Окончание.
Сразу надо сказать, что жена Алексея - Ольга, балерина. И это не аномалия для церкви, а норма. В ней нет людей, которые не состоялись - есть те, которые состоялись и в ней, Оля Гакаленко танцевала в театре - успешно так, что когда вышла замуж за мормона, театр расставаться ней на захотел. Но рождение сына, затем преподавательская работа Ольги сыграли свою роль.
Муж Алексей специалист в языковедении. Как и положено мужу-мормону, на нем ответственность, он глава семьи. Хотя, глянув в ясные глаза сына Алексея и Ольги начинаешь в этом и сомневаться. Это мальчик того ряда, которых нынче зовут детьми-индиго. Ну, а почему бы и нет, когда есть такая «наследственность». Ведь Максим родился у папы, который пришел к вере аж в 13 лет, и у мамы, которая отдала себя в детстве искусству...
Алексей и Ольга признаются, что перед вступлением в брак они совершенно не представляли себе, как, где и на что будут жить. Особенно, если иметь в виду будущего ребенка. Какое-то время это было предметом острых беспокойств, но затем, как говорит Алексей, «надо было положиться на Небесного Отца и делать то, что должно делать», и все стало как-то образовываться . Сегодня былые беспокойства остались далеко позади, вместо них пришла нового качества вера. Понятно, что круг общения супругов вследствие немалой занятости в основном образуют их единоверцы. Но, по словам Алексея, он поддерживает контакты и с друзьями университетской поры. «Они с первого курса знают, что я в церкви, - поясняет он на вопрос об отношении к его образу жизни бывших сокурсников. - И, надо сказать, негативного отношения я не встречал.
Кстати, еще со школы я был знаком с одной девочкой, которая всегда отличалась своего рода духом протеста - делала все наоборот. Так вот, когда позже я ее встретил, то даже она говорила мне, что моя вера -хотя сама она совершенно противоположных принципов, - вызывает у нее уважение. Да и в самом деле, пусть кому-то поначалу было непонятно, как это мы решаемся на брак, не имея ничего, собираемся родить ребенка, но - результат-то налицо».
Советник
Восприятие верующих людей на постсоветском пространстве, как своего рода «инопланетян», конечно же, давно кануло в Лету. Но какой-то след былой мифологизации уходит все же очень постепенно. Причем в первую очередь это касается именно тех религий, которые не считаются массовыми, как тот же мормонизм, Но стоит поинтересоваться ими и жизнью их сообществ чуть глубже, как убеждаешься в том, что имеешь дело прежде всего с такими же, как и сам, соотечественниками. Это хорошо чувствуется, например, при общении даже с советником епископа церкви.
Владимир пришел к вере еще в детстве. Во многом это произошло, конечно, благодаря отцу, с которым еще в 1993 году впервые и оказался в церкви. Но сегодня он расценивает это «неслучайную случайность».
Забот у советника выше крыши. На него ложится основная ответственность за проведение воскресных богослужений, за самые разные занятия и мероприятия, которые проходят в остальные дни недели. Добавим к тому постоянное служение в семинарии для подростков и институте религии для взрослых, а заодно и организацию разного рода неформальных мероприятий. Поэтому у Владимира, постоянно находящегося в самой сердцевине жизни религиозной общины, было логично поинтересоваться, не приходят ли верующие в церковь, как в своего рода «элитный клуб» или нечто подобное?
«Нет, -улыбается советник, -это не «хобби» и не просто любопытство. Хотя, возможно, поначалу кто-то начинает и с такого восприятия, как просто «посмотреть еще одну церковь». Однако приходя сюда снова и снова, люди связывают это с ощущением некоего «дара». У нас есть такое понятие, как «свидетельство», когда человек начинает чувствовать и понимать, что он приходит сюда за прикосновением к высшему, за уразумением воли Небесного Отца».
Абсолютно нерелигиозным людям понять это, наверное, сложно, но вера становится для членов церкви не уходом от действительности, а наиболее мощным стимулом принимать в ней усердное участие. Ведь кроме богослужений и обрядов, в религиозную жизнь мормонов входит так называемое «призвание». Это неформальный круг обязанностей, который берет на себя каждый верующий - например, занятия с детьми, общественные работы по благоустройству территорий, помощь больным и нуждающимся, которая оказывается всем, независимо от их отношения к церкви или религии вообще. Кто-то обращается за помощью самостоятельно, о ком-то мормоны узнают и предлагают сами.
Много ли таких нуждающихся? «Много, -делится Владимир. - Причем чаще всего бывает так, что сегодня человеку нужна поддержка, которую ему оказывает церковь, а завтра он уже сам помогает другим». Иногда такие люди становятся членами церкви, иногда - нет, но своего рода «инфицированность милосердием» уже состоялась, и это можно считать, несомненно, добрым влиянием мормонской этики на людей.
По впечатлениям советника епископа посторонние люди относятся к церкви и ее общине по-разному, но в целом вполне адекватно. Некоторые с уважением, некоторые искренне интересуются, некоторые с определенной долей сарказма, как и ко всем другим религиям, При этом, конечно же, всегда имеет большое значение то, знакомы ли с мормонами лично, «Когда речь идет о твоих приятелях и друзьях, которые тебя хорошо знают, - говорит Владимир, - то, видя живого представителя того, о чем кто-то может рассказывать разные небылицы, он убеждается, что это живой человек, который совершенно нормален, с которым можно общаться на равных».
- Пусть из любопытства, но нельзя удержаться и от «острого» вопроса о том, как относится советник к баллотированию в США на пост президента своего единоверца Ромни.
«Ну, во-первых, я не американец, - вновь улыбается Владимир. - Поэтому болеть за кандидата мне было бы как-то странновато. Но если говорить о симпатиях, то, на мой взгляд, Ромни более компетентен, чем нынешний американский президент - с большим опытом, более сведущ в экономике, более принципиален и т.д. И конечно же, если исходить из того, кто был бы более полезен американскому народу, то здесь мои симпатии на его стороне. К тому же мне импонирует, когда человек исповедует такие принципы, как верность семейным ценностям, честность, здоровый образ жизни. Думаю, что это всегда важно, в том числе и при выборах президентов».
«Откуда бы церковь ни пришла - говорит он, - и как бы ни называлась - палестинской, китайской или какой-то еще, - если бы она не несла в себе истины, то не привлекала бы людей. Кроме того, наша церковь всегда поддерживает особенности национальных культур тех общин, в которых она развивается. Если придете на наши мероприятия, то увидите здесь украинские национальные танцы и развлечения, костюмы, и это свойственно не только для Украины, но и для других стран».
И это последнее - уважение к коренным культурам, - конечно же, не может не располагать или, как минимум, не вызывать уважения к этой новой для нашей земли ветви столь богатого своими плодами христианства.
Михаил СИТНИКОВ
Комментарии:
нет комментариев