Лилия Бережненко: "Искусство - это ведь элемент необходимый, - как соль, или перец, - без него жизнь будет пресной".
И.Э. В наши практические времена удивительно, что кто-то занимается живописью, тем более - молодые люди…
Лилия Бережненко: Хочется поэтому дать студийцам как можно больше - я преподаю и историю, и живопись, и разные искусства, воспринимаю учеников разного возраста, и разной подготовки. Когда первый раз приходят ко мне студийцы, и мы пишем натюрморт - я смотрю, какие они предметы выбирают, как расставляют, - и первое задание они пишут, как они могут, я ни во что не вмешиваюсь. А потом мы уже мы разбираем, что хорошо, что плохо, и потихонечку исправляем…
Я стараюсь побыстрее их развивать, мы даже делаем копии. Но, знаешь, не такие копии, как просто срисовать по квадратикам… Студийцы делают рисунок, и, пока делают, думают: какая композиция, почему это так, а не иначе… Нарисовал - потом выводит контур краской… принцип поэтапности - выводят, подложку делают. И пока они ее делают, - учатся. Через копии дети познают искусство. И потихоньку вырастают…
Последнее время мы изучали искусство ХХ века, то, как оно отразилось в живописи. А ведь этот период широкой публике почти неизвестен. Советские учебники остановились на Перове, а что было дальше… Хорошо еще, если известны имена Василия Кандинского или Казимира Малевича, о "Черном квадрате" слышали почти все, а дальше…
И. Белый лист… То есть искусство ХХ века очень далеко, так воспринимается визуально, отошло от искусства века ХIХ века делает такой очень громадный шаг, и действительно - непонятно, как это случилось, механизм загадочный. Как это может быть: Кандинский вот до этого момента один, из "Мира искусства", вполне принадлежит своему времени, сецессиону, а потом вдруг раз - и совершенно другой Кандинский! Наверное, это трудно понять…
Л.Б. Мы все-таки о чем-то узнали еще в институте, а поколение старше меня о том, кто такой, скажем, Энди Уорхолл, вообще представления не имело. А ведь это один из столпов искусства ХХ века! Не зная того, что он сделал, вообще не ясно, почему таким путем пошло искусство. А сейчас мои ученики имеют возможность проследить все эти "измы", что-то свое вынести - вот это интересно.
И. То есть у тебя есть возможность наблюдать заново весь процесс возникновения современного искусства в отдельно взятой мастерской - в вашей Народной изостудии, в Запорожье…
Л.Б. Конечно, многое зависит от города. Вот люди стремятся в столицу, потому что, мне кажется, непременно нужно, чтобы на каждый миллион жителей было соответствующее количество художников. Потому что искусство - это ведь элемент необходимый, - как соль, или перец, - без него жизнь будет пресной. И художникам нужно черпать вдохновение друг в друге. И мы в пространстве студии тоже как-то растем и смотрим друг на друга. Приходит кто-то более сильный - и смотришь, как они, глядя друг на друга, все подрастают, уровень работ растет. На недавней выставке молодых в Союзе художников было видно - достаточно высокий уровень у студийцев, потому что здесь варятся вместе и достигают результатов. Очень интересно с ними работать, я никогда не думала, насколько меня это увлечет. И потом, - с детьми как надо работать: либо отдавать все, либо вообще не начинать. Все мои мысли здесь…
И. Конечно, современным детям все гораздо более доступно - интернет, открытые границы… Говорят, от этого они менее сосредоточены?
Л.Б. Мы жили в другое время, нам мешали - были и в моей жизни такие моменты. А сейчас многое возможно. Конечно, мои студийцы могут большего достичь. Но в искусстве надо прорастать, создавать внутри себя, наращивать грунт какой-то, почву, и тогда из этого может быть, что-то вырастет.
И. В студии получают серьезную подготовку: академический рисунок, живопись, копирование… А ведь теперь во многих современных школах считают, без школы можно обойтись, необязательно рисовать с натуры. Так же, как многие считают, что не нужно знать основы балета для того, чтобы танцевать современный танец…
Л.Б. Наверное, если столетиями так учили, и был результат… Академическую школу нужно пройти, а потом уж от нее отказываться. Великие художники прекрасно владели академическим рисунком, живописью, а потом они трансформировали художественный образ до какой-то квинтэссенции, как Малевич свой квадрат.
И. У Татьяны Власенко есть такое выражение "наработанная" работы …
Л.Б. "Наработанная" - если работа долго делается, с любовью… Простая мысль приходит - сколько художников видели закат или восход, все те же закаты и восходы… И каждый думает, что только он увидел своим восхищенным взглядом именно ТАК, говорит - вот я сейчас напишу - и никто другой не сможет так изобразить! Да, это должно быть и сделано-наработано, надо вложить столько любви в то, что ты делаешь, восхищения… должен быть восхищенный взгляд на все. Ах, какое дерево красивое, и человек красивый, и свет и тень - необыкновенные… надо что-то такое искать в этом, в окружающем нас пространстве, и тогда - получишь.
Если просто так написал, и даже очень мастерски, но не вложил душу - ничего не получишь. Вот мои студийцы только начинают - но и у них видно, когда работа сделана с любовью. Зритель останавливается, потому что - сделано с любовью.
И. А какие задачи у Народной изостудии?
Л.Б. Конечно, сюда приходят в первую очередь те, для кого это не будет профессией, и с ними тоже интересно работать, экспериментировать. Не нужно этой академической школы, которая нужна для тех, кто будет поступать, и жизнь свою связывать с этой профессией, а просто интересно - как эти люди сохранили детское ощущение жизни. Ребенок до 12 лет свободен, не зажат рамками социума может рисовать все что угодно, а после 12 лет ребенок вдруг понимает, что он рисует, как ребенок, неправильно - и бросает. Но бывает, что взрослые люди продолжают рисовать - запросто рисуют, экспериментируют с цветом, и очень интересно.
И. Удивительно, что в наше время Народная изостудия продолжает существовать, ведь многого уже нет…
Л.Б. Прекрасно, что руководство завода "Запорожсталь", руководство Дворца Металлургов сохранили Народную Изостудию. Все очень внимательны к студии,во всем помогают. Прекрасно, что все эти люди сохраняют живое, для детей, для молодежи. Это необходимо городу - чтобы развиваться, в городе должны быть художники.
С Лилией Бережненко беседова
Комментарии:
нет комментариев