28 июля, Наталья Николаевна Белохвостикова отмечает свой 60-летний юбилей.
Детство
Родители Натальи - папа Николай Дмитриевич Белохвостиков и мама Антонина Романовна Лямина познакомились в Канаде, куда они были направлены на работу. По возвращении в Москву у них родилась дочь. В годовалом возрасте родители забрали Наталью с собой в Англию. Николай Дмитриевич служил там посланником, а Антонина Романовна преподавала английский язык работникам советского посольства.
Наталья росла в Лондоне до пяти лет. Она говорила на английском свободно, как на родном. В посольство привозили советские фильмы, и мама с двух лет стала водить дочь в кино. Наталья была тихая, молчаливая и упитанная девочка. Она вспоминает: «Меня прозвали «запасным Черчиллем»: я была смешная, толстая, а щеки у меня лежали на плечах».
Когда Наталье нужно было идти в школу, ее отправили в Москву, к бабушке. Без родителей было очень тоскливо. Чтобы как-то скрасить свое одиночество, она стала много читать и мечтать о кино.
Первый опыт в кино
Первый раз она попала на экран в 1965 году, когда приехала на каникулы к родителям в Стокгольм, куда был тем временем направлен посланником ее отец. Там Марк Донской снимал двухсерийный фильм о Ленине «Сердце матери», и ему нужна была массовка. Донской обратился за помощью в посольство, чтобы кто-нибудь из сотрудников поучаствовал в съемках, но все были заняты. Марк Семенович пришел на детскую площадку и среди детей сотрудников на роль Марии Александровны Ульяновой выбрал Наташу Белохвостикову Её нарядили в пальто начала ХХ века, слегка загримировали и сняли в нескольких эпизодах. Так состоялся дебют Натальи Белохвостиковой в кино.
ВГИК
В 1968 году она была принята во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, хотя до окончания школы ей предстояло учиться еще год. На втором курсе она сыграла Лену Бармину в картине Герасимова «У озера», эта роль была написана специально для нее. Лена Бармина определила близость актрисы с героинями русской классической литературы, наделенными благородством чувств и помыслов, чистотой и мягким, женственным очарованием. Когда Сергей Аполлинариевич Герасимов снимал фильм, он очень хотел, чтобы у героини была вертикальная морщинка на лбу. Белохвостикова часами сидела у зеркала и хмурила брови, и все-таки добилась своего. Правда морщинка так и не прошла, но зато Наталья за этот фильм стала самым молодым лауреатом Государственной премии СССР.
Признание
В 1971 году Белохвостикова окончила ВГИК и стала актрисой театра-студии киноактера. В том же году она сыграла роль Анны Снегиной в картине Сергея Урусевского «Пой песню, поэт». В 1976 году Белохвостикова снялась у Герасимова в роли гордой аристократки Матильды де ля Моль в экранизации романа Стендаля «Красное и черное», а в 1979 году - у Михаила Швейцера - в роли Донны Анны в «Маленьких трагедиях».
Но ее лучшие роли связаны с творчеством режиссеров Алова и Наумова - Неле в «Легенде о Тиле», Натали и Мари в «Тегеране-43», Эмма в «Береге», Лена в «Десять лет без права переписки». Работу в фильме «Тегеран-43» вообще можно назвать звездным часом актрисы.
Острый на язык Валентин Гафт отозвался на это эпиграммой. Правда, не обошлось без «шпильки» в конце:
Вы в «Тегеране-43»
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! - хоть без короны
И без таланта, Натали.
В общем, картина была благосклонно принята советскими и зарубежными кинокритиками. В итоге фильм «Тегеран-43» получил множество престижных премий: главный приз Всесоюзного фестиваля 1981 года, Золотой приз МКФ в Москве (1981), приз Общества «Родина» МКФ в Москве (1981). В фильме снимались звёзды мирового масштаба: французский киноактёр Ален Делон, французская киноактриса Клод Жад и звезда австрийского кинематографа Курт Юргенс, для которого «Тегеран-43» стал последним фильмом. Один из режиссёров картины, Владимир Наумов, позже вспоминал: «Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло ее успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в стране, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира».
Исполненный экспрессии, яркой зрелищности, метафорический стиль Алова и Наумова оказали влияние на актерский почерк Белохвостиковой, помогая ей органично сочетать земную силу и надземную возвышенность своих героинь.
Во время съемок фильма «Берег» по одноименному роману Юрия Бондарева, в котором рассказывалось об истории любви немецкой девочки Эммы, роль которой играла Наталья Белохвостикова, и русского лейтенанта (Борис Щербаков), произошел забавный случай. Снимали сцену счастливого свидания Эммы и лейтенанта Никитина, когда они вместе с велосипедом оказываются в воде и, совершенно мокрые, стоя по колено в воде, хохочут от счастья. По команде «Мотор!» все пошло не по плану - Борис Щербаков не удержался на велосипеде, наехав на какую-то корягу, не обнаруженную под водой до съемки, Белохвостикова упала на уже лежащий велосипед и оба не смогли удержаться от смеха.
Так эпизод и вошел в фильм. Многие потом отмечали, что это один из самых удачных эпизодов фильма.
Личная жизнь
Иные ждут такой встречи всю жизнь, иные проходят мимо своей судьбы. А Наталье Белохвостиковой повезло, ее первая любовь оказалась любовью всей ее жизни.
Рассказывает Наталья Белохвостикова: - Судьба, случай, в самолете познакомились. Я летела на премьеру фильма «У озера» в Белград, а неделя эта должна была открываться новым фильмом «Бег» Алова и Наумова, и летел Наумов. И когда мне сказали, что я должна была лететь совершенно с другим человеком, с другим режиссером на самолете туда, в Белград, но оказалось, что у него тяжело заболела жена, и накануне полетел в тот день Наумов. Мне сказали: «Наташа, с тобой полетит Наумов, ты знаешь, как он выглядит?» Я сказала: «Нет, но я знаю картины, во ВГИКе видела». «Как выглядит, знаете? Чтобы вы не потерялись, билеты у него». Я сказала: «Нет, я его не узнаю». Его спросили, видел ли он фильм «У озера», он сказал: «Нет, я не знаю, кто такая Наташа Белохвостикова». И нас поехали знакомить, чтобы мы не потерялись в Шереметьево. Нас посадили в самолет, в самолете мы и познакомились. Он мне ночами читал стихи по телефону, он мог читать по два, по три часа без перерыва. Он мне привозил цветы, например, он мне привез из Голландии букет цветов, а Голландия - это страна тюльпанов, это был такой букет, где ни один цвет не повторялся. Мы с ним ходили на Высоцкого, мы с ним ходили на Евтушенко, на его друзей, хотя каждый работал, я тогда снималась в одной картине, играла Анну Снегину Урусевского Сергея Павловича, а он писал сценарий «Легенда о Тиле», оба были заняты, оба уезжали. Он уезжал на два месяца, я уезжала, и где бы мы ни были, мы созванивались. Когда он писал в Пицунде, о которой я говорила, сценарий, он уехал туда, чтобы не мешали ему. Он, как рассказывают очевидцы, обирал всех, он ходил с холщовой сумкой и обирал всех, потому что можно было в Москву позвонить только 15-копеешными монетами по автомату. И он утром встречал всех и обирал. Говорил: «Отдавайте, ну-ка, у кого 15-копеешные, все мне в мешок». И поэтому даже оттуда разговоры были долгими.
Свадьбу сыграли ровно через год. Торжество было скромным, присутствовали только самые близкие люди: Алов, Герасимов, Макарова, Ульянов. По словам Натальи, ее супруг создал для нее удивительный круг общения: Мастрояни, Тонио Гуэро, Евтушенко и Высоцкий. С Высоцким позже их сведет судьба в картине «Маленькие трагедии».
В 1977 году у Натальи Белохвостиковой и Владимира Наумова родилась дочь Наташа. Уже в три года она дебютировала в фильме «Тегеран-43». Теперь она профессиональная актриса, снималась в отцовских фильмах, а также, в качестве режиссера картины, сняла фильм «Год лошади», с мамой в главной роли.
Эпилог. Счастливое продолжение
Осенью 2007 года на экраны вышла картина режиссера Владимира Наумова «Джоконда на асфальте», семейная картина. В главных ролях Наталья Белохвостикова и дочь, Наталья Наумова. «Быть с семьей даже на работе — огромное счастье», -говорит актриса. Любовь длиною в жизнь. Более 30 лет Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов рука об руку в жизни и в искусстве. За эти годы было всякое: и ссоры, и тяжелый период, когда из жизни уходили близкие люди. Но оставить друг друга и уйти навсегда - нет, такой мысли у них не было. А не так давно в их семье произошло радостное событие, на одном из благотворительных концертов к ним подошел 4-летний мальчик Кирилл и с грустью в голосе попросил подарить ему крестик. Семья исполнила его просьбу, с этого момента Белохвостикова и Наумов стали навещать ребенка в детском доме с подарками, а спустя некоторое время, решили, во что бы то ни стало усыновить мальчика. Приемный ребенок стал еще одной нитью этой крепкой, дружной и любящей семьи.
Страницу подготовил Евгений БАЛКИН
Комментарии:
нет комментариев