misto.zp.ua

Схемы откатов в Украине

Схемы откатов в Украине

Коррупция при госзакупках: в карманы чиновников и связанных с ними коммерсантов уходят миллиарды бюджетных денег.

О том, что на покупке товаров или услуг за казенные деньги чиновники берут откаты и завышают цены покупки, известно хорошо. И, кстати говоря, скандалы на этой почве случаются во всем мире, в том числе и в странах с куда более низким уровнем коррупции, чем в Украине. Ведь при распределении миллиардов бюджетных средств даже у самого честного чиновника в самом некоррумпированном государстве может дрогнуть рука. Однако весь вопрос в объемах воровства — в развитых странах стараются свести возможные злоупотребления к минимуму. Для этого придумывают сложные тендерные процедуры, организуют контроль за действиями чиновников, а попавшихся на воровстве строго наказывают. Им грозит большой тюремный срок, а тем начальникам, которые их покрывали‚ — конец политической карьеры.

У нас в стране «освоение» бюджетных средств, а также средств госкомпаний является одним из самых прибыльных видов бизнеса. А иногда — и главным смыслом нахождения того или иного чиновника на своем посту. С приходом Виктора Януковича к власти среди чиновников прошел слух, что начальство приказало накручивать на госзакупках не более 10% (при «оранжевых» суммы доходили в среднем до 35—40%). И действительно, вести с полей говорят, что чиновничий люд несколько умерил свои «откатные» аппетиты. Но, прямо скажем, не столь существенно, как хотелось бы. Не до 10%. Есть, правда, однозначная перемена к лучшему — теперь вся информация о госзакупках становится достоянием гласности и чиновникам при каждой госзакупке основательно перемывают косточки. Кроме того, принятый еще в прошлом году закон о госзакупках усложнил жизнь откатчикам, введя контроль Антимонопольного комитета за спорными ситуациями. Однако все эти положительные сдвиги нивелируются использованием практики закупок у одного участника (то есть, без тендера).

При этом в ближайшее время ситуация может серьезно ухудшиться, если вступят в силу принятые Верховной Радой изменения к Закону «О госзакупках» №7532.

Эксперты говорят о четырех коррупционных рисках и возможности воровства до 30 млрд грн. в год после принятия этого закона. В первую очередь, этот закон позволяет применять процедуру закупки у одного участника в огромном большинстве случаев для госпредприятий (типа «Укрзализныци» и «Нефтегаза»), ибо формулирует такое право так: в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным выдержать сроки для проведения тендеров. Размытость формулировки, по мнению экспертов, позволяет применять ее чуть ли не всегда. Во-вторых, новый закон увеличил количество исключений из общей процедуры тендерных закупок с 5 до 20 (например, стало возможным закупать без тендера товары и услуги для проведения официальных мероприятий с высокими чиновниками). В-третьих, вводят страхование сделок на 10 и больше миллионов гривен. Если еще добавят аккредитованные страховые компании-монополисты по таким сделкам, то далеко не все желающие смогут принять участие в тендере (то есть это будет конкурс «для своих). В-четвертых, уменьшается открытость информации о тендерах — с 14 позиций, обязательных к опубликованию, осталось 10.

На прошлой неделе появилась информация, что президент этим законом недоволен (по указанным выше причинам) и намерен наложить на него вето. Но даже в таком случае проблемы с госзакупками все равно остаются. Мы решили взять три наиболее типичные, на наш взгляд, сферы, и посмотреть, какие коррупционные схемы там работают.

Строим дороги: «откаты» и «конверты»

Все злоупотребления в отрасли строительства дорог в стране крутятся вокруг финансов из бюджета. Существует, впрочем, еще внебюджетное финансирование строительства дорог, на деньги ЕБРР. Схемы хищений там применяются такие же, как и в случае с бюджетными финансами (правда, банк имеет право контролировать ход строительства и траты денег).

Через госструктуры (Службу автодорог Украины, куда входит «Укравтодор») в год проходит на строительство и ремонт дорог примерно 7—10 млрд грн. бюджетных денег. Эксперты оценивают коррупционные «откаты» здесь до 1—1,5 млрд грн.

Коррупция, как и в других госзакупках, начинается с процедуры тендера или выбора для закупки одного участника. Покупаются распорядителем госсредств работы, услуги и товары. Среди последних, например, — необходимые материалы типа песка, щебня и пр., машины, запчасти и многое другое. Если нет желания проводить тендер, можно выбрать процедуру закупки у одного участника. Это пока требует согласования в Минэкономики. Конечно, при этом надо привести обоснования, почему надо применять такую процедуру. Обычно мотивируют тем, что, мол, именно такой товар или услуга предоставляется лишь одним производителем и больше взять негде.

Впрочем, ныне уже приняты парламентом изменения в закон о госзакупках, которые отменяют это согласование в Минэкономики. Впрочем, эксперты говорят, что и ранее согласование это носило формальный характер хотя бы потому, что таких закупок у одного участника по стране примерно 100 000 в год, а в департаменте госзакупок Минэкономики трудятся всего чуть более 20 человек. И потому решение чиновники ведомства принимали исходя из принципа «занесли — не занесли».

По данным наших источников в ГПУ и МВД, коррупционная «цена» одного согласования составляла 2,5% от суммы закупки (кстати, уголовное дело относительно бывшего министра экономики Богдана Данилишина как раз и основано на подозрении, что не все было чисто при согласовании процедуры одного участника закупок для обеспечения работ в аэропорту «Борисполь»; хотя были еще заявки нескольких фирм, однако тендер не провели). Подчеркнем: 2,5% — это лишь за согласование, сам «откат» от фирмы, ставшей «одним участником», платится отдельно. И может составлять от 20% до 50% и даже 70% от суммы закупки.

Если же применяется процедура тендера, то для получения «отката» объявивший конкурс распорядитель бюджетных средств должен гарантировать «своему» участнику победу. Как этого добиться? Ведь информация о тендере открытая, публикуется в печати и на государственных сайтах, так что принять участие в конкурсе может теоретически любой. Так вот, чтобы отсечь «неугодных», организаторы могут выписать такие условия, которые подойдут только «своему». Например, нужен для строительства дороги песок. Выписываем условия: он должен быть такого-то цвета, консистенции, столько-то примесей и пр. И привезти его надо транспортом фирмы и в такой-то срок… А мы заранее знаем, что такой песок и транспорт есть только у одного участника, который и «откатит» за победу в тендере. Более того, могут потребовать от участников конкурса даже справку об отсутствии судимости. Не принес — не годишься… Но формальности соблюдаются, конкурсная комиссия вскроет конверты, прочитает все условия и будет отмечать, какие из них та или иная фирма выполнила. Так, у вас песок не тот, а вы справку не предоставили, у вас транспорта нет… Таким образом все «лишние» участники конкурса будут отсечены, даже если предложат очень привлекательные цены. Ставки «отката» здесь такие же, как и при закупке у одного участника (см. выше), но чаще всего берут 30—40% от суммы закупки. И эту сумму надо, по неписанным законам, отдать распорядителю средств в течение 10 рабочих дней со дня попадания бюджетных средств на счет выигравшей тендер фирмы. Стоимость же строительства может быть изначально завышена еще на стадии проекта, за что отдельный «откат» (1—2% от суммы завышения) получает проектная организация. А затем применяется еще такой прием: фирма, выигравшая тендер, указывает вначале одну стоимость строительства (меньшую), а после конкурса заявляет, что надо больше. И ей это «больше» перечисляют из бюджета (правда, и «откат» организаторы конкурса получат с этой «большей» суммы).

Коррупция влияет на качество дорог

Эти 10 дней, за которые надо перечислить «откат», являются предметом пристального внимания правоохранителей (если есть оперативная информация об «откате»). И нередко оперативники видят, как именно в этот срок те самые 30— 40% вдруг уходят с казначейского счета победителя на какую-то неизвестную фирму, с нее на другую, третью… Эти фирмы специалисты называют буферными или транзитными. Основание перечисления средств — какие-нибудь маркетинговые или консалтинговые услуги, страховка и пр. А потом деньги попадают в «яму», то есть на фирму с которой снимаются обналиченные средства (фирма-«конверт»). Деньги с нее ушли и концов не найти. Конечно, часть оставляют себе организаторы «конверта», причем у них есть четкая такса — берут себе 8,32% от конвертируемой суммы, не больше и не меньше. Тех, кто демпингует, то есть берет меньше, чем 8,32%, чтобы привлечь клиента, больно бьют (могут натравить проверку, а могут и физически воздействовать или офис поджечь). Итак, победитель конкурса со всеми расплатился — и с организатором «победы», и с «конвертом». Теперь встает вопрос: как же «отбить» потери, да еще и заработать? Очень просто: отступлением от норм и правил. Например, подушка песка делается не 50, а 20 см толщиной, на 10% тоньше слой асфальтобетона, соответственно, и щебня меньше, и других материалов. Так коррупция оборачивается отвратительным качеством дорог.

Продолжение читайте в следующем номере


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Филька | 08.08 2011 в 09:24
эти СХЕМЫ знают даже пингвины Антарктиды...не замечают их только блюстители и

Лента статей
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, пр. Ленина, 106
Главный редактор:

Телефон редакции:
787–47–13
E–mail:
7874713@ mail.ru
Подписной индекс:
06985
06986 (льготный)

Использование материалов газеты – только с письменного разрешения редакции, и ссылки на газету «ГорожанинЪ» обязательна.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |