Советский двухсерийный музыкальный художественный телефильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1977 году режиссером Яном Фридом по одноименной комедии Лопе де Вега.
Постоянные сомнения
Теодоро, секретарь госпожи Дианы, влюблен в горничную Марселу. Наблюдая за развитием их романа, госпожа неожиданно чувствует, как в ней просыпается ревность. Может ли любовь зажечься от ревности?
Но условности и бремя предрассудков имеют сильную власть над независимой и своевольной Дианой.
Она, забавляющаяся над своими знатными женихами, не может снизойти до того, чтобы признаться в любви безродному слуге. У Теодоро нет выбора - ему нужно уе-1 хать, искать счастья в других краях и покинуть дом Дианы, хотя души влюбленных принадлежат друг другу. Тогда на помощь приходит его слуга Тристан, лукавый и остроумный пройдоха. И Теодоро вдруг оказывается знатным вельможей и дворянином, не уступающим по древности рода и богатству Диане…
Богатая и знатная сеньора Диана терзается сомнениями: ей нужно выбрать между достойными ее руки женихами и личным секретарем - красавцем и ловеласом. А тот, в свою очередь, не может решить, кто ему больше по сердцу: прелестная служанка или обворожительная хозяйка.
Как прошли съемки фильма
Съемки «Собаки на сене» пришлись на 1977 год – период острого дефицита всего и вся. Поэтому, для того чтобы воссоздать на экране богатство и роскошь конца XIX века, создателям картины приходилось идти на хитрости. И если с натурой вопрос решили относительно легко – испанские пейзажи отсняли в Ливадийском дворце в Крыму, то с нарядами для артистов пришлось изрядно помучиться. Часть перешивали из старых, а Михаилу Боярскому и вовсе пришлось в буквальном смысле донашивать костюм Иннокентия Смоктуновского.
Черный колет Теодоро, который герой Боярского носит практически весь фильм, до этого уже снимался в кино. Его сшили в 1964 году для «Гамлета», в котором сыграл Иннокентий Михайлович. Впрочем, если бы не худощавое телосложение актера, «наследство» Смоктуновского могло бы ему и не достаться.
На самом деле сначала Боярского утвердили на роль маркиза Рикардо, и черный костюм предназначался именно для этого героя. Потом в последний момент режиссер все переиграл – он стал исполнителем роли Теодоро, а в качестве маркиза пригласили Караченцова. Пришлось срочно перешивать все костюмы, кроме того самого, черного колета. Он тоже должен был достаться «по наследству» новому Риккардо, но актер в него просто не влез.
После того как черная куртка осталась у Теодоро, герою Николая Караченцова пришлось искать другой костюм. Зеленый пиджак с брюками и накидкой нашли в реквизите, оставшемся со съемок фильма «Актриса» 1943 года. Его перекроили под артиста и дополнили золотой вышивкой.
Второй наряд Боярского – белый костюм из сцены, в которой Теодоро встречает Диану, шился уже специально на актера. Ткань для него заказывали у перекупщиков, а пуговицы – в антикварном магазине. Эскиз делала главный художник картины Татьяна Острогорская.
Для этого эпизода Татьяна Евгеньевна решила сделать белый парадный пиджак с яркой отделкой.
Помучиться пришлось и с платьем главной героини – Дианы в исполнении Маргариты Тереховой. Например, чтобы купить ажурный воротничок для этого наряда, сотрудникам «Ленфильма» пришлось устраивать настоящий конкурс.
Редкий синий бархат достали у тех же антикваров за огромные деньги. Но самая дорогая и даже бесценная деталь платья графини - вставка на груди.
Постоянные конфликты
В этой картине так все гармонично и красиво, что кажется, будто и съемки должны были проходить в обстановке галантности и куртуазности. На самом деле был сложнейший производственный процесс, отягощенный постоянными конфликтами между актерами и режиссером.
Действительно, никто из тогдашних участников съемок ни за что не поверил бы, если бы во время работы кто-то осмелился предположить, что получится один из лучших костюмных фильмов отечественного кино.
Поскольку с режиссером Яном Фридом и Терехова, и Боярский конфликтовали постоянно, актеры искали режиссера в Лопе де Вега и находили. Они постоянно перечитывали пьесу, пытаясь найти правильное решение роли у самого автора.
Это было спасение, ибо после первого просмотра отснятого материала Боярский от потрясения просто не мог встать с кресла, и ему срочно искали валидол по всей студии. К тому времени 27-летний актер кого только не играл - разбойников, волков. А тут - такая любовная роль. По задумке режиссера Боярский должен был играть Теодоро смешным, как сделал свой персонаж Караченцов.
И такая благодатнейшая натура очень помогала исполнителям. Например, даже не пришлось озвучивать звук журчащей воды из фонтана. Просто его для фильма переозвучили.
Подготовила Яна ЗАГОРСКАЯ
Интересные факты
- В сцене, где Диана бьет веером Теодоро так, что у того из носа идет кровь, кровь настоящая. Терехова ударила Боярского (который сам попросил сделать сцену понатуральнее) с такой силой, что у него действительно пошла кровь.
- Съемки фильма проводились в Крыму в Ливадийском дворце и его парке.
Крылатые выражения
- Один - дурак, другой - помешан, А ты обоим им под стать.
- Слугу не терпят, если он, кой в чем искусней господина.
- Начелдахи недурносы. Пошли - баши?
- Пошли-баши.
- Какой занятный язык...
- Ища вниманья знатной дамы, Усердны будьте и упрямы: Не камни женские сердца.
- Что проку в этих молодых мужчинах -, Скажу я сам себе наедине - . Видней мужская красота в морщинах И в седине, и в седине.
- Тристан, которому по смерти Обман воздвигнет изваянья, Измыслил басню про меня;
А я - ничто, найденыш бедный, И мой единственный отец -Мой ум, мое к наукам рвенье, мое перо.
Киноляп
Маленькому полному человеку, вытягивающему за героя недоступные тому ноты, подобрали костюм, но обувь найти так и не смогли. Поэтому, если присмотреться, видно, что в кадре он стоит... в женских туфлях на высоченных шпильках. Этот факт вызывал буйное веселье тех, кто наблюдал за съемками, проходившими в Ливадийском дворце-музее.
Комментарии:
Волхв | 03.07 2012 в 16:22
Зато сейчас какой простор для мысли и всё есть - только фильмов украинских нет.