Сам себя считаю городским теперь я,
Здесь моя работа, здесь мои друзья,
Но все так же ночью снится мне деревня,
Отпустить меня не хочет родина моя.
Из песни на слова С. Беликова
Навеяно недавними событиями. У нас только изредка можно встретить поговорку: «Можно вывезти девушку из села, но село из девушки вывести нельзя». Между тем, она чрезвычайно популярна в Америке. Бывает, что в этой поговорке девушку заменяют парнем, или село заменяется Чикаго, славившегося своими трущобами. Весьма озадачило выражение: «Можно вывезти девушку из немецкого захолустья, но захолустье из девушки не выводится». Встретил его в сборнике новелл в произведении «Стриптиз» писательницы из Нью-Йорка Меган Эббот. Почему немецкого, а не американского (британского)? Повеяло какой-то ксенофобией. Возможно у Эббот немецкие корни или в выражении кроется неведомый скрытый смысл, потому и ошибка в оценке.
В песне Беликова, не отпускающая героя деревня, звучит романтично, возвышенно. А вот в указанную выше поговорку вложен совсем иной смысл. Его прекрасно передала российская поэтесса Горбовская:
Можно девушку взять из деревни
И пристроить царевной на бал –
Только, чтобы при этой царевне
Кто-то был, кто б за ней выгребал.
Ведь Колодино, Ступино, Кыкву
Не изжить, не изъять, не унять:
В полночь всё превращается в тыкву –
Нам ли, девочки, это не знать?
Не скрою: весьма любопытно знать обстоятельства, стимулировавшие Горбовскую к написанию этого стиха и утверждению «нам ли это не знать». Вот основа мировоззрения автора, его убеждения или кредо формировались на невозможности «расставания с деревней», «вывода села» из большинства окружающих после обструкции, устроенной ему сотоварищами. Обструкцию они устроили после невинного замечания об ошибочном высказывании более старшего и, естественно для охлоса, более авторитетного товарища. А нёс он такую ахинею, что вызывало сомнение в его элементарной грамотности! По крайней мере треть моих сотоварищей это прекрасно понимало! Но… А что «но»? На память приходит только некрасовское: «Люди холопского звания – сущие псы иногда! Чем тяжелей наказание – тем им милей господа!» Обструкция, да ещё на протяжении месяцев, да ещё в юном возрасте – психологически тяжело переносится. Как-то я писал о выводах выдающегося отечественного социолога Головахи о причинах появления «синдрома аморального большинства» в нашей формирующейся нации вследствие социальной аномии. А последняя – результат войн, голодоморов и кризисов. Но о наблюдениях автора в работах Головахи ничего не говорилось. Эти наблюдения однозначно подтверждают появление «аморального большинства» при каждой попытке «вывести село или деревню» из какого-либо демагога-всезнайки. Ошибался герой Толстого в выводе: «… ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто». Просто – объединение порочных людей! Еще раз: при каждой попытке «вывести село или деревню» из любого, даже ничтожного, известного своей подлостью человечишки! Авторский печальный опыт в указанном закончился давным-давно, вскоре после обструкции. Тем интереснее наблюдать попытки других. Но закон съедания нравственного стержня человека въевшимися в него «селом или деревней» – действует беспощадно! Учёные степени и звания, высокие должности и статус кумира публики не дают гарантии, что они вывели из человека «село или деревню»! И вы это всепобеждающее хамство наблюдаете ежедневно! Увы!
Практически всем вам известно о том, как тяжело побороть фитофтору, серую гниль на овощах, ягодах и фруктах. Еще тяжелее бороться с агрессивной серостью в обществе, как с бахвалящимися тем, что «университетов не кончали», так и с «кончавшими их».
Надеюсь, не забыли доктора геолого-минераловедческих наук, за 40 лет проживания в Украине не выучившего украинский язык, невзирая на занимаемые высокопоставленные должности в государстве. А сколько у нас этой агрессивной серости с купленными дипломами университетов на высокопоставленных должностях? И это все вы, зная об указанном, делегировали или продвигали их туда! Проголосовать на выборах президента Украины за гражданина Израиля?
По журналистским расследованиям ни один преподаватель, ни один бывший студент университета не смогли вспомнить Наталию Королевскую как человека, у которого принимали экзамены или вместе сдавали сессию. Ну и что? Вы ж ее в который раз избрали народным депутатом. Игнорируют даже на камеру при продолжающемся до сих пор карантине масочный режим? Это «село или деревня»! Ну, в зависимости от украинской («село») или русской («деревня») составляющей игнорирующих указанный режим. Статус подавляет у окружающих высказать протест? Ну, так это же почти 2 века известно по сказке Ханса Кристиана Андерсена о новом платье короля. Заметьте, сформулированный автором закон о мгновенном объединении порочных людей при каждой попытке «вывести село или деревню» из человека их круга или их кумира, легко просматривается в поведении все видящего и понимающего народа в указанной сказке.
Продолжающийся карантин на короновирусное заболевание Ковид-19 как нельзя лучше обнажил проблему агрессивной серости в обществе. Серости, которая победно шествует и на Западе! Не выходит из головы история британского городка с несколькими тысячами жителей, единодушно проголосовавшими за Брекзит. А японский инвестор закрыл единственное в этом городе предприятие – завод, работавший в основном на ЕС. Теперь они в случившемся обвиняют кого-угодно, только не себя! «Жёлтые жилеты» во Франции – тоже поднявшая голову серость, желающая за свой труд низкой квалификации получать приличные деньги.
У нас теоретически жесткий карантин соблюдали кое-как. Отечественный локдаун (запрет свободно входить и выходить из здания или определенной зоны) был жалкой копией европейского по жесткости. Не эпидемиологическое благополучие, а общественное недовольство привело к решению Минздрава и правительства перейти к следующему этапу ослабления карантина с 1 июня.
Немного отступая от темы, признаюсь, что верю в относительную законопослушность граждан. Даже в Европе с ее многовековой традицией демократических свобод, невозможных без законопослушания. Относительность веры связана с яркими примерами обстоятельств, когда даже у самых законопослушных народов это законопослушание обнуляется в один миг. А случается это тогда, когда большинство народа сталкивается с циничным нарушением властью установившегося в обществе консенсуса. В 20-х годах прошлого века после объявления в Финляндии «сухого закона» по примеру США, практически в каждом финском доме задымили винокурни! Самогон потек рекой! И никто ни на кого не настучал! В большинстве случаев смешными выглядят поводы, вызвавшие кровопролитнейшие восстания и великие революции. Половой орган животного на обед – вот вам и восстание! Эти трагедии человечества – яркий пример обнуления не только законопослушания, но и богобоязни, моральных устоев. И это результат доминирования в обществе воинственно-агрессивной серости. Ее победа – всегда тоталитарный режим в разных формах: типа советского казарменного социализма, немецкого рабочего националистического социализма (сокращенно – нацизма) или типа итальянского фашизма. Вот разновидность последнего типа утвердилась в России.
Очередной этап ослабления карантина – вынужденное политическое решение нашей слабой власти. Не думаю, что при 59% недостоверных тестов на короновирус по данным журналистов-расследователей, Украина готова разрешить работу спортивных залов, фитнес-центров, бассейнов… И когда указанное накладывается на вызывающе-циничное игнорирование масочного режима, который никто не отменял. Игнорирование «селом или деревней», несмотря на высокий статус нарушителей, да и еще на видеокамеры. Игнорирование «селом или деревней» в лице простых, без высокого статуса сограждан, как например экспедиторов без масок и перчаток, выгружающих продовольствие практически во все магазины города.
К сожалению, большинство телеканалов недоступны для советов и пропаганды от практикующих врачей-инфекционистов и эпидемиологов. В ряде публикаций они отмечают, что сам по себе карантин не является символом безопасности. Его задача – растянуть во времени инфицирование, чтобы больницы могли справиться с наплывом реально тяжелых пациентов. А с точки зрения классической эпидемиологии ослаблять карантинные мероприятия нельзя: вирус циркулирует везде. Но врачи-практики признают, что ограничительные мероприятия – это всегда дорого. Разрушается экономика, а потому неизвестно, от чего люди будут умирать больше – от самой эпидемии или от хронических болезней. По их мнению, безопасность заключается в соблюдении простых правил: социальная дистанция, мытье рук и маски в общественных местах. Нынешний адаптивный карантин, если заболеваемость начнет расти и пересечет отметку в 12 случаев на 100 тыс. населения в регионе за последние 7 дней, в этом регионе заменят более жестким карантином. И «порадовали» нас прогнозом: вероятность возвращения коронавируса осенью и зимой – 90%. Вопрос: ввод жесткого карантина – это возможно в нашей стране? Возможно! Если вся страна, образно говоря, умоется кровью и выплачет все слёзы. В иное мало верю.
А что, другого пути нет? Есть, конечно! Гений Мустафы Кемаля Ататюрка провел турецкую нацию из дремучего имперского средневековья в светскую модерную капиталистическую страну между Сциллой социальной буржуазной революции и Харибдой кровопролитной гражданской войны. Нобелевский лауреат Джон Стейнбек в книге «Гроздья гнева» описывает события 1938 года, далеко за пределами Великой Депрессии 1929-1933 годов. «В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева – тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго», – писал автор, описывая уничтожение продуктов питания на глазах голодных людей.
Но гений Рузвельта не дал созреть указанным гроздьям! Личный пример лидера нации нейтрализует серость, отправляет ее в маргинальную нишу. Об опасности серости писал почти 20 лет назад Фарид Закария в своей книге «Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами». Прочитав книгу, вам стало бы понятно, почему пришедшая к власти серость спешит принять закон о референдуме, который в нынешний кризис не накормит, не оденет и не даст жилье. Но он даст серости инструмент вечного правления.
Утверждал, утверждаю и буду утверждать, что политика тотальной приватизации глубоко ошибочна, вызвана безысходностью и беспомощностью власти «села и деревни». Нет иного пути построения успешной экономики без доминирования в ней государственных предприятий в ключевых отраслях! Об этом было написано неоднократно. Главный инструмент успешности госсобственности – независимые от власти наблюдательные советы. Реформа корпоративного управления, начатая предыдущей властью, в течение последних пяти лет коснулась лишь 11 из свыше 3700 госпредприятий и банков. Напугала она до смерти предыдущую власть утратой контроля над госпредприятиями, потерей возможности «прихватизировать» кое-какие из них за бесценок. Новая власть корпоративную реформу поставила на паузу. И вот…
В парламенте проталкивается «реформа», запрещающая иностранцам входить в наблюдательные советы украинских госпредприятий. Независимые консультанты по корпоративному управлению Бойцун и Яблоновский так оценивают указанную псевдореформу. «Одобрение инициативы приведет к сохранению политического влияния на эти предприятия и дальнейшему их разворовыванию. Наблюдательные советы нужны для улучшения работы госпредприятий. Преимущество привлечения иностранцев в наблюдательные советы госкомпаний – способ избегания конфликта интересов. Независимые члены наблюдательных советов не должны быть связаны с государством как регулятором или разработчиком политики, клиентами или поставщиками компании и должны иметь безукоризненную деловую репутацию.
Реформа корпоративного управления уже доказала свою эффективность. Много предприятий, которые после начала реформы получили независимые наблюдательные советы, часто при участии иностранцев, улучшили финансовые показатели. «Нафтогаз», ПриватБанк, «Укрпочта», «Укрзалізниця» превратились из убыточных в прибыльные. Реформа позволила государственным предприятиям успешно привлекать и выплачивать кредиты, в частности от международных рынков и от международных финансовых организаций, которые являются несравненно дешевле и «длиннее» кредитов коммерческих банков. Реформа корпоративного управления госбанков была одним из условий продолжения сотрудничества с МВФ. Реформа позволила отстаивать права компаний в международных судах. Без нее не было бы многомиллиардной победы «Нафтогаза» в Стокгольме. Реформа позволяет бороться в судах Украины, США и Великой Британии за возвращение средств, выведенных из «ПриватБанка». Все это улучшает финансовый результат госпредприятий, а, следовательно, это лучше для государственного бюджета. Торможение реформы или отказ от нее, как в случае с «Укроборонпромом» в 2015-2016 годах, ведет к дальнейшему разворовыванию госпредприятий, оставляет их источником коррупции и убытков».
Эксперты почти все рассказали о причинах торможения реформы, попытке ее нивелирования. Не сказано только о такой важной детали, как боязнь инициаторов законопроекта выглядеть убогими и невежественными на фоне иностранцев в наблюдательных советах госкомпаний.
Загадкой для автора являются мотивы президента Владимира Зеленского, поручившего Кабмину в трехмесячный срок разработать проект закона о единоразовом декларировании. Так называемое «нулевое декларирование». Возможно, причина этого – трехсотмиллиардная дыра в Госбюджете, которая по мнению экс-министра финансов Данилюка не закрывается даже кредитом МВФ и других финансовых доноров. Возрождается старая идея об амнистии капиталов, выведенных за рубеж или спрятанных иным образом, под символический налог? Просто очередной пиар президента для всеядного маргинала? Дежа вю – это было! Было во многих странах. Позитивного эффекта практически не наблюдалось ни в одной из них. Из российского опыта автор вынес для себя интереснейшие сведения о природе тоталитарного путинского режима. Имеются в виду документально подтвержденные факты сенаторами Добронравовым и Бирюковым вывода до 2014 года из России фантастических капиталов на сумму 2,5 трлн долларов. Почти в то же время подтвержденных по иной методике подсчета КПРФ Зюганова. Это украденные у российского народа режимом результаты его полуторагодичного труда!
Нулевое декларирование без прямых методов контроля приводило в большинстве стран к еще большему масштабу бегства капиталов из страны. Разве это нужно Зеленскому?
Алексей ГОРДИЕНКО
Комментарии:
нет комментариев