Наверняка все помнят добрую и непосредственную Тоню из фильма «Москва слезам не верит», которая очень отличалась от двух других героинь. У девушки не было особых амбиций и претензий, она довольствовалась простым женским счастьем. До сих пор Раису Ивановну Рязанову ассоциируют с ее героиней. И, думается, недаром. По словам актрисы, она никогда никого не отталкивала локтями, живя по принципу «сами придут и все дадут». И действительно дают: на счету Рязановой более 60 ролей в кино.
Раиса Рязанова родилась 31 октября 1944 года в г. Петропавловске, что в Казахстане. Детство у нее было очень непростое. Она родилась внебрачным ребенком. Ее мама, женщина из русской деревни, добровольно отказалась от мужчины, зная, что у него семья и шестеро детей. Ее мама не имела отношения ни к кино, ни театру, но жила она только ради своей девочки и старалась ей, чем могла, помочь.
Рязанова сначала закончила Рязанское музыкально-педагогическое училище по классу баяна и даже целый год преподавала в музыкальной школе, но… в Рязани тогда был прекрасный драматический театр. И как-то раз, придя на спектакль «Ромео и Джульетта», девушка пропала. Влюбилась в Ромео, и для нее белый свет померк, и все немило стало: на уроке, дома она все думала про спектакль. Воображала себе, как бы она сыграла в той сцене, или в этой…. Потом решила поехать в Москву, поступать в театральный, чтобы доказать Ромео. Мечтала: вот окончит институт, станет артисткой и приедет в этот театр покорять Ромео, играть Джульетту.
Личная жизнь и учеба
Конечно же это был решительный поступок: из Рязани - и сразу на экзамены в ГИТИС… Без влиятельных родственников, без нужных связей, без подготовки… Ни о чем таком Рязанова и понятия не имела. Она просто так и представлялась на экзаменах: «Я - Рая Рязанова из Рязани, и мне 20 лет…» До сих пор актриса не может понять, почему ее тогда взяли? Она ведь совершенно была не искушена в актерских делах, выучила не что-нибудь, а… диалог деда Щукаря с Давыдовым из «Поднятой целины» Шолохова. Играла сразу за двоих мужиков. А на втором туре еще и вдруг напрочь текст забыла. Пришлось монолог досказывать своими словами. Казалось бы, надежд на поступление совсем никаких, но нет, -удача: к своему величайшему изумлению будущая актриса нашла свою фамилию в списках. Наверное, педагоги подошли к девушке из Рязани не формально, просто заглянули глубже. Здесь, в стенах института, Раиса Рязанова встретила свою любовь. Уже на втором курсе она вышла замуж за сокурсника. Глянули они тогда друг на друга, и все сразу стало понятно. На четвертом курсе у Раисы родился сын Даниил, а вскоре она… ушла от мужа.
Дебют - Гуля Королева
К тому времени молодая актриса уже снималась в кино. Ее дебютом стала главная роль в картине «Гуля Королева» режиссера Ии Мироновой по повести Елены Ильиной «Четвертая высота». И вот, однажды на съемках Раиса встретила человека, который сразу же покорил ее сердце. Ну что поделать, вот такая влюбчивая она была. А мужа обманывать - не в ее правилах. Вернувшись, так и сказала: «Все, я люблю и больше так жить не могу». Он уговаривал ее остаться, но Раиса осталась непреклонной.
Бывший муж Раисы затем завел новую семью, а у нее так ничего и не вышло. Она вспоминает: «С той моей любовью все как-то тянулось десять лет, а потом как бы и кончилось…»
Съемки, съемки…
В 1969 году Раиса Рязанова окончила ГИТИС. Попробовала устроиться в театр Маяковского, но ей заявили, что в этом году никого не берут. Больше она никуда и не пошла, благо, что кинематограф уже обратил внимание на молодую актрису.
И пошло, и пошло…. Съемки, съемки, съемки. Когда уезжала, просила кого-нибудь посидеть с сыном. Такова уж актерская доля. А, возвращаясь, привозила Данилке чемоданы книжек. «Он весь с ногами влезал в чемодан, рылся и тут же садился читать. Я была так рада!», - вспоминает Раиса Ивановна.
Один фильм за другим. Главные роли чередовались с эпизодами. Катя, соседка Емельяновых в лирической комедии Ильи Гурина «В Москве проездом», Евдокия в сказке Александра Роу «Золотые рога», Лиза Прохорова в приключенческой ленте Александра Сурина «Два дня тревоги», Зина Шуранова в приключенческом фильме Станислава Говорухина «Контрабанда», буфетчица в киноповести Ильи Фрэза «Это мы не проходили», мать Алеши в замечательном детском фильме Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное Ухо». Такие разные роли, но все одинаково любимые актрисой. Она всегда старалась с экрана нести добро людям. А зрители в ответ платили актрисе искренней любовью.
«Москва слезам не верит»
В 1978 году Владимир Меньшов взялся за съемки мелодрамы «Москва слезам не верит».
На роль одной из героинь - Тони - режиссер пробовал несколько актрис. Наталья Андрейченко и Людмила Зайцева не подошли, да режиссер особо на счет них планов и не строил. А Галина Польских сама отказалась от роли. Оставались Нина Русланова и Раиса Рязанова. Владимир Меньшов вспоминает: «Кандидатуру Нины Руслановой выносили на обсуждение худсовета, но интереснее образ выходил у Рязановой, попавшей в картину. А Русланова обиделась на нас за то, что ее не взяли».
Если в реальности у Раисы Рязановой с личной жизнью не сложилось, то ее героиня в картине «Москва слезам не верит» оказалась самой счастливой. Встретила любимого человека, вышла замуж, родила детей, обрела настоящее женское счастье. Знаменитую фразу Тони, удачно сказанную актрисой, постоянно цитировали: «Хорошего мужика самой делать надо, а не готовым получать».
О том, какой ошеломительный успех имела картина, написано немало. Один «Оскар» чего стоит! Многочисленные призы, премии, обожание зрителей. Вот только все это как-то прошло мимо самой Раисы Рязановой. Все лавры в основном доставались двум другим героиням - Вере Алентовой и Ирине Муравьевой. Это они ездили на кинофестивали за границу, это их узнавали на улице. А Раиса Рязанова… Увидев ее, люди при встрече понимали, что ее лицо им знакомо, а вот где, что….? А что поделать, она, как и созданный ею образ, была слишком типична, похожа на многих женщин в нашей стране и никак не походила на кинозвезду.
Столь несправедливое распределение славы Раиса Рязанова восприняла спокойно. И зависти к подругам по фильму никакой у нее не было. «Завидовать, - рассуждает Раиса Ивановна, -зачем?! У нас с девочками разные судьбы и амплуа. Мы и внешне разные…»
80-е
После роли в фильме «Москва слезам не верит» в кинокарьере Раисы Рязановой мало что изменилось. Она по-прежнему регулярно снималась, играя все тех же «женщин из народа». И пусть ее героини были не столь знамениты, как Тоня, но и они находили отклик у зрителей.
Катя в военной ленте «Фронт в тылу врага», Нина, сестра инспектора Зыкина в драме «Инспектор ГАИ» (эту роль блестяще исполнил Сергей Никоненко), Анастасия в мелодраме «Дамское танго», Галина Павловна, мама Кости Королькова в детской комедии «Утро без отметок», Валентина в мелодраме «Кто войдет в последний вагон» и другие роли. Ежегодно по нескольку фильмов. Какие то более удачные, какие то менее. Но во всех Раиса Рязанова оставалась очень естественной, близкой и понятной зрителю.
Тяжелый период
Был у Раисы Рязановой в жизни и тяжелый период. В постперестроечное время, когда кино снималось только об аферистах, новых русских и бандитах, образ «настоящей женщины» оказался невостребованным. Эпизодические же роли от нищеты не спасали. Но Раиса Ивановна не отчаивалась и в депрессию не впадала. А какая депрессия, если сына поднимать надо? Да и самой жить.
Русские женщины всегда славились силой воли и жаждой к жизни, вот и Раиса Ивановна не стала пенять на судьбу, а сдала свою квартиру и занялась частным извозом, ведь вождение машины всегда было ее любимым занятием. Пассажиры ее узнавали, а она стыдилась. Ей приходилось прятать глаза и лгать, что просто похожа на известную актрису.
Сериалы
Раису Рязанову, впрочем, как и многих возрастных актеров, спасла эпоха сериалов. Года с 2001-го ей стали предлагать роли обычных простых и добрых женщин: мать Леры в «Огнеборцах», тетя Тася в «Другой жизни», мать Стаса в «Всегда говори «всегда», мать Кирилла в «Next 3», мать Максима в «Кавалерах морской звезды».
Большой удачей актрисы стала роль тети Маши в драме «Требуется няня» (2005). Раисе Рязановой сразу же понравился сценарий, привлекла ее героиня. Роль тети Маши оказалась ей близка. Уже в сценарии чувствовалось, что за этим образом стоит судьба. А Раиса Рязанова наполнила свой персонаж, сделала его живым, многогранным.
Успешными были и съемки в сериале «Не родись красивой». Актриса сыграла роль Ольги Уютовой, правой руки гениального дизайнера Милко. Сама Раиса Ивановна признается, что когда попала в сериал, не представляла, что это за труд. Работали каждый день до ночи, а то и в ночь. Работали на износ, но это того стоило - сериал «Не родись красивой» имел огромный успех у зрителей.
Сегодня Раиса Рязанова снимается даже чаще, чем в удачные 70-е - 80-е. Это не удивительно, ведь на таких, как она кино и держится. Вновь и вновь актриса создает полнокровные живые образы: Антонина Архипова, мать Кости в сериале «Час пик», Галина Васильевна, экономка дома Крижевских в сериале «Ангел-хранитель», домработница Глаша в сериале «И все-таки я люблю...», мама Татьяны в фильме «Поцелуй не для прессы». Ведь работа - это главное, что приносит ей радость в жизни.
Интересный факт
Как Рязанова «бомбила» по ночам
- Расставшись со своим режиссером, я жила - словно плыла по течению: ролей почти не I было, сбережения быстро закончились. Как-то еду на своем «жигуленке» и вижу - женщина на обочине голосует, а рядом с ней маленькая девочка стоит. Я притормозила, спросила, куда ехать, оказалось, по пути. Подбросила их и порулила домой. Выхожу из машины, смотрю — между сиденьями рубль лежит. Потом до меня дошло, что это попутчица расплатилась за проезд. А мне и в голову не пришло брать с нее плату. Хотя дома холодильник пустой да запасы на исходе. Побежала я в магазин, накупила на этот рубль продуктов. Вечером Данька поужинал, лег спать. Мою посуду и думаю: «Я же могу извозом зарабатывать!» И поехала «бомбить». Садится мужчина, смотрит на меня и вдруг спрашивает: «А вы не актриса?» Я так разнервничалась, что меня узнали, покраснела и пробормотала: «Наверное». Всю дорогу ехали молча. Довезла пассажира, а он мне говорит: «Даже неудобно предлагать вам деньги!» Я испугалась: другой район Москвы, бак почти пустой. Какая унизительная ситуация! Но взяла себя в руки и спокойно сказала: «Если неудобно, не предлагайте». А он достает из кармана два рубля, протягивает мне и говорит: «Но за бензин я расплатиться обязан. Достаточно?» Я закивала, подсчитывая в уме, сколько же баков бензина я смогу на эти два рубля наполнить. Бензин-то тогда копейки стоил. «Бомбила» я недолго. Как-то один из моих пассажиров, очень интеллигентный старичок, поинтересовался: «Вам не страшно по ночам незнакомых людей в машину сажать?» Я ответила: «А чего бояться? Не все ли равно, как мне помирать — с голоду или, может, кто прибьет?» Старичок предостерег: «Вы все-таки будьте аккуратней». Следующими пассажирами оказались солдатики, ребята были навеселе, один из них достал из кармана ножичек: «Видела? Классный?». Парень просто похвастался, а меня затрясло. Успокоилась, только когда высадила эту компанию. Тогда и решила завязать. И как раз вскоре мне предложили в картине «Москва слезам не верит» роль Тоси.
Комментарии:
нет комментариев