Великая отечественная война коснулась не только солдат уходивших на фронт, но и мирных жителей, оставшихся в тылу. Их истории жизни не менее значимы, чем рассказы о подвигах военных. Каким было то время в глазах ребенка, и как война повлияла на его дальнейшую судьбу, «Порогам» рассказал полковник в отставке Виктор Бондарев.
- Каким для вас было 22 июня 1941 года?
- Когда началась война, мне было восемь лет. Я еще тогда даже в школу не ходил. В тот день, когда объявили о начале войне, очень много людей приходили на призывные пункты, как по команде. Из репродукторов звучали призывы идти на сборочные пункты. В тот же день людей отправляли на фронт. Вот так мы и узнали, что началась война.
- Как Вам жилось в военные годы?
- На оккупированной территории мы не жили, фронт находился в ста километрах от нашего села в Воронежской области. Отца сразу же призвали в армию, мать осталась с четырьмя детьми. Было очень тяжело, но как-то справлялись, очень сильно выручал огород, а больше кормиться было практически нечем. В школе песню «Вставай страна огромная» пели ежедневно. С этой песни начинались наши занятия. Тетрадей у нас, конечно, не было, бумаги тоже не было, писали на обрывках, на клочках газет. С учебниками тоже плохо было – выдавали по одному учебнику на класс. Но, тем не менее, как-то старались, учились, не отлынивали. Я до сих пор помню свою первую учительницу Тамару Васильевну. Сколько поменял школ, а память о первой учительнице осталась.
- Что из событий военного времени больше всего запомнилось?
- Жили мы в районном центре, радио у нас не было тогда. Когда война началась, на улицах начали устанавливать репродукторы. И практически каждый день мы слушали новости по репродуктору. Конечно, много радости было, когда наши начали наступать, ведь в 1941-42 годах советская армия только отступала. А затем, когда началось наступление, мы с восторгом прибегали домой, рассказывали маме хорошие новости. Конечно, самые запоминающиеся воспоминания – успехи на фронтах. В то время нам часто рассказывали, как планировалась ставка верховного главнокомандования, «10 сталинских ударов» (авт. — общее название ряда крупнейших наступательных стратегических операций в Великой Отечественной войне, проведённых в 1944 году вооружёнными силами СССР) по освобождению Украины, Прибалтики, Молдавии и Кавказа.
- Вы сказали, ваш отец ушел воевать. А письма часто с фронта присылал? Когда вернулся?
- Когда отца забрали на войну, ему было 33 года. С фронта отец не очень часто, но писал. А в 1943 году его как раз отправили в Москву, переучиваться, так он заскочил к нам на несколько дней. Радости у нас было много – увидели отца живым. Он уже награжден был двумя орденами. А потом, закончилась война на Западе и его сразу перебросили на войну на Востоке, с Японией (авт. – вооружённый конфликт между СССР и Монголией с одной стороны и Японией и Маньчжоу-го с другой, продолжавшийся с августа по сентябрь 1945 года). Потом, когда закончилась эта война, он еще год там послужил, а потом демобилизовался, приехал к нам домой.
- Что Вы чувствовали, когда узнали о победе?
- Конечно, когда закончилась война, ликование было дичайшее. И смех, и слезы, потому что очень многие не вернулись с полей сражения.
- Как сложилась Ваша жизнь после окончания войны?
- После окончания войны я окончил школу, поступил в летное училище, закончил его. Летал на нескольких типах самолетов дальней авиации, самых больших, самых современных. Летал на американском самолете В-25, летал на ТУ-4, это большой стратегический бомбардировщик. Ну а затем летал много лет на самолете ТУ-16, первом реактивном самолете. Был случай, военная авиация получила задачу: осваивать полеты в Арктику. И вот мы с северных аэродромов, которые находились на Кольском полуострове, осваивали полеты с посадкой на ледовых аэродромах на Земле Франца-Йосифа. Отошли мы от «большой земли» и отказали у нас топливные приборы. До большой земли нам не дойти, сели на ледовом аэродроме. Связаться с большой землей, чтобы нам доставили топливо, было сложно, мешали магнитные бури. Только через двое суток это удалось сделать. Нам привезли запасные части, и мы смогли отремонтировать самолет. Зато на этом аэродроме нам пришлось жить целую неделю при температуре – 50. К счастью, мы хорошо одеты были, во всем меховом. Служба проходила по всякому – было и хорошее, и плохое. За время службы похоронил три своих экипажа, своих друзей, молодых, здоровых, крепких ребят. Но авиация есть авиация, здесь без аварий и катастроф не бывает.
- Как Вы оцениваете мероприятия, которые сегодня проводят ко дню Великой Победы?
- Сегодня мы были на митинге в военном городке, туда пришло очень много людей. Сколько я себя помню, на таких мероприятиях каждый раз выступали и отставники, и учителя, а сегодня не дали слова ни одному человеку. Ни городские власти, а там был заместитель мэра Дмитрий Свиркин, ни наш командир полка, который должен был выступать, не выступали. Только представитель телерадиокомпании говорила несколько минут, детвора показала несколько номеров, лицеисты выступили, и на этом закончилось. Раньше ежегодно нас приглашали в школу проводить уроки мужества. А в последнее время в учебниках для школ стали совершенно по-другому описывать происходившие события. Мы рассказываем одно, а по учебникам учат иное. Нас даже стали предупреждать, о чем можно говорить, а о чем нет.
- Вы говорили, что родом из Воронежской области. Как получилось, что теперь живете в Запорожье?
- Когда окончил училище, вначале служил в России, в Новгородской области, затем в Литве, в Шауляе, потом снова вернулся в Россию. С России отправился служить в Одесскую область, с Одесской – в Днепропетровскую, в Кривой Рог, с Днепропетровской – опять в Прибалтику, а с Прибалтики – сюда, в Запорожье. Здесь прослужил я семь лет на должности начальника штаба полка.
- Расскажите о своих наградах. Какая из них наиболее важна для Вас?
- Самая дорогая – орден Красной звезды. Ну а первый орден я получил «За службу Родине в вооруженных силах» ІІІ степени за то, что наш полк занял второе место в военно-воздушных силах. Это было в Прибалтике. Вторым орденом наградили меня уже здесь, я был старшим военного городка, мы проводили реконструкцию аэродрома, строили учебную базу, ремонтировали казармы. Вот за успешное окончание ремонта и подготовительных работ я, в числе других и был награжден орденом Красной Звезды. Остальные медали давали за выслугу лет, есть юбилейные в честь двадцатилетия окончания войны, за сорок, за пятьдесят лет со дня окончания войны. Наград же у меня две – орден «За службу Родине в вооруженных силах» ІІІ степени и орден Красной звезды.
- Чтобы Вы как бывший военный пожелали ребятам, которые сейчас воюют в зоне АТО?
- Тем, кто сегодня воюет в зоне АТО в первую очередь хочу пожелать, чтобы они были обеспечены всем необходимым для того, чтобы воевать, а не так, как посылали «сопляков» без одежды, с оружием 1945 года и без всех тех современных приборов, которые им там необходимы. У нас политика в государстве была такая, что армия нам не нужна была, а вот события прошлого и этого года показали, что если не будет своей армии, будешь кормить чужую. Хочу пожелать ребятам, чтобы они вернулись живыми. Ну и еще раз, чтобы были обеспечены всем необходимым. Когда человек обеспечен, он к своим обязанностям относится совершенно по-другому. Он не будет прятаться по щелям, чтобы его случайно не задело осколком.
- Как по-Вашему, сколько продлиться эта война? Как должны относиться друг к другу украинцы и россияне в свете происходящего?
- Сейчас трудно сказать, чем закончатся все эти мероприятия. Я считаю, что простые украинцы и россияне должны продолжать поддерживать такие же отношения, как и раньше, не смотря на политическую ситуацию.
Алина БУЛАВА. Фото: Марина ГАЛИЧ
Комментарии:
нет комментариев