misto.zp.ua

«Курьер» - фильм времён перестройки

«Курьер» - фильм времён перестройки

Картина снята на киностудии «Мосфильм» в 1986 году. Премьера состоялась 29 декабря 1986 года. Позже фильм был реставрирован киноконцерном «Мосфильм» цифровым способом в 2008 году. Материалы для реставрации были предоставлены «Госфильмофондом России».

«Все сам, все своими руками!..»

Середина 1980-х годов. Родители Ивана Мирошникова, главного героя фильма, развелись, когда ему было 15 лет. После провала Ивана на вступительных экзаменах в пединститут мать подыскала сыну работу курьера в редакции научного журнала «Вопросы познания».

Главные роли исполнили замечательные актеры - Анастасия Немоляева и Фёдор Дунаевский. Тем, кто смотрел фильм, навсегда запомнились гениальные сцены, где Иван и Катя исполняют песню про Козла, решают, что делать вдвоем в темном подвале; Иван пьет одеколон, а Катин отец вопрошает: «Мы, наше поколение, желаем знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание»...

Главные роли исполнили Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева, фильм стал по-настоящему культовым.

Вообще-то поначалу Шахназаров и в мыслях не держал экранизировать «Курьера», с него хватило авторства. То есть в начале 80-х молодой, но вполне талантливый режиссер написал одноименную повесть, вскоре ее опубликовали в журнале «Юность», а кинодебютант Андрей Эшпай загорелся идеей снять по произведению полнометражный фильм. Шахназаров с легкостью уступил режиссерское кресло коллеге, но выдвинул условие: привлечь к работе над сценарием Александра Бородянского. Разумеется, действовал Карен Георгиевич исключительно из благих намерений: Бородянский написал блестящую литературную основу к ленте «Зимний вечер в Гаграх», чем снискал безоговорочное доверие будущего киномэтра.

Эшпай надеялся осчастливить «Курьером» киностудию имени Горького, которая как раз специализировалась на фильмах «о становлении молодого человека». Однако сценарно-редакционная коллегия морщилась и кривилась: дескать, характеру главного героя не хватало подробностей, да и заглавная мысль произведения прослеживалась нечетко. Скрепя сердце, Бородянский переписал сценарий, но безуспешно: на этот раз студия посчитала, что «взрослые персонажи окарикатурены и всепрощенчески относятся к поведению юных». Час от часу не легче!

Третий вариант коллегия тоже забраковала - видите ли, нрав главного героя не «эволюционировал» к финалу фильма. Но ведь литературный отец курьера Ивана и не предусматривал в характере Ивана нравственных подвижек! Изюминка была в натуре Ивана - меланхоличного, правдивого и самодостаточного персонажа.

Поскольку к тому времени Карен Георгиевич уже имел вес в киношных кругах, с подбором звездной команды проблем не было. Исполнить роль мамы Ивана согласилась Инна Чурикова, роль импозантного отца Кати «отписали» Олегу Басилашвили. Александр Панкратов-Черный, слывший со времен «Мы из джаза» талисманом Шахназарова, стал колоритным главредом журнала, где трудится наш герой. А блистательная Светлана Крючкова исполнила роль тайной зазнобы главреда - секретарши с высокими матримониальными запросами.

А вот с ключевыми персонажами-подростками накладочка вышла. «Кастинг» прошли уже около сотни претендентов, но режиссер снова и снова забраковывал кандидатуры. Дмитрий Певцов и Алена Хмельницкая, в ту пору еще «зеленые», тоже не устроили Шахназарова. Как всегда, вмешалась ее величество Судьба.

Однажды на пробу не явились девочки-претендентки. И режиссер заменил симулянток Настей Немоляевой - дочкой оператора фильма. Так «случайный выстрел» стал точнейшим попаданием - роль Кати доверили ей. Настя, для порядку покапризничав, согласилась сняться в кино, мало того, еще и одноклассника своего притащила -Федю Дунаевского. И киномэтр Шахназаров, увидев 17-летнего парня с явно незаурядным нравом, вздохнул облегченно: курьер Иван нашелся.

Экранизация весьма близка к книге

1. В книге есть второстепенная сюжетная линия о писателе-фантасте, которая не отражена в фильме.

2. В книге есть очень яркое и красочное описание сна Ивана, способствующее пониманию сложного духовного мира главного героя, - но в фильме эта сюжетная линия фактически скомкана и практически не отражена.

3. В фильме после предложения спеть «Соловья» Алябьева его исполняет Иван Мирошников вместе с гостьей профессора Кузнецова (играет оперная певица Лариса Курдюмова). В книге романс начала петь Катя, но с перевранными словами: «Соловей мой, соловей, Ты мой чертов Бармалей!.. Соловей мой, соловей! Чтоб ты сдохнул, Бармалей!»

4. Когда профессор Кузнецов спрашивает, чем собирается зарабатывать Иван, тот заявляет, что собирается писать стихи и декламирует известные любому школьнику строки: «- Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В книге же менее известные стихи Пушкина - «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я...»

5. В фильме Иван приглашает Катю на тусовку со своими дворовыми друзьями — в книге этот эпизод отсутствует.

6.    В фильме отсутствует эпизод, когда Иван после первого разговора с Катей по телефону включает магнитофон, за что получает нагоняй от соседей.

7.    В конце фильма Иван встречается пристальным взглядом с демобилизованным воином-танкистом с обожжённым лицом, вернувшимся с войны из Афганистана. В книге этого эпизода нет.

8. В фильме присутствует эпизод, когда Иван с Катей «хотят сделать ребенка» после того, как Иван сказал профессору, что Катя в положении. На следующий день, когда Иван извиняется перед Катей, она врёт ему, что тоже уже сказала, что ждёт ребенка. Они ходят и ищут место, где бы им «это сделать». В книге же такого нет - Иван просто извиняется перед Катей за всё то, что наговорил её отцу.

Интересный факт

В конце фильма Иван видит дембеля, вернувшегося с войны из Афганистана. На его кителе видны медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Внешний вид демобилизованного солдата абсолютно правдоподобен. Точно воспроизведены детали дембельской формы одежды: выгнутая кокарда, неуставные аксельбанты и офицерские петлицы.

Награды

1987 - Лучший фильм года по опросу журнала «Советский экран».

1987 - один из лидеров проката в СССР (б-е место — 31,9 млн. зрителей).

1988 - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых.

1987 - Приз FIPRESCI и Специальный приз жюри , МКФ в Москве.

Подготовила Яна ЗАГОРСКАЯ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |