misto.zp.ua

Наши люди

Лилия Бережненко: "Искусство - это ведь элемент необходимый, - как соль, или перец, - без него жизнь будет пресной".

И.Э. В наши практические времена удивительно, что кто-то занимается живописью, тем более - молодые люди…

Лилия Бережненко: Хочется поэтому дать студийцам как можно больше - я преподаю и историю, и живопись, и разные искусства, воспринимаю учеников разного возраста, и разной подготовки. Когда первый раз приходят ко мне студийцы, и мы пишем натюрморт - я смотрю, какие они предметы выбирают, как расставляют, - и первое задание они пишут, как они могут, я ни во что не вмешиваюсь. А потом мы уже мы разбираем, что хорошо, что плохо, и потихонечку исправляем…

Я стараюсь побыстрее их развивать, мы даже делаем копии. Но, знаешь, не такие копии, как просто срисовать по квадратикам… Студийцы делают рисунок, и, пока делают, думают: какая композиция, почему это так, а не иначе… Нарисовал - потом выводит контур краской… принцип поэтапности - выводят, подложку делают. И пока они ее делают, - учатся. Через копии дети познают искусство. И потихоньку вырастают…

Последнее время мы изучали искусство ХХ века, то, как оно отразилось в живописи. А ведь этот период широкой публике почти неизвестен. Советские учебники остановились на Перове, а что было дальше… Хорошо еще, если известны имена Василия Кандинского или Казимира Малевича, о "Черном квадрате" слышали почти все, а дальше…

И. Белый лист… То есть искусство ХХ века очень далеко, так воспринимается визуально, отошло от искусства века ХIХ века делает такой очень громадный шаг, и действительно - непонятно, как это случилось, механизм загадочный. Как это может быть: Кандинский вот до этого момента один, из "Мира искусства", вполне принадлежит своему времени, сецессиону, а потом вдруг раз - и совершенно другой Кандинский! Наверное, это трудно понять…

Л.Б. Мы все-таки о чем-то узнали еще в институте, а поколение старше меня о том, кто такой, скажем, Энди Уорхолл, вообще представления не имело. А ведь это один из столпов искусства ХХ века! Не зная того, что он сделал, вообще не ясно, почему таким путем пошло искусство. А сейчас мои ученики имеют возможность проследить все эти "измы", что-то свое вынести - вот это интересно.

И. То есть у тебя есть возможность наблюдать заново весь процесс возникновения современного искусства в отдельно взятой мастерской - в вашей Народной изостудии, в Запорожье…

Л.Б. Конечно, многое зависит от города. Вот люди стремятся в столицу, потому что, мне кажется, непременно нужно, чтобы на каждый миллион жителей было соответствующее количество художников. Потому что искусство - это ведь элемент необходимый, - как соль, или перец, - без него жизнь будет пресной. И художникам нужно черпать вдохновение друг в друге. И мы в пространстве студии тоже как-то растем и смотрим друг на друга. Приходит кто-то более сильный - и смотришь, как они, глядя друг на друга, все подрастают, уровень работ растет. На недавней выставке молодых в Союзе художников было видно - достаточно высокий уровень у студийцев, потому что здесь варятся вместе и достигают результатов. Очень интересно с ними работать, я никогда не думала, насколько меня это увлечет. И потом, - с детьми как надо работать: либо отдавать все, либо вообще не начинать. Все мои мысли здесь…

И. Конечно, современным детям все гораздо более доступно - интернет, открытые границы… Говорят, от этого они менее сосредоточены?

Л.Б. Мы жили в другое время, нам мешали - были и в моей жизни такие моменты. А сейчас многое возможно. Конечно, мои студийцы могут большего достичь. Но в искусстве надо прорастать, создавать внутри себя, наращивать грунт какой-то, почву, и тогда из этого может быть, что-то вырастет.

И. В студии получают серьезную подготовку: академический рисунок, живопись, копирование… А ведь теперь во многих современных школах считают, без школы можно обойтись, необязательно рисовать с натуры. Так же, как многие считают, что не нужно знать основы балета для того, чтобы танцевать современный танец…

Л.Б. Наверное, если столетиями так учили, и был результат… Академическую школу нужно пройти, а потом уж от нее отказываться. Великие художники прекрасно владели академическим рисунком, живописью, а потом они трансформировали художественный образ до какой-то квинтэссенции, как Малевич свой квадрат.

И. У Татьяны Власенко есть такое выражение "наработанная" работы …

Л.Б. "Наработанная" - если работа долго делается, с любовью… Простая мысль приходит - сколько художников видели закат или восход, все те же закаты и восходы… И каждый думает, что только он увидел своим восхищенным взглядом именно ТАК, говорит - вот я сейчас напишу - и никто другой не сможет так изобразить! Да, это должно быть и сделано-наработано, надо вложить столько любви в то, что ты делаешь, восхищения… должен быть восхищенный взгляд на все. Ах, какое дерево красивое, и человек красивый, и свет и тень - необыкновенные… надо что-то такое искать в этом, в окружающем нас пространстве, и тогда - получишь.

Если просто так написал, и даже очень мастерски, но не вложил душу - ничего не получишь. Вот мои студийцы только начинают - но и у них видно, когда работа сделана с любовью. Зритель останавливается, потому что - сделано с любовью.

И. А какие задачи у Народной изостудии?

Л.Б. Конечно, сюда приходят в первую очередь те, для кого это не будет профессией, и с ними тоже интересно работать, экспериментировать. Не нужно этой академической школы, которая нужна для тех, кто будет поступать, и жизнь свою связывать с этой профессией, а просто интересно - как эти люди сохранили детское ощущение жизни. Ребенок до 12 лет свободен, не зажат рамками социума может рисовать все что угодно, а после 12 лет ребенок вдруг понимает, что он рисует, как ребенок, неправильно - и бросает. Но бывает, что взрослые люди продолжают рисовать - запросто рисуют, экспериментируют с цветом, и очень интересно.

И. Удивительно, что в наше время Народная изостудия продолжает существовать, ведь многого уже нет…

Л.Б. Прекрасно, что руководство завода "Запорожсталь", руководство Дворца Металлургов сохранили Народную Изостудию. Все очень внимательны к студии,во всем помогают. Прекрасно, что все эти люди сохраняют живое, для детей, для молодежи. Это необходимо городу - чтобы развиваться, в городе должны быть художники.

С Лилией Бережненко беседова


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Инга Истеркина. МиГ по-выходным. ЗапорожьеМИГ по выходным  - газета хороших новостей. Что происходит в мире? в Украине? в Запорожье? в мире искусства? вмире моды? в мире книг? в мире человеческих отношений?
Обо всем об этом и о многом другом читайте в рубриках газеты "МИГ по выходным": "Тратим деньги с удовольствием","Большой секс в маленьком городе", "В вашем стиле","В здоровом теле", "Мужской клуб","Всюду жизнь". "МИГ по выходным"  - газета хорошего настроения!

С уважением, редактор газеты "МИГ по выходным"  Инга Эстеркина

Контакты

Адрес редакции:
был
Телефоны:
были
E-mail:
был
День выхода газеты:
было

 

 

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |