Если вы заметили, что ваш ребенок постоянно о чем-то беспокоится, часто не может сосредоточиться, зажат, разговаривает с незнакомыми людьми тихим дрожащим голосом, плохо спит, жалуется на сухость во рту и «клубок в горле», то можно предположить, что у него повышенная тревожность.
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с повышенной тревожностью. Какие же причины способствуют этому?
Как правило, в основе детской тревожности лежит внутриличностный конфликт, который может быть вызван следующими причинами:
• противоречивые требования родителей и школы (детского сада);
• завышенные требования родителей к собственному ребенку;
• часто причиной тревожности у детей становится развод родителей или эмоциональное отвержение ребенка родителями, когда дети просто чувствуют себя лишними;
• строгий стиль воспитания учителя или воспитателя;
• тревожность может возникнуть в результате того, что в жизни ребенка за последнее время произошло много негативных событий.
Чтобы устранить детскую тревожность, нужно проводить длительную и систематическую работу. Такая работа ведется в трех следующих направлениях:
• формирование высокой самооценки;
• тренировка навыков уверенного поведения.
Формирование высокой самооценки
Для того, чтобы повысить самооценку у ребенка, нужна длительная и целенаправленная работа. Чаще называйте ребенка по имени, хвалите даже за небольшие успехи, особенно в присутствии других детей или значимых для него взрослых. Полезно играть с детьми в следующие игры.
«Цветик-семицветик». Вместе с ребенком вырежьте из цветного картона серединку и семь разноцветных лепестков. После того, как вы склеите их вместе и у вас получится красивый цветок (не забывайте хвалить ребенка в процессе работы), вклейте туда любимую фотографию вашего чада. Теперь пускай на каждом лепестке он напишет (или вы поможете ему в этом, если он еще не умеет писать) то, что у него получается делать лучше всего. Например, складывать пазлы или мастерить бумажные самолетики. Повесьте цветик-семицветик в детской комнате или на любом видном месте. Почаще напоминайте малышу о его способностях. «Копилка достижений». Это
упражнение хорошо подойдет для детей, которые испытывают трудности в определенном деле, например, письме или чтении. Возьмите любую вместительную картонную коробку. Пускай ребенок оформит ее по своему вкусу: наклеит любимые наклейки или фантики, разрисует красками, украсит ленточками и т.д. Каждый день на маленьких красивых кусочках бумаги ребенок будет записывать свои достижения в трудном для него деле. Если это чтение, то записки могут быть такими: «Выучил букву «Д», «Правильно выделил звуки в слове», «Прочитал целое слово» и т.д. К копилке детских достижений можно обращаться в любой момент, особенно, когда ребенок «упал духом» и перестал верить в собственные силы.
Тренировка навыков уверенного поведения
Это, пожалуй, один из самых сложных и самых важных этапов в работе с детской тревожностью. На этом этапе очень полезным является проигрывание ситуаций, вызывающих тревогу, чтение сказок, рисование и т.д.
Проигрывание ситуаций, вызывающих тревогу. Такие ситуации можно проигрывать с помощью любимых игрушек ребенка, которые будут исполнять роль их самих, а ребенок, в свою очередь, будет играть предмет собственного страха. Например, если малыш боится учительницу, то именно ее роль он и будет исполнять. После разыгранной сценки обязательно обсудите с ребенком все происходящее. Пусть он постарается ответить на вопросы: «Почему учительница кричала?», «Что нужно делать и говорить главному герою, чтобы побороть свой страх?» и т.д. Необходимо обязательно разыграть сценку, которая имела бы позитивное завершение. Например, учительница и ученик разговаривают по душам или обнимаются.
Если ребенок боится отвечать у доски, устройте дома театр, вместе с импровизированным занавесом и сценой, и разыграйте эту ситуацию так, чтобы она выглядела смешной. Смех отлично помогает справиться с тревожными переживаниями.
Чтение сказок. Для работы с тревожностью подойдут сказки, где главный герой успешно справился со своими переживаниями. Вы можете придумать такие сказки сами или использовать уже готовые, например, «Крошка Енот», «Как заяц стал храбрым» и т.д.
Рисование. Для придания себе уверенности малыш может нарисовать себя уверенного и храброго и носить этот рисунок, как талисман. Когда он почувствует тревогу, этот рисунок поможет ему успокоиться и поверить в свои силы.
Комментарии:
Надя | 26.12 2011 в 01:53
Премьера! Приключения Жени Черняка в сериале-мегаблокбастере \"Ушиб мозга\". Детям до 18 и менеджерам ТМ \"Мегаполис\" не смотреть!