О том, в каком направлении движется страна, многие украинцы сегодня даже не подозревают. Четко очерченная политика многовекторности, имевшая место при Кучме, в наши дни уступила место дружбе со всеми и ни с кем. И Россия, и Европа по сути больше кормят нас завтраками, чем реально дают обещанные преференции и сотрудничество. Внутри страны тоже нет однозначности. Законы и поправки к законам принимаются, но как их интерпретировать, народ не знает. Прокомментировать положение дел мы попросили депутата Запорожского городского совета, заместителя генерального директора ОАО «Запорожсталь» по внешнеэкономической деятельности Сергея Пшигоцкого.
- Сергей Владимирович, прежде всего о том, с кем нам дружить и на какой законодательной основе. Одни сегодня критикуют идею создания зоны свободной торговли в рамках СНГ, другие считают это шагом вперед. Ваше мнение?
- На бумаге зона свободной торговли в рамках СНГ существует с 1994 года. Но на деле все это время существовало огромное количество препятствий для торговли и обязательств, которые различные стороны соглашения не выполняли. Ну, например, Россия так и не отменила вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты. Было еще несколько попыток подписать новое соглашение, уже без каких бы то ни было изъятий и ограничений - в 1999, 2008 году и весной 2011-го. И все они заканчивались только бумагами без конкретных действий.
Кстати, вы удивитесь, когда узнаете, почему провалилась предпоследняя попытка подписать такое соглашение, в мае это-го года в Минске. Подписание заблокировали кто бы вы думали? Узбекистан и Туркмения. Выходит, у них есть какой-то экономический интерес не принимать нас в зону свободной торговли. И это же говорит о том, что Россия - не единственный игрок в этой игре, а значит, всякие разговоры о том, что Российская Федерация нам навязывает зону свободной торговли - только чушь и манипуляции. Остается добавить, что сегодня действует порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ и зачастую они противоречат друг другу.
- Но на сегодня соглашение все-таки подписано? Насколько нам это выгодно?
- Выгодно, потому что наработанные десятилетиями советской экономики связи и производственная кооперация все еще сильны, даже невзирая на то, что мы уже двадцать лет каждый сам по себе. Во-вторых, мы и так львиную долю своей продукции экспортируем в СНГ И, в-третьих, многие направления нашего экспорта только в СНГ и востребованы. А сверх того, в СНГ нам есть куда развиваться, тогда как в Европе рынок давно поделен.
- Тем не менее, Европа может быть не заинтересована в том, чтобы Украина вошла в зону свободной торговли со странами СНГ
- Формально все сделано с соблюдением международных норм, и те предостережения, которые раздаются из уст евро-парламентеров, это просто сотрясение воздуха. Спасибо им, что они беспокоятся о соблюдении демократии в нашей стране, но что касается развития нашей экономики, они много говорят, но мало делают. Поэтому у меня складывается впечатление, что ослабленная Украина, разрывающаяся между двух миров, им очень подходит. Это такое буржуазное лукавство.
А что касается Зоны свободной торговли с СНГ то первое, соглашение еще должно заработать, и заработать в полную силу. Подчеркиваю, до сих пор этого не было. Второе, зона свободной торговли - это еще не таможенный союз. Потому что таможенный союз - это введение ограничений и антидемпинговые расследования по отношению к третьим странам, той же Европе. А нынешнее соглашение - это, посути, наше внутреннее дело.
Ну, и последнее, давайте не забывать, что Украина - член Всемирной торговой организации. И согласно ст. 28 генерального соглашения по тарифам и торговле ВТО, члены этой организации имеют право инициировать переговоры о пересмотре таможенных ставок на очередной трехлетний срок, который наступит с 2012 года. Грубо говоря, сегодня у нас есть возможность начать такие переговоры и выговорить для себя более выгодные условия торговли. Правда, для этого надо успеть провести консультации с отечественными производителями и экспертами, чтобы определить список товарных групп, по которым нам нужен пересмотр ввозных пошлин. Ведутся ли такие консультации, мне не известно. Знаю только, что в первую очередь пересмотрены могут быть пошлины на продукцию авто- и авиастроения, легкой промышленности и, пожалуй, некоторые продукты питания.
- От внешних экономических вопросов перейдем к внутренним. В этом году решено пересмотреть энергетическую стратегию Украины на период до 2030 года. Некоторые эксперты оценивают негативно те наработки, что уже есть.
- Главным недостатком новой энергетической стратегии называют концентрацию усилий не на оптимизации потребления, а на увеличении производства энергии. Иными словами, пока весь мир учится экономно потреблять, мы просто говорим: у нас ресурсов хватит, что нам экономия? Но с ресурсами все, конечно, непросто. Донецкий уголь, никому не надо доказывать, считается очень дорогим. Модернизация ТЭС в большинстве своем не проводилась и, похоже, не планируется. Это значит, очень неэкономное сжигание угля для производства тепла и электричества. И не самая хорошая экология, кстати. О ставке на развитие атомной энергетики и вовсе говорить не приходится. Особенно после аварии на Фукусиме, где, казалось бы, защита должна быть супернадежная. Само собой, у нас землетрясений и цунами не ожидается. Но разве нас ничему не научил Чернобыль? Остается надеяться, что нынешняя редакция энергостратегии далеко не окончательная. Значит, система еще будет сбалансирована в сторону оптимизации - как потребления, так и способов энергопроизводства.
- Вы упомянули Чернобыль. Многие в стране так и не поняли - чего хотят голодающие чернобыльцы?
- Насколько я знаю, голодающие чернобыльцы хотят получить те деньги, которые они отсудили у государства. Это пенсии в размере 6 тысяч гривен. Мне сложно комментировать эту ситуацию с точки зрения права, но, думаю, суды не могли присудить указанные выплаты просто так. Другое дело, что в бюджете не могут найти деньги на эти выплаты, как не могут найти средства на выплаты детям войны, другим категориям льготников. Здесь надо задавать вопросы тем, кто распоряжается бюджетными средствами. Единственно от чего я бы хотел предостеречь людей, это от обвинения тех же чернобыльцев в том, что они тянут одеяло на себя. К сожалению, именно такой тезис пытаются запустить в массовое сознание некоторые высокопоставленные украинские чиновники. Чернобыльцы рисковали жизнью и однозначно потеряли здоровье. Поэтому оспаривать их право на мало-мальски обеспеченную жизнь я бы не стал.
- Как, по-вашему, меняется сегодня отношение рядовых украинцев к действующей власти? Как это скажется на результатах парламентских выборов в 2012 году?
- Что касается выборов, то до них еще много воды утечет и многое поменяется. А настроения рядовых украинцев очень сильно разнятся.
Законов принимается много, и это уже хорошо. Значит парламент, несмотря на политические коллизии, продолжает работать. Вспомните, несколько лет назад, законотворческий процесс, случалось, пробуксовывал по нескольку месяцев. Постоянно блокировалась трибуна, то и дело возникали стычки. Сегодня этого нет, и это уже огромный прогресс.
Из последних принятых изменений к действующим законам хочу отметить пересмотр отношения к экономическим преступлениям - с тем, чтобы не сажать, а просто увеличить размеры штрафов. Это правильно. В этом случае и казна получит больше, и одной покалеченной судьбой меньше. Тем более, что нагрузка на нашу пенитенциарную систему и без того высокая. Правда, здесь важно акцентировать внимание общественности: речь идет об экономических преступлениях, например, неуплате налогов, и не идет - о коррупции. Наказания за коррупцию остались теми же, а я бы их еще и усилил.
- Тем не менее, об украинцах, которые недовольны действующей властью. Вы не считаете, что новый закон о выборах ограничивает их возможности выбрать достойных представителей в Верховную Раду?
- Ни в коем случае. Можно рассуждать на тему, ограничивает ли новый закон возможности тех, кто избирается. Но для избирателей закон ничего не изменил. Всеобщее тайное голосование на основе свободного волеизъявления.
- Тогда прокомментируйте, пожалуйста, закон с точки зрения избираемых.
- Закон стал жестче, и в нем устранены слабые места, открывавшие простор для манипуляций. Теперь нельзя просто так, по довольно надуманному предлогу, снять кандидата с предвыборной гонки, повышена защита бюллетеней, соблюден баланс интересов по представительству партий в избирательных комиссиях. Принципиально новые положения - это повышение проходного барьера с 3 до 5%, запрет идти на выборы блоками и голосование по смешанной системе - два последних положения уже применены на выборах в местные советы осенью прошлого года.
Проходной барьер в 5% означает, что «малые» партии перестанут быть разменной монетой в политической консолидации внутри парламента. Если вы набрали 5% голосов - вы уже реальная самостоятельная сила, вес вашей победы совершенно иной, чем было при трехпроцентном барьере.
Запрет на участие в выборах блоками преследует, по сути, те же цели. В конечном счете партий у нас станет меньше - перед выборами одни партии, менее влиятельные, просто вольются в другие, более известные.
А что касается смешанной системы, то сама по себе она ни плоха, ни хороша, хотя и есть мнение, что депутаты-мажоритарщики будут скуплены. Но здесь, я думаю, многое будет зависеть от самих избирателей. От того, насколько внимательно они будут изучать биографию кандидата, его конкретные дела и его гражданскую позицию. Пусть у нас в стране и свободная экономика, но не все подряд еще продается и покупается. Во всяком случае, честное имя, я знаю точно, не продается.
Беседовал Александр ЛЕБЕДЕВ
Комментарии:
нет комментариев