Путевые заметки Павла Алеппского как уникальный источник сведений об Украине в 1654 году
По всем данным, приведенным Павлом Алеппским, Украина, находясь под властью Речи Посполитой и испытывая сильнейшее влияние польской культуры, приобрела внешний вид довольно благополучной страны, с хорошо обустроенными городами и достаточно развитым сельским хозяйством, и это благополучие, по всем признакам, не оправдывало столь мощного восстания (революции), начавшегося в 1648 году. Но Павел находит объяснение случившемуся. Кроме главной побудительной причины, то есть притеснения православной веры и нравственного оскорбления украинского народа, польская шляхта энергично стремилась обратить жителей в крепостное состояние и подвергала их тяжкому угнетению. «Их, - говорит Павел, - принуждали работать днем и ночью над сооружением укреплений, копанием прудов, очищением земель и прочим». Следовательно, все эти роскошные замки польско-украинских магнатов, их цветущие сады, возделанные поля -все это достигалось принудительным тяжким трудом подневоль-ных людей. И это было всего лишь видимостью благополучия.
Надо заметить, что в целом наша страна привела Павла Алеппского в восхищение. Он хвалит ее чудесный, мягкий климат, плодородные почвы, изобилие скота, свиней, домашней птицы и рыбы, уютные жилища, окруженные садами и огородами, где селяне выращивают капусту, морковь, репу, петрушку, «а изгородь их состоит из вишен, слив и других плодовых деревьев». С особой теплотой описывает Павел «благочестие жителей», благолепие наших церквей, процветавшее в Украине искусство иконописания и вообще живописи, испытавшее на себе влияние итальянских и польских мастеров. В этих храмах, по наблюдениям Павла, висели люстры, сделанные иногда из оленьих рогов, концы которых обрабатывались так, что в них вставлялись свечи. Священники, рассказывает наш очевидец, «носят черные су-конные колпаки с меховой опушкой, а кто побогаче - бархатные шляпы с крестами. Но и в церковной сфере, признает Павел, все еще заметны следы «латинского» (католического) влияния. Так, путешественники по дороге встречали изображение Богоматери «в виде непорочной девы с розовыми щеками» (так написано у Павла).
Основное событие для Макария и его свиты - это, безусловно, встреча с гетманом «Хмелем», стоявшем тогда, в июне 1654 года, лагерем под Богуславом. Павел подробно описывает все, что тогда происходило. Когда путешественники переправились на лодках через реку Рось, «на берегу нас уже ожидали шесть городских священников в облачениях и с хоругвями, певчие с толпой жителей и казаки с большим гетманским знаменем из черной и желтой гетманской материи». На следующий день в город прибыл сам гетман с многочисленной свитой. Павел (любопытный момент!) выражает свое удивление смиренному виду знаменитого казацкого вождя: в то время, как окружавшие его полковники и старшина отличались пышным одеянием и дорогим оружием, Хмель, наоборот, одет был в простой короткий кафтан и имел при себе малоценное оружие. Вообще он показался автору записок «человеком преклонных лет» и некрасивой наружности. Богдан Хмельницкий посадил патриарха на первое место за столом, а сам сел на второе «и за обедом был очень умерен в еде». «За обедом не было ни виночерпиев, ни стольников, ни серебряной посуды, - рассказывает Павел, - не було также у гетмана и золотых карет, украшенных дорогими тканями и запряженных многими красивыми конями, вообще всей той роскоши и пышности, которую мы только что наблюдали у господарей Молдавии и Валахии». В действительности у казацких полковников, соратников Хмельницкого, его сотников, есаулов, писарей имелось, разумеется, по нескольку сундуков, наполненных золотой и серебряной посудой, отбитой у поляков, а на конюшнях стояло много прекрасных коней, и дома они щеголяли этими сокровищами, но в походе держались совсем иначе. Павел очень хвалит «ум, крепость и радушие» гетмана, которые он проявил, принимая патриарха, причем «даже плакал от радости видеть владыку», много с ним беседовал о разных предметах и покорно исполнял все его просьбы. Гетман, приняв ценные дары от Макария, в свою очередь щедро одарил его деньгами, дал письменный приказ о бесплатном (даровом) снабжении патриарха и его свиты во время пути по Украине лошадьми, повозками, едой и питьем. «Когда Хмельницкий после свидания с патриархом отправился в свой лагерь, шел проливной дождь, -вспоминает Павел, - гетман накинул на себя белый плащ и поехал в простом экипаже, запряженном одной лошадью». 22 июня патриарх, простившись с Хмелем, продолжил через Триполье и Васильков свой путь в Киев.
Там Макария торжественно встречали архимандрит Печерского монастыря Иосиф Тризна, а затем и сам митрополит Сильвестр Косов со свитой. Макария и Павла привели в восторг удобные, чистые кельи монахов Печерской обители, вокруг которой были разбиты сады и палисадники с цветами; «там также были, кроме того, стеклянные окна, а потому было очень светло внутри, сами кельи были ярко расписаны, с изразцовыми печами». Тут явно сказывались результаты деятельности Петра Могилы, который оставил после себя этот монастырь благоустроенным и разбогатевшим. Но особенно потрясла воображение Павла Алеппского Святая София Киевская. Он пишет о ней так: «Ум человеческий не в силах живописать ее по причине разнообразия цветов ее мрамора и их сочетаний, симметричного расположения частей ее строения, большого числа и высоты ее колонн, возвышенности ее куполов, ее обширности, многочисленности ее портиков и притворов». Очень хвалил архидиакон и Михайловский Золотоверхий собор.
10 июля 1654 года патриарх со свитой покинул Киев и через Бровары, Прилуки, город Красный, местечко Корыбутов, затем Путивль прибыл на территорию Московского государства. Там, где кончались казацкие поселения, отметил Павел, лежали покинутые земли и необработанные поля (! - И. С). И далее - любопытные слова: «Мы вступили во вторые врата борьбы, пота, трудов и поста, ибо в этой стране (Московском царстве. - И. С), от мирян до монахов, все едят только один раз в день и выходят из церковных служб не ранее, чем в два часа пополудни. Во всех церквах их совершенно нет сидений. Все миряне стоят, как статуи, молча, тихо, делая беспрерывные земные поклоны. Мы выходили из церкви, едва волоча ноги от усталости и беспрерывного стояния без отдыха. Сведущие люди заранее говорили нам, что если кто желает сократить свою жизнь на 15 лет, пусть едет в страну московитов. Тут за приезжими духовными лицами тщательно наблюдают и сквозь дверные щели следят, упражняются ли они в смирении, посте и молитве или пьянствуют, занимаются игрой, шутками, смехом и бранью. За подобные проступки у них, московитов, ссылают людей наравне с преступниками в страну мрака, то есть в Сибирь».
Вот с такими мыслями покидал землю Украины, «страну казаков», архидиакон Павел Алеппский. Надеемся, читатель убедился, что его путевой дневник представляет значительный интерес и для нас, людей ХХI века...
Комментарии:
нет комментариев