работали с молодыми актерами над спектаклем "Марионетки"? Тяжело, наверное, говорить с актерами, когда вы знаете, как и что делать, и проще показать, чем объяснять?
– Да, когда долго не играешь, знаете, как хочется выйти и сыграть?! На самом деле педагогической деятельностью я занимаюсь с 23-х лет. Еще в моем первом театре у меня была театральная студия и каждые два года мы делали выпуск. У нас была программа, рассчитанная на два года, мы готовили ребят к поступлению. Многие оставались в театре. Естественно, обучая, я приобретала опыт. И в театр VIE я приехала уже с опытом такой работы со студентами, и Виктор Попов пригласил меня работать с курсом. Я работала как второй педагог, выпустила курс… И вдруг поняла, что это для меня очень интересно – работать с людьми, которые еще не знают, что такое театр. Потому что я невероятно люблю театр: в 16 лет, когда человек только формируется, вдруг в тебя это вошло, когда тебе это открыли… Сквозь эту призму жизнь кажется настолько потрясающей! Каждый человек познает мир с помощью своего дела, которое он любит. Это произошло и со мной. И я настолько полюбила эту профессию, что я с удовольствием передаю то, что знаю, мне не надоедает учить, повторять, потому что я люблю это дело… И когда человек приобретает знания и опыт, когда он понимает и меняется, формируется, я получаю от этого огромное удовольствие. Я люблю педагогическую деятельность в актерском мастерстве. И вот, поработав с начинающими актерами, я немножко отстранилась от своей профессии, я как будто увидела ее со стороны, это и привело к тому, что я занимаюсь режиссурой.

– Насколько я понимаю, сейчас вы в театре VIE снова готовите премьеру?
– Это будет детский спектакль "Проделки Братца Кролика", постановка по "Сказкам дядюшки Римуса" Джоэля Харриса. Это совсем другой спектакль, нежели "Марионетки", и отличается эта постановка не только характером драматургии, но и способом существования актеров. "Марионетки" – спектакль и для детей, и для родителей. Этот спектакль могут смотреть и подростки, и дети, и взрослые. А вот "Проделки Братца Кролика" – именно для детей. Хотя я надеюсь, что будет интересно и весело и родителям. Это музыкальный спектакль, в котором много действия, игры, всяких забавных гэгов. Мне хотелось сохранить все обаяние этой совсем не примитивной сказки и поговорить на тему дружбы: почему Братец Кролик и Братец Лис дружат? Ведь на самом-то деле они жить не могут друг без друга? Мы вместе, потому что мы разные!

– Хорошо, что в театре VIE появились сказки, ведь своего зрителя нужно воспитывать с детства…
– Да, это было предложение Виктора Васильевича Попова. Он сказал мне, что, поскольку я учусь на режиссуре, то нужно начинать, и лучше – со сказки. Мне в руки попала пьеса моего однокурсника Евгения Тыщука, и так родился спектакль "Марионетки". Когда я еще только прочитала эту пьесу, то подумала: “Какая недетская сказка!” Это мне и понравилось. Сразу за детскую сказку я браться бы не рискнула – это очень сложно, на самом деле, ставить для детей. И за "Марионетки" я очень благодарна молодым актерам, занятым в спектакле: они как только прочитали пьесу, вдохновились и убедили меня ее ставить. Мне очень помогла эта энергия, которая шла от актеров. А ведь перед молодыми актерами стояли нелегкие задачи: очень много диалогов, и за ними действия не видно.

– Вы, наверное, текст сократили?
– Нет! Разве что несколько фраз, которые повторяются. Не все спектакли идут ровно, бывает так, что я замечаю: дети отвлеклись. Это значит, что актер потерял объект, упустил внимание… Это ведь нелегкая задача – держать в напряжении зрителя, тем более ребенка. И хорошо, что актеры театра VIE проходят эту школу. Очень важно наладить контакт с публикой. Спектакль зависит от того, какая сегодня публика. Поэтому актер должен быть как инструмент – полностью настроен, весь готов к работе. Зрителя нужно почувствовать, обласкать, полюбить, и все-таки сказать о том, что хочешь сказать. Каждого ребенка, даже если перед тобой полный зал, ты должен чувствовать и понимать: что происходит, почему сопротивляется, почему не готов воспринимать…

– Дети теперь очень свободные, вы знаете, потому что вашей младшей дочери шесть лет. И если молодые актеры научатся владеть этими сложными зрителями, то взрослый зал им нипочем… Над спектаклем "Проделки Братца Кролика" вы работаете снова со сценографом Натальей Ступаковой-Петэн?
– Да, все будет решено в стиле вестерна, как будто наши герои живут на Диком Западе!

Инга ЭСТЕРКИНА, фото Светлана МИНАКОВА

Текстовки
Любимое детище Светланы Лебедевой – спектакль "Марионетки"
Сцены из спектаклей "Бомба", "Медея", "Дядя Ваня" и "Кабаре "Бухенвальд"


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Сергио | 05.09 2011 в 20:57
Замечательный спектакль - Марионетки! Советую всем! ;) Светлана, Вам, как актрисе и режиссеру - огромное спасибо!!!

Вячеслав | 28.03 2010 в 19:06
Уважаемая Светлана ! Нижайшая просьба к Вам, передайте, если у Вас существует контакт с НАТАШЕЙ СТУПАКОВОЙ, пожалуйста мой эл. адрес: 124ck39@rambler.ru Я её разыскиваю, это её брат ! Заранее признателен Вам, спасибо !

Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Инга Истеркина. МиГ по-выходным. ЗапорожьеМИГ по выходным  - газета хороших новостей. Что происходит в мире? в Украине? в Запорожье? в мире искусства? вмире моды? в мире книг? в мире человеческих отношений?
Обо всем об этом и о многом другом читайте в рубриках газеты "МИГ по выходным": "Тратим деньги с удовольствием","Большой секс в маленьком городе", "В вашем стиле","В здоровом теле", "Мужской клуб","Всюду жизнь". "МИГ по выходным"  - газета хорошего настроения!

С уважением, редактор газеты "МИГ по выходным"  Инга Эстеркина

Контакты

Адрес редакции:
был
Телефоны:
были
E-mail:
был
День выхода газеты:
было

 

 

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в