Президент Украины Виктор Ющенко, все-таки, наложил вето на законопроект № 2351-1 «О таможенном тарифе», который пытается провести в Парламенте группа депутатов, лоббирующая интересы отечественного автопрома.
Напомним, что этот законопроект был поддержан большинством народных избранников в Верховной Раде 3 июня. Закон предлагает отодвинуть введение 10%-ных ввозных пошлин на импортные автомобили до 1 января 2009 года, и оставить пока 25%-ные пошлины с целью сохранить конкурентоспособность автомобилей, производимых в Украине. По правилам ВТО, куда Украина вступила 16 мая, пошлина в размере 10% является общей и обязательной для всех стран – участников этой международной торговой организации. До момента вступления в ВТО в Украине действовала 25%-ная пошлина. В этих условиях и развивался отечественный авторынок: импортные автомобили были дорогими, а отечественные на этом фоне выглядели достаточно конкурентоспособными. Введение же 10% пошлины обязательно должно повлиять на расстановку сил и доходы игроков национального авторынка. Ряд импортных моделей должен значительно подешеветь, а отечественным производителям придется конкурировать с иностранными в более жестких условиях, хотя и в рыночных.
На уровне Парламента, во главе с Сергеем Терехиным сформировалась депутатская группа, которая яро защищает отечественных автопроизводителей. Эта группа и инициировала 3 июня законопроект № 2351-1, на который на днях наложил свое вето Президент Украины.
Как сообщили в пресс-службе Президента, Виктор Ющенко применил вето к этому законопроекту в соответствии со статьей 94 ч.2 Конституции Украины. Этим самым этот закон «О таможенном тарифе» возвращен для повторного рассмотрения Верховной Радой.
Причины ветирования – простые, так как ряд положений этого законопроекта содержат грубые нарушениями международных договоренностей Украины по интеграции в мировое торговое сообщество.
Вето Президента порадовало простых автомобилистов Украины, крупных импортеров, а также одобрено Европейской Комиссией и руководством ВТО. Недовольными этим актом продолжают оставаться представители крупного автобизнеса Украины – производители автомобилей.
Например, Олег Свинарчук, президент корпорации «Богдан», верит в то, что Верховная Рада сможет преодолеть вето Президента. «Безусловно, остаются еще надежды, что на закон, который был принят более, чем 360 голосами, вето будет преодолено. Если же действие существующих пошлин на автомобили не продлится, то конкурентная среда ожесточится, и корпорация, возможно, вынуждена будет предпринять корректировку своей производственной программы», - заявил он прессе.
Такие же настроения витают и в кабинетах высшего менеджмента корпорации «УкрАвто», в которую входит и запорожский завод «АвтоЗАЗ», производящий популярные украинские автомобили.
Если позиция Президента останется непреклонной, а также многие депутаты пересмотрят свою точку зрения на этот скандальный законопроект, то, вероятнее всего, его повторное рассмотрение Верховной Радой уже не будет столь триумфальным, и он принят не будет. Таким образом, в стране окончательно установится действие 10%-ной пошлины на ввоз автомобилей, в соответствии с нормой ВТО.
Отечественные производители, наверняка, попытаются сосредоточить свои дальнейшие действия по получению целого ряда налоговых льгот для своих производств. Такие переговоры уже идут на уровне Министерства промышленной политики Украины. Если не высокие пошлины, то тогда льготный режим налогообложения, должен помочь отечественному автопрому выдержать мощный удар иностранного автомобилестроения.
Уже упали цены на широкий модельный ряд импортных автомобилей. С 16 мая они ввозятся в Украину по 10% пошлине. Импортеры объявляют акции и распродажи. В среднем, по рынку цены упали на 7-10%.
Хотя, стоит заметить, что падение цен на автомобили в Украине связано с несколькими факторами, а не только с введением новой пошлины. Ряд автодилеров, например, объявили скидки и распродажи на свои «стоковые» модели, то есть на те автомобили, которые залежались на складах. Также, в мае-июне мы наблюдаем значительное снижение динамики авторынка – машин стали покупать меньше, поэтому ряд торговцев тоже снижает цены по этой причине, чтобы не потерять свою долю. Падение спроса на автомобили в летний период связано не только с путаницей в связи с ВТО, но и с нарастающим финансовым кризисом в стране. Инфляция растет. У банков дефицит денег. Поэтому, сейчас финансовые учреждения значительно ужесточили условия выдачи кредитов на автомобили, а также пересмотрели кредитные ставки. В среднем, кредитные ставки подскочили на 1.5-2%, что очень немаловажно для этой сферы кредитования.
В ближайшее время будет ясна дальнейшая судьба законопроекта № 2351-1. С 8 по 11 июля в Верховной Раде пленарная неделя, в период которой, вероятнее всего, и будет принято решение – голосовать повторно этот закон или же отложить его до начала осени.
А пока в Украине официально действует 10% пошлина на ввоз импортных автомобилей. Дилеры постепенно снижают цены, хотя и не такими темпами, о которых мечтают покупатели. Банки пытаются противостоять кризису, но ставки на автокредиты неумолимо растут. Наблюдаем за метаморфозами рынка дальше…
Виталий Дзюба – Фитисов
www.autopark.zp.ua
Комментарии:
нет комментариев