Спорные моменты в «Деле пономарей» обговаривались 25 сентября в пресс-центре *УНИАН*.
В частности, у матери подсудимых Сергея Демина и Антона Харитонова - Ольги Деминой подозрение вызывает тот факт, что если ранее специалистам из Донецка для проведения экспертизы понадобилось более пяти месяцев, то из столицы первые результаты поступают всего через 2,5 месяца.
- На мой взгляд, это говорит о том, что правоохранители нашли экспертов, готовых написать необходимое им для обвинительного заключения, поскольку кроме явок в деле как ничего не было, так и нет. И последние кирпичики из этого фундамента профессор Донецкого научно-исследовательского института судебных экспертиз Владислав Седнев развалил своими выводами, - считает Ольга Демина.
При этом если результаты луганских и донецких специалистов свидетельствуют о том, что на Сергея Демина и Евгения Федорченко оказывалось психологическое давление, то киевские отмечают, что ребята с уверенностью опознавали представленные предметы и какого-то видимого давления не усматривается, добавила она.
Правозащитник Николай Сминенко заявляет, что в уголовном деле зафиксировано о том, что все допросы проводились с нарушением уголовно-процессуального законодательства.
- То есть после 22 часов вечера и до трех-четырех часов утра. И так происходило три дня подряд. При этом алиби подсудимых никем и ничем не опровергнуты, - подчеркивает правозащитник.
По словам Николая Сминенко, в ходе досудебного следствия проведено 95 различного рода экспертиз.
- Ни одна из них не дает даже малейших объективных данных по участию ребят в совершении преступления, - считает он.
В свою очередь глава Ассоциации правозащиты граждан Украины Владимир Лесик напомнил, что первоначально правоохранители установили личность, которая занесла в храм рюкзак со взрывчаткой.
- Ею оказалась молодая женщина. По городу даже были расклеены фотороботы. Но после заявления президента в недельный срок найти виновных были взяты козлы отпущения. Для начала следователи вынудили написать явку с повинной Антона Харитонова о том, что он сам изготовил взрывное устройство. Однако затем во время следственных действий стало очевидным, что он понятия не имеет, как это делается. Поэтому заставили написать уже о покупке взрывного устройства, - говорит Владимир Лесик. Также он напомнил, что перед началом проведения экспертиз непосредственные исполнители предупреждаются об ответственности за ее результаты.
- У нас в наличии три экспертизы. Выводы луганских и донецких специалистов являются одинаковыми, а у столичных они существенно отличаются. То есть мы имеем тот факт, что кто-то из экспертов сделал заведомо неправдивые выводы. Необходимо уже по данному факту возбуждать уголовное дело, - убежден Владимир Лесик.
А вот третью экспертизу, по мнению правозащитника, заказали из-за отсутствия доказательной базы.
- На мой взгляд, в судебном решении опираться будут на показания подсудимых. Но когда двумя экспертизами установлено, что показания давались под давлением, они увидели, что это полностью разваливает уголовное дело, - считает Владимир Лесик.
В то же время он подчеркивает, что и все юридические механизмы в деле исчерпаны.
- Надежда только на журналистов и общество, которое в последнее время безразлично к таким уголовным делам. Однако ведь каждого из нас могут назначить козлом отпущения в любой момент, - отмечает правозащитник.
Присутствовавший на пресс-конференции Максим Дмитренко, отсидевший восемь лет за «пологовского маньяка», охарактеризовал прочитанное им обвинительное заключение «бредом от начала и до конца».
- В «Деле пономарей» наблюдается какой-то расчет. Никто и ничего видеть не хочет! Просто когда его прочитал - у самого шок был. Вспомнил обвинительное заключение, мне его в 30 лет зачитали. А тут три года ребят держат в СИЗО. Почему дело тормозится и ничего не делается? Но, думаю, что таки кто-то объявится. Может, другие следователи или Генпрокуратура. В моем варианте разбиралась именно Генпрокуратура, невиновность доказали буквально по минутам, и трое милиционеров уже находятся под арестом. Здесь также нужно добиваться, чтобы это кто-то дело взял и сделал все как положено, - сказал Максим Дмитренко.
По словам участников пресс-конференции, на сегодняшний день материалы дела уже изучены, свидетели опрошены. Остается только экспертиза. После ознакомления сторон с ее результатами выскажутся замечания, а затем произойдет переход к дебатам.
Тем временем
Добавим, что 27 сентября заседание Жовтневого районного суда Запорожья по «Делу пономарей» продлилось не более минуты. В связи с отсутствием адвоката одного из подсудимых Юрия Шулякова слушание дела перенесли на 11 октября 2012 года.
Версия следствия
Версия следственного управления ГУ МВД Украины в Запорожской области в обвинительном заключении выглядит следующим образом: увольнение из Свято-Покровского храма за незаконное совершение обряда и кражу денег из Свято-Покровского храма пономарь Антон Харитонов считал несправедливым. Из-за чувства мести в преступный сговор с ним вступает старший брат Сергей Демин и у неустановленного лица приобретает самодельное взрывное устройство. 27 июля он передает его брату Антону Харитонову, а тот своему другу - пономарю Евгению Федорченко. Последний, собственно, якобы и запускает смертельный часовой механизм.
Добавим, что на месте взрыва обнаружены провода, электронные часы марки «VST», батарейки типа «Крона» и пальчиковые батарейки типа ААА, элементы кастрюли и так далее.
Неучтенные версии
Теракт. Взрыв в Свято-Покровском храме Запорожья прогремел в День крещения Руси, когда с визитом в Украине пребывал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Следовательно, версия о террористическом акте отпала.
Бизнес-разборки. Руководство религиозной общины передумало продавать земельный участок по улице Героев Сталинграда одной из донецких фирм, владеющей сетью супермаркетов в Запорожье, получив при этом предоплату в размере миллиона гривен.
По решению суда религиозная община должна была вернуть торговой сети супермаркетов миллион гривен.
Справка «Мрии»:
Напомним, что 28 июля 2010 года в 16.26 под расположенной в районе главного входа лавочкой прогремел взрыв самодельного устройства осколочно-фугасного действия.
От несовместимых с жизнью ранений 80-летняя монахиня Людмила скончалась в больнице, еще восемь человек получили легкие ранения.
29 июля 2010 года Президент Виктор Янукович поручил руководителям силовых структур в недельный срок найти виновных. Министр внутренних дел Анатолий Могилев 6 августа докладывает о раскрытии преступления.
В октябре 2010 года уголовное дело передано в суд.
На скамье подсудимых оказались братья Сергей Демин, 1977 года рождения и Антон Харитонов, 1985 года рождения, а также Евгений Федорченко, 1986 года рождения.
Согласно ч.2 ст. 115 Уголовного кодекса Украины («Умышленное убийство») предусмотрено наказание от 10 лет лишения свободы до пожизненного заключения.
Комментарии:
ДА! | 09.10 2012 в 06:52
пологовский маньяк тоже посадил много порядочных людей и никто за это не ответил по ЗАКОНУ,который как ДЫЩЛО!