С нового года в Земельное законодательство Украины внесено немало изменений. Регистрация земельных участков и прав собственности на них отныне разделена между двумя ведомствами. Начали свою работу сразу два новых реестра ■ Государственный реестр прав на недвижимое имущество, в котором регистрируются имущественные права на участки и их ограничения, и Государственный земельный кадастр, в котором земельные участки регистрируются как объекты права. Именно поэтому сегодня многих беспокоят вопросы: «В какую организацию теперь обращаться для оформления права на земельный участок?», «Сколько длится эта процедура?», «Какие документы необходимы?» и «Какова стоимость этих услуг?». Ситуацию, связанную с законодательными изменениями в сфере регистрации земель для читателей «Мрии» прокомментировал начальник Главного управления Госземагентства в Запорожской области Иван Гашенко.
Иван Анатольевич, скажите, в связи с введением новых правил и порядков процесс оформления прав на землю усложнился?
- Вышеупомянутыми законодательными актами полностью изменен порядок оформления прав на земельный участок. С начала этого года гражданин вступает в право на землю со дня ее регистрации в государственном реестре прав Государственной регистрационной службой, образованной при Министерстве юстиции Украины, или же нотариусами при удостоверении сделок при отчуждении земельных участков.
До регистрации права на землю осуществляется регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре. Но это не отдельные друг от друга регистрационные системы. Специалисты обоих ведомств обмениваются необходимой информацией в электронном режиме.
Цель нововведений - концентрация регистрации прав на все объекты недвижимости, в том числе земельные участки, в одном реестре прав по примеру развитых цивилизованных стран мира.
Однако гражданам не следует беспокоиться о том, что отныне им придется ходить по инстанциям, выстаивать длинные очереди и тратить время. Напротив, с введением четко определенных сроков регистрации земельных участков и прав на них, открытости информации, введением контроля и ответственности за соблюдением сроков процедура оформления права на земельный участок стала более удобной и комфортной для населения. Кроме того, действующим земельным законодательством предусмотрена возможность прохождения всех необходимых этапов регистрации права на земельный участок по принципу «единого окна».
- Как по новым правилам оформляются земельные участки?
- Оформление земельного участка сейчас фактически разделено на два этапа, первый-изготовление землеустроительной документации лицензированной землеустроительной организацией и второй этап -государственная регистрация земельного участка в территориальных органах Госземагентства и регистрация права в реестре имущественных прав.
- Куда и к кому обращаться заявителю после подготовки документов?
- Для выполнения функций регистрации земельных участков в составе Госземагентства Украины специально введена новая должность госслужащих - государственные кадастровые регистраторы. На сегодня в Запорожской области штат государственных кадастровых регистраторов полностью сформирован. Все они получили ключи доступа к Национальной кадастровой системе (НКС), которая начала свою работу с 1 января текущего года.
Именно к государственному кадастровому регистратору соответствующего районного (городского) отдела Госземагентства после изготовления и согласования землеустроительной документации должен обратиться гражданин или уполномоченное им лицо с заявлением о регистрации земельного участка в НКС.
- Сколько времени длится регистрация участка?
- Сроки определены действующим законодательством. На это отводится 14 календарных дней, но в том случае, если в документации нет ошибок и при оформлении не возникает дополнительных вопросов.
- Ранее для регистрации земельных участков отводились такие же сроки, но при этом они часто нарушались. Какова гарантия, что теперь будет иначе?
-Действительно, такие же сроки были установлены и раньше. Однако сегодня предусматриваются санкции за их нарушение: административное наказание и штрафы, вплоть до увольнения.
-Куда обращаться гражданину после регистрации земельного участка?
- После проведения государственной регистрации земельного участка заявителю бесплатно предоставляется
выписка из Государственного земельного кадастра о подтверждении внесения сведений в него. В дальнейшем данные о земельном участке в электронной форме передаются в Укрреестр, где согласно заявлению гражданина осуществляется следующий шаг - государственная регистрация прав на земельный участок. На эту процедуру отводится не более 14 рабочих дней. После получения в порядке информационного обмена данными информации о регистрации права на земельный участок государственный кадастровый регистратор Госземагентства Украины вносит в Поземельную книгу сведения о владельце или пользователе земельного участка, а гражданин получает свидетельство о праве собственности на земельный участок,
- Государственные акты на землю теперь действительны или нет?
- Выдача с 1 января 2013 года свидетельств о праве на земельный участок вовсе не означает, что следует немедленно менять государственные акты на такие свидетельства. Все государственные акты, выданные в соответствии с требованиями ранее действующего земельного законодательства, считаются действительными.
- Где можно увидеть кадастровую карту? Недавно говорилось, что информация о земельных участках будет открытой.
- Вместе с введением с 1 января текущего года Национальной кадастровой карты информация о земельных участках в Украине стала открытой. Увидеть ее на официальном сайте Госземагентства Украины может каждый.
Общедоступной стала информация о границах Украины, границах областей, районов, населенных пунктов, земельных участках, а также кадастровых номерах, формах собственности, целевом назначении, кроме персональных данных землевладельцев и землепользователей, поскольку это запрещено законом о защите пер-сональныхданных. Следовательно, если земельный участок зарегистрирован, найти его на карте совсем не сложно. Однако на сегодняшний день публичная кадастровая карта содержит еще много неточностей и ошибок.
- Каким образом будут устраняться эти ошибки?
- В этом должны помочь жители Украины. Если вы, уважаемые граждане, обнаружили ошибки или неточности на публичной кадастровой карте, например, технического характера, связанной с физическими данными об участке, или же другие - пределы вашего земельного участка накладываются на соседние участки, пожалуйста, отметьте их. Для этого специалисты Госземагентства Украины разработали специальную таблицу обратной связи. В эту форму необходимо ввести собственные данные, информацию о земельном участке и отметить ошибку, Система построена таким образом, что большинство технических ошибок исправляются автоматически.
- Сколько стоит сейчас оформление права на земельный участок?
- Законодательные изменения претерпели и размеры оплаты услуг, которые предоставляются органами Госземагентства. С 10 января 2013 года благодаря автоматизации процессов административные услуги подешевели почти на треть.
Если в прошлом году граждане за регистрацию земельных участков платили 255 гривен, то в текущем году эта сумма составит 184 гривны, из которых 65 гривен оплачивается органам Госземагентства за регистрацию в Национальной кадастровой системе и 119 гривен - за регистрацию права собственности органам регистрации имущественных прав.
- Как вы лично оцениваете законодательные нововведения?
- Благодаря электронной системе регистрация земельных участков по новой процедуре будет проходить в несколько раз быстрее. Это сведет на нет очереди, затягивание с рассмотрением документов и другие неудобства, с которыми раньше сталкивались граждане. Уверен, как и любые другие нововведения, новая система государственной регистрации земельных участков и прав на них должна проработать некоторое время, чтобы граждане на собственном опыте смогли убедиться в ее преимуществах.
Записала Татьяна ЕЛЕФТЕРИАДИ, заведующая сектором взаимодействия со СМИ Главного управления Госземагентства
Комментарии:
Ирина Пойда | 25.11 2013 в 15:41
Какой смысл в информации,если "редакция не несёт ответственности"?