misto.zp.ua

Елена Яковлева: милиционер и «ночная бабочка»

Елена Яковлева: милиционер и «ночная бабочка»

Елена Яковлева. Знаменитая на всю страну «интердевочка», самая популярная женщина-следователь. Она не похожа на актрису, она - соседка, обычная девушка из вашего двора. В каждой её роли есть «талант, граничащий с гениальностью» - так говорят о ней коллеги и друзья. Но народная артистка Елена Яковлева не страдает звездной болезнью, она просто работает. «Представляете, вся жизнь - игра? Ты ложишься спать как народный артист. Просыпаешься как народный артист, идешь куда-нибудь как народный артист, ешь как народный артист… это очень утомительно!» - говорит актриса.

Елена Алексеевна Яковлева родилась 5 марта 1961 года в Житомирской области, в городе Новоград-Волынском.

Мать Елены Яковлевой, Валерия Павловна - сотрудница НИИ, отец - Алексей Николаевич - военнослужащий.

Школа

По роду деятельности отца семье приходилось очень часто переезжать с места на место, из города в город. Как следствие, Лена сменила много школ. «Мы столько городов в моем детстве поменяли, что до сих пор вспомнить страшно, - рассказывает Елена. - Я за год по две школы успевала сменить. Все годы была «новенькой в классе».

Школу она оканчивала в 1978 году в Харькове. Во время учёбы не любила точные науки. На выпускном балу ребята решили опустить в бутылку из-под шампанского записки со своими заветными желаниями: чтобы проверить когда-нибудь потом, сбылось или нет. Лена Яковлева, громыхнув деревянными сабо на высоченной платформе (тогда это было страшно модно), первой отважно просунула в узкое бутылочное горлышко бумажку: «Хочу быть знаменитой артисткой».

ГИТИС

После школы Елена попыталась поступить в Харьковский институт культуры, но экзаменатор сказал, что у неё нет сценической заразительности. И прежде чем снова приступить к исполнению своей мечты, будущая знаменитость успела поработать и библиотекарем, и картографом, и на радиозаводе.

Но в 1980 году она всё-таки отправилась покорять Москву. Там на её долю выпали скитания покруче, чем у героини Ирины Муравьевой в фильме «Карнавал». Елена четыре дня жила на вокзале, потом один милиционер заставил её заселиться в дешевую гостиницу, на оплату которой ушел весь бюджет абитуриентки. И не избежать бы Елене голодной смерти, если бы не выручила соседка по номеру, оставив девушке банку дефицитной черной икры. Ей осталось только купить хлеба, собрав мелочь из всех карманов.

В ГИТИС поступила с первой же попытки. Училась по-всякому, да ещё и влюбилась в одного из студентов младшего курса и вскоре вышла за него замуж.

Сейчас тяжело в это поверить, однако в студенческие годы Яковлеву называли «второй Гундаревой». Сама актриса признается, что в то время «была полненькой, 68 кг, щёчки румяные, волосики лёгкие...». Елену это сопоставление лишь воодушевляло - в юности она увлекалась творчеством Натальи Гундаревой, часто смотрела фильмы с её участием и учила наизусть роли. А позже пыталась повторять.

Дебют в кино

Во время учёбы на третьем курсе состоялся дебют Елены Яковлевой в кино - она снялась в музыкальной лирической комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом». В фильме Яковлева сыграла роль второго плана -цирковую артистку Леру

Она вспоминает: «Меня позвали на Одесскую киностудию на пробы к фильму «Двое под одним зонтом», где я играла цирковую артистку. Приезжаю «на место» и, естественно, направляюсь прямиком на пляж - «подзагореть» хотелось. Так полежала часик, сяк полежала, встаю - красная, как рак. Тогда ещё солнцезащитных кремов не было. Когда пришла на киностудию, даже не могла одежду надеть - жгло беспощадно. Большое спасибо режиссерам, что меня все равно утвердили. Кстати, до съемок я весила шестьдесят восемь килограмм, а после - сорок пять». Ей повезло - рядом с ней в картине снимались такие мастера отечественного кино, как Иннокентий Смоктуновский, Ивар Калныньш, Наталья Андрейченко.

«СОВРЕМЕННИК»

Окончив ГИТИС, Елена Яковлева стала актрисой театра «Современник» - за включение её в труппу театра члены художественного совета проголосовали единогласно - это редчайший случай.

А в 1986 году Яковлевой предложили перейти в Московский театр им. М.Н. Ермоловой и она согласилась. «Мой уход в Ермоловский театр я бы обозначила большой впадиной вулканического происхожде-ния...» - признается актриса. На сцене театра им. Ермоловой она выступала три года. Но с 1989 года всё вернулось на круги своя - Елена Яковлева вновь в «Современнике», где впоследствии она стала одной из ведущих актрис.

На сцене «Современника» она блестяще играет совершенно разноплановые роли - это и Мария Стюарт («Играем…Шиллера!»), и Мария Лебядкина («Бесы» Ф.М. Достоевского), и Тамара («Пять вечеров»), и многие другие.

Кино

На протяжении 80-х годов Елена Яковлева много снималась. В 1986 году выходит фильм Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра», в 1987 - «Время летать» Алексея Сахарова, в 1989 - «Лестница» того же режиссёра.

Но настоящим прорывом стала роль «ночной бабочки» Тани Зайцевой в фильме «Интердевочка» (1989), поставленном Петром Тодоровским по повести Владимира Ку-нина. Успеху способствовало и то, что кинофильм затрагивал раньше абсолютно запретную тематику. Это сейчас историями о «жрицах любви» никого не удивишь, а тогда... Тогда кинофильм был чем-то вроде разорвавшейся бомбы. После фильма актрису приглашал сниматься обнажённой «Плейбой», но Яковлева отказалась.

Впоследствии, Елена Яковлева снялась ещё в трёх фильмах Петра Тодоровского: «Анкор, ещё анкор» (1992), «Какая чудная игра» (1995) и «Ретро втроём» (1998). В тот же период она снялась в таких картинах, как детектив «Чёрный квадрат», драма «Воспитание жестокости у женщин и собак», «Шальная баба».

Казалось, что после «Интердевочки» Яковлевой вряд ли удастся сыграть что-то более резонансное. Но вмешалось телевидение.

Если участие в сериале «Петербургские тайны» не было для биографии Яковлевой революционным, то исполнение главной роли в сериале «Каменская» по романам Александры Марининой принесло актрисе необычайно широкую известность. Яковлева не просто сыграла Каменскую, она совпала с ней идеально, слилась в едином порыве. Представить себе другую Каменскую просто невозможно. Сейчас кажется, что Маринина не сочинила женщину-следователя со всеми её смешными и такими понятными привычками и слабостями, а просто подсмотрела и списала её с Яковлевой.

Сама же Елена Яковлева, как человек творческий, со временем устала от Каменской и сейчас старается выбирать роли отличные от неё: «У меня масса сил. Много опыта. Хочется использовать свои возможности целиком».

О ней

3 марта 1985 года Елена Яковлева вышла замуж за актёра театра «Современник» Валерия Шальных.

У неё это был уже второй брак. Тайный роман разворачивался постепенно, но как-то, раз Шальных пришел к Яковлевой домой помогать ей клеить обои. Мужа дома не было. Обои наклеили, и дальше «всё как-то так сложилось...». А 7 ноября 1992 года у них родился сын, которого назвали Денис.

Любит красивую одежду, хорошую косметику, при этом больше всего дорожит обществом тех людей, перед которыми можно предстать без грима. Самым ценным в людях актриса считает способность любить: «Любовь -чувство всеобъемлющее. Это всё: доброта, нежность, ответственность, забота... И в этом смысле она не разделяется на мужскую, женскую, детскую. Она просто есть или её нет».

Может простить всё, даже предательство - мало ли какие обстоятельства вынуждают! Отталкивает в людях лишь бессмысленность, как дела, так и самого существования. С мужем, актёром театра «Современник», вместе уже 15 лет. Елене нравится, когда она и на сцене рядом: «Радостно смотреть, как замечательно он играет, особенно характерные роли, и мне очень помогает его присутствие, просто нутром ощущаю поддержку, любовь, заботу».

Помимо увлечения цветами и лошадьми, Яковлева довольно бодро водит машину. Всеми любимая «Каменская» считает, что женщины - лучшие водители, потому что в массе своей не пьют, не лихачат и соблюдают правила.

Когда у Яковлевой выдаётся свободное время, она очень любит почитать. Как давно любимых Бунина и Набокова, так и какой-нибудь современный детективчик. А вот оперу и балет не любит. И готовить не любит. А уж если берется, то готовит много и надолго. Например, полную кастрюлю сациви. Не любит давать интервью, потому что спрашивают одно и то же. Не любит, когда на улице узнают и грубо вторгаются в личное пространство. Не любит ходить по нашим магазинам, потому что продавцы пытаются продать совершенно неподходящую вещь. Ну и много чего «не». По словам коллег Яковлевой, режиссера Юрия Мороза, актеров Андрея Ильина и Сергея Никоненко, она похожа на свою героиню Каменскую. Хрупкая, но только внешне, внутри - кремень!

Режиссеры характеризуют её как даму вменяемую и корректную, но сама Яковлева говорит, что если ей что-то не нравится, она всеми силами будет отстаивать своё. Так, например, в «Интердевочке», в знаменитой сцене секса с японцем, Яковлева наотрез отказалась изображать страсть. Тогда нетерпеливый Тодоровский (никакого японца поблизости, разумеется, не было) схватил ее за ноги и стал, невидимый камере, дергать. Яковлева оставалась невозмутима. Потом Тодоровский попросил гримёра нанести актрисе на лицо немножко глицерина - как будто бы пот. Потока глицерина артистка уже не выдержала и скривилась. «Вот это уже ближе к жизни», - довольно сказал режиссер.

Елена Яковлева никогда не жалуется режиссерам. Она с одинаковой легкостью дефилировала по подиуму и купалась в ледяной воде в фильме Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра», и играла проститутку, искренне рыдая, в «Интердевочке» Тодоровского. Но даже ему, любимому Петру Ефимовичу, она не призналась, что находится в интересном положении. Хотя ей предстояли сложнейшие и опасные для её здоровья съемки. Снимаясь в его фильме «Анкор! Ещё Анкор!», Яковлева в одной из сцен в буквальном смысле истекала кровью - в тот день снег, в котором она должна была «кувыркаться», покрылся коркой льда и, пытаясь «искупаться» в нём, Яковлева разодрала себе руки. Только после окончания съёмок она призналась Тодоровскому что находится на третьем месяце беременности.

Яковлева - патриотка. Говорит, что ей поступали предложения из-за рубежа, но она считает, что играть может только по-русски. Английский же у неё, по выражению актрисы, «магазинный».

О себе Елена Яковлева говорит: «Я человек, который страдает оттого, что не умеет говорить «нет». До сих пор не научилась. Понимаю, что не надо иной раз помогать, душа не лежит, а все равно делаю то, о чём просят. Вот научусь отказывать - и буду самым счастливым человеком!»

Страницу подготовила Анна ДУЛИНА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МІГ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, пр. Ленина, 106
Главный редактор:

Телефон редакции:
787–47–13
E–mail:
7874713@ mail.ru
Подписной индекс:
06985
06986 (льготный)

Использование материалов газеты – только с письменного разрешения редакции, и ссылки на газету «ГорожанинЪ» обязательна.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |