Светлана Лебедева работает в муниципальном театре VIE. Вот написала слово "работает" и вспомнила о том, что мои педагоги слова того не любили: нужно говорить "служит в театре", что звучит как "служит Театру". В случае со Светланой Лебедевой такая форма будет самой правильно: служит Театру.
На сцене Светлана Лебедева, как и должно актрисе, может быть какой угодно: достаточно вспомнить таких разных женщин из спектаклей "Четвертый стул", "Кабаре Бухенвальд", "Влюбленный полицейский, "День Святого Валентина". А в жизни Светлана Лебедева производит впечатление человека сдержанного, вдумчивого, интеллектуального, не склонного к эмоциональным всплескам. Но главное впечатление: Светлана – профессионал, который не перестает работать никогда. Впрочем, этого требует всякое дело, а театр – в особенности.
Поводом для интервью послужила не одна из актерских ролей Светланы, которые всегда интересно и видеть, и проживать, а то, что недавно Светлана стала работать как режиссер театра VIE и выпустила сказочный спектакль "Марионетки".
"Марионетки" мы смотрели большой компанией: я, мой сын восьми лет, моя подруга и две ее дочери, семи и пяти лет. Дети были в восторге настолько, что, будучи весьма и весьма живыми, тем не менее, все два с половиной часа просидели почти неподвижно, поглощенные действием по самую макушку. Что касается родительниц, то нам было, пожалуй не менее интересно [о спектакле "МИГ" по выходным" писал в декабре прошлого года и рецензию можно посмотреть на сайте misto.zp.ua]. А сейчас хочется привести беседу с режиссером.
Первые двадцать минут Светлана Лебедева говорила о своих учителях. От этого веяло воспитанием, хорошим тоном старинного театра, с преемственностью поколений, с уважением к мастерам. Слушать было даже неловко как-то: я думала, что таких людей уже на свете нет, все умерли...
Об актерстве
– Светлана, давно вы работаете в театре?
– Я в театре с 16-ти лет – уже четверть века. Начинала в Павлограде в театре Бориса Евгеньевича Захавы. Родом я из маленького городка Белозерска Донецкой области, из тех, которые умирают, потому что работы нет…
– Всех нас очень радует, что свою режиссерскую карьеру вы начали с детских спектаклей.
– На самом деле мой первый спектакль был курсовой, по пьесе Юрия Волкова "Вид в Гельдерланде". Такая потрясающая психологическая драма, прописаны характеры, монологи огромные. У меня было пять студенток, и вот я поставила с девочками эту пьесу. Меня упрекали, что дала возрастные роли детям, но меня так учили: я играла огромнейший репертуар, играла роли взрослых людей, будучи восемнадцатилетней, и не жалею, и понимаю, для чего это. Эти роли были "на вырост" – что-то почувствовать, что-то понять… Мы такие же люди, как и зрители, да? Но мы должны быть как-будто эмоционально выше, иначе зрителям будет неинтересно. Поэтому я этот жизненный опыт приобретала своеобразно, как это может быть только в театре: в 18 лет побывав взрослой опытной женщиной… Поэтому девочки в спектакле Виктора Васильевича играли людей своего возраста, а я взяла материал, в котором они были шестидесятилетними и сорокалетними… Вот такой у меня был опыт работа, и мне безумно нравится эта пьеса. И если придется когда-нибудь это поставить, я буду рада.
– В вашей речи совершенно не чувствуется никакого акцента, никакой окраски – ни украинской, ни русской, это совершенно актерская речь с профессиональной дикцией…
– Спасибо! У меня была такая проблема, когда я работала в своем первом театре: там ставили спектакли и на русском, и на украинском, было трудно перестроиться, и не было педагога по речи. Вернее, не так: к нам в Павлоград приезжали замечательные, потрясающие педагоги из московского Щукинского училища, но сколько времени они могли провести в нашем городе? Может быть, неделю! Это, конечно, крохи. Поэтому, когда я приехала в профессиональный театр, мне ничего не оставалось, как серьезно взяться за самостоятельную работу. Мне очень помог Виктор Васильевич [Попов, главный режиссер муниципального Театра VIE, – И.Э.]. Со мной он поработал как педагог по сценической речи. Но, конечно, ничего бы не вышло, если бы я сама не хотела и не прикладывала усилий.
– Светлна, вы – актриса театра переживания, это совершенно понятно, глядя на ваши работы, вы пропускаете историю своих героинь через себя. Однако в театре VIE вам пришлось работать в другой театральной системе, если вспомнить, скажем, ваше сотрудничество с Климом…
– Чтобы работать роль в таком рисунке, какой предлагает Клим, нужно непременно иметь опыт театра переживания. Я пришла в этот театр, который тогда назывался "Театр-лаборатория VIE", имея огромный запас ролей. Я сыграла пятнадцать главных ролей в Павлодарском театре. Первой ролью в 17 лет была Соня Гурвич в спектакле "А зори здесь тихие", а через два года я выросла до роли Жени Камельковой. Я играла Медею в спектакле по пьесе Разумовской, Елену Андреевну в "Дяде Ване" Антона Павловича Чехова, жену Манилова в постановке "Мертвых душ", Клариче в "Трех апельсинах" Карло Гоцци, Мари-Матье-Вязопуриху в "Истории лошади" – солидные роли, мне повезло, вряд ли я сыграла бы такие роли в столичном театре…
– Не за одну жизнь, во всяком случае…
– Вы знаете, провинциальный театр дает такую возможность: я жертвую тем, что я не еду в столицу, но я приобретаю что-то другое… И в моем первом театре у меня была такая возможность: мой первый педагог. Анатолий Рева принес в наш театр вахтанговскую школу, в которой были объединены Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд. В таком театре важно знать, что я чувствую, как я чувствую, но не менее важно найти форму, в которой это чувство будет выражаться, найти какую-то меру условности…
Поэтому, когда я пришла в театр-лабораторию VIE, я знала, как ту или иную роль сделать своей, как ее прожить на сцене… И когда в наш театр приехал Клим, он показал мне, что можно работать совсем по-другому, используя мой опыт. Он расширил мои актерские горизонты. Я уверена, что Климу очень тяжело было бы работать с актером, который не владеет школой переживания…
О режиссуре
– Светлна, ваша режиссерская манера еще только складывается, однако, если вспомнить о том, сколько лет вы проработали в театре, ясно, что вам помогает опыт. Как вы работали с молодыми актерами над спектаклем "Марионетки"? Тяжело, наверное, говорить с актерами, когда вы знаете, как и что делать, и проще показать, чем объяснять?
– Да, когда долго не играешь, знаете, как хочется выйти и сыграть?! На самом деле педагогической деятельностью я занимаюсь с 23-х лет. Еще в моем первом театре у меня была театральная студия и каждые два года мы делали выпуск. У нас была программа, рассчитанная на два года, мы готовили ребят к поступлению. Многие оставались в театре. Естественно, обучая, я приобретала опыт. И в театр VIE я приехала уже с опытом такой работы со студентами, и Виктор Попов пригласил меня работать с курсом. Я работала как второй педагог, выпустила курс… И вдруг поняла, что это для меня очень интересно – работать с людьми, которые еще не знают, что такое театр. Потому что я невероятно люблю театр: в 16 лет, когда человек только формируется, вдруг в тебя это вошло, когда тебе это открыли… Сквозь эту призму жизнь кажется настолько потрясающей! Каждый человек познает мир с помощью своего дела, которое он любит. Это произошло и со мной. И я настолько полюбила эту профессию, что я с удовольствием передаю то, что знаю, мне не надоедает учить, повторять, потому что я люблю это дело… И когда человек приобретает знания и опыт, когда он понимает и меняется, формируется, я получаю от этого огромное удовольствие. Я люблю педагогическую деятельность в актерском мастерстве. И вот, поработав с начинающими актерами, я немножко отстранилась от своей профессии, я как будто увидела ее со стороны, это и привело к тому, что я занимаюсь режиссурой.
– Насколько я понимаю, сейчас вы в театре VIE снова готовите премьеру?
– Это будет детский спектакль "Проделки Братца Кролика", постановка по "Сказкам дядюшки Римуса" Джоэля Харриса. Это совсем другой спектакль, нежели "Марионетки", и отличается эта постановка не только характером драматургии, но и способом существования актеров. "Марионетки" – спектакль и для детей, и для родителей. Этот спектакль могут смотреть и подростки, и дети, и взрослые. А вот "Проделки Братца Кролика" – именно для детей. Хотя я надеюсь, что будет интересно и весело и родителям. Это музыкальный спектакль, в котором много действия, игры, всяких забавных гэгов. Мне хотелось сохранить все обаяние этой совсем не примитивной сказки и поговорить на тему дружбы: почему Братец Кролик и Братец Лис дружат? Ведь на самом-то деле они жить не могут друг без друга? Мы вместе, потому что мы разные!
– Хорошо, что в театре VIE появились сказки, ведь своего зрителя нужно воспитывать с детства…
– Да, это было предложение Виктора Васильевича Попова. Он сказал мне, что, поскольку я учусь на режиссуре, то нужно начинать, и лучше – со сказки. Мне в руки попала пьеса моего однокурсника Евгения Тыщука, и так родился спектакль "Марионетки". Когда я еще только прочитала эту пьесу, то подумала: “Какая недетская сказка!” Это мне и понравилось. Сразу за детскую сказку я браться бы не рискнула – это очень сложно, на самом деле, ставить для детей. И за "Марионетки" я очень благодарна молодым актерам, занятым в спектакле: они как только прочитали пьесу, вдохновились и убедили меня ее ставить. Мне очень помогла эта энергия, которая шла от актеров. А ведь перед молодыми актерами стояли нелегкие задачи: очень много диалогов, и за ними действия не видно.
– Вы, наверное, текст сократили?
– Нет! Разве что несколько фраз, которые повторяются. Не все спектакли идут ровно, бывает так, что я замечаю: дети отвлеклись. Это значит, что актер потерял объект, упустил внимание… Это ведь нелегкая задача – держать в напряжении зрителя, тем более ребенка. И хорошо, что актеры театра VIE проходят эту школу. Очень важно наладить контакт с публикой. Спектакль зависит от того, какая сегодня публика. Поэтому актер должен быть как инструмент – полностью настроен, весь готов к работе. Зрителя нужно почувствовать, обласкать, полюбить, и все-таки сказать о том, что хочешь сказать. Каждого ребенка, даже если перед тобой полный зал, ты должен чувствовать и понимать: что происходит, почему сопротивляется, почему не готов воспринимать…
– Дети теперь очень свободные, вы знаете, потому что вашей младшей дочери шесть лет. И если молодые актеры научатся владеть этими сложными зрителями, то взрослый зал им нипочем… Над спектаклем "Проделки Братца Кролика" вы работаете снова со сценографом Натальей Ступаковой-Петэн?
– Да, все будет решено в стиле вестерна, как будто наши герои живут на Диком Западе!
Инга ЭСТЕРКИНА, фото Светлана МИНАКОВА
Текстовки
Любимое детище Светланы Лебедевой – спектакль "Марионетки"
Сцены из спектаклей "Бомба", "Медея", "Дядя Ваня" и "Кабаре "Бухенвальд"
Комментарии:
Сергио | 05.09 2011 в 20:57
Замечательный спектакль - Марионетки! Советую всем! ;) Светлана, Вам, как актрисе и режиссеру - огромное спасибо!!!
Вячеслав | 28.03 2010 в 19:06
Уважаемая Светлана ! Нижайшая просьба к Вам, передайте, если у Вас существует контакт с НАТАШЕЙ СТУПАКОВОЙ, пожалуйста мой эл. адрес: 124ck39@rambler.ru Я её разыскиваю, это её брат ! Заранее признателен Вам, спасибо !