Продолжение.
Выбор ею именно этой церкви был в чем-то типичен для большинства людей, которые сталкиваются с опытом религиозного поиска. По словам Кати -так позволила она называть себя в беседе, - она давно и сознательно интересовалась религией. Ходила в разные храмы, беседовала с различными проповедниками и миссионерами, но практически везде сразу же сталкивалась с принципом: только у нас все правильно, а все прочие - заблуждаются. Постепенно у нее даже выработался рефлекс: когда слышала что-то подобное, сразу же теряла интерес.
С мормонами нынешняя представительница ЦИХСПД (Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней) в СМИ встретилась впервые опять же случайно. Заметив на улице миссионеров, которые, судя по всему, намеревались заговорить, она даже предложила мужу не останавливаться. Но тот отчего-то настоял - давай все же послушаем, что они скажут, а то невежливо как-то.
Ну, остановились. И разговор получился неожиданно непринужденным. Молодые люди не стали, как ожидалось, расхваливать и рекламировать какую-то церковь, не зазывали к себе, а заговорили о жизни, о надеждах и о Боге - о том, как мы его понимаем, о том, как понимают они. Такой подход настолько совпадал с несбывшимися до тех пор ожиданиями, что они с мужем пригласили миссионеров домой. Потом несколько раз посетила их организацию, где знакомилась с литературой, но членом этой церкви стала вовсе не сразу.
Заходя раньше в иные храмы, она испытывала иной раз ощущение того, что приближается к чему-то очень высокому и ценному. Но возвращение затем к ежедневным делам и прочим заботам заставляло такое ощущение пропадать. Того же поначалу ожидала она и от этой церкви, но вышло иначе. Посещение одного, потом еще одного, потом еще и еще воскресных собраний не просто не снижали интереса к этой церкви, а напротив - увеличивали его. Общение с мормонами привлекало ее и своей простотой, и общими интересами. Потом также постепенно Катя стала участвовать в мероприятиях социального служения, посещать тематические встречи, занятия. И жизнь стала меняться уже заметно.
«В отличие от многих других религиозных организаций, где требуется как бы отдача долга - исполнение обрядов, посещение богослужений, а дальше - сам как хочешь, - говорит Екатерина, - здесь смысл веры в том, что она просто не может не отразиться на всей твоей жизни. Она становится буквально образом жизни, в которой, конечно же, приходится отказываться от каких-то привычек, менять распорядок*.
Само собой интересно, как сложились обстоятельства с верой у мужа Екатерины, который настоял когда-то на том, чтобы не отвернуться от миссионеров ЦИХСПД:
- Ваш муж тоже стал членом церкви?
- Нет, муж не мормон. И то, что я присоединилась к Церкви, ему было нелегко принять. И у нас был трудный период*. Правда, больше для меня. Потому что, с одной стороны, я понимала, что нашла наконец ту самую церковь, но, что и муж - по закону этой церкви глава семьи, даже если он не член церкви, - это для меня «патриах». Ну и как мне было быть?
- А в самом деле, как?
- С одной стороны, я должна слушать Бога, а с другой - мужа. Поэтому приходилось умудряться, учиться выстраивать отношения так, чтобы не было каких-то конфликтов.
- Это было трудно?
-Да. Но теперь я даже благодарна той ситуации. Потому что это было испытание, но такое испытание, которое делает тебя взрослее, обогащает, я бы сказала. Причем очень большую роль тогда сыграло то внимание, которое уделяется в церкви семье. Поэтому пришло время, когда муж осознал, насколько положительным оказалось влияние церкви на наших детей и семью, он оценил это.
- Но вы хотели бы...
-Конечно, мне хотелось бы, чтобыонстал членом церкви. Но это право его внутреннего выбора. Может быть, этого не случится, а может быть, когда-то так и будет -в конце концов, не зря же говорят, что Бог - повелитель сердец. Но сейчас - хотя муж и хорошо знаком с нашими Священными Писаниями, уважает мою веру, бывал на наших встречах, но сам мормоном не стал, -никаких сложностей в нашей семье это уже не создает.
- А дети?
- Сын - ему сейчас 26. В 10 лет он крестился, в церковь ходил до четырнадцати, но потом перестал, и это его собственный выбор. А вот дочка, которой сегодня 19, вышла замуж за своего единоверца, и теперь у них ребенок - она продолжает активно участвовать в церковной жизни.
- На отношениях со сверстниками это как-то отражается?
- Абсолютно никак. Интересная, даже смешная ситуация была с сыном. Когда ему было еще 12 лет, как-то сидят они со сверстниками - те курят, а он, понятно, нет. Спрашивают: ьСлав, а ты что, не куришь? Да я уже бросил», отвечает... Но интересно, что уже отойдя от церкви, он так и не приучился ни курить, ни пить. А самое главное, он заметил, что отсутствие дурных привычек вызывает уважение его сверстников.
Надо сказать, в разговоре Екатерина довольно часто касается тех сторон человеческого мировосприятия, которые представляются важными для глубоко религиозных людей вообще. Жизнь верующего человека в светском обществе в стереотипах представляется какой-то особенной, «не от мира сего», обрастающей множеством домыслов и фантазий, Однако это далеко не так.
«Нет, я не скажу, что в жизни появилась особая легкость, - сравнивает Екатерина времена до и после прихода в церковь. - Но все возникающие сложности воспринимаешь уже не как проблемы, из-за которых надо переживать, нервничать, суетиться, а как предложенные к решению задачи. Я заметила это когда-то очень неожиданно. Произошел со мной один такой случай, можно сказать, сильно травмирующий, но он, ну совершенно меня не выбил из колеи. Вот тогда я впервые и изумилась, сказала себе: «Катя! Да раньше же ты бы вообще это считала катастрофой, а теперь совершенно спокойна...».
Вопросы связи с общественностью и СМИ для любой религиозной организации являются достаточно деликатными. Наверное, и ЦИХСПД не представляет здесь какого-то исключения. Потому что, с одной стороны, это открытость для общества или, как называют, это еще «прозрачность». С другой - речь идет о религии, о вере и священных для верующих сторонах церковной жизни, где что-то в силу сакральности не может становиться предметом для всеобщего обозрения. Для мормонов это их Храм и обряды, о которых они охотно рассказывают, но доступ посторонних к помещениям, представляющим святыню или лицезрение мормонских таинств, остается явлением недопустимым.
Кстати, Киевский храм, на территории участка которого мы беседовали с оказавшимися там представителями Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, был возведен сравнительно недавно-летом 2010 года. Но комплекс, где вокруг священного здания раскинулся пусть и молодой, но благоустроенный сквер, пользуется у местных жителей и туристов немалой популярностью. Сюда приходят не только погулять с детьми или спокойно побеседовать, укрывшись от городского шума, но и просто полюбоваться современным архитектурным ансамблем.
Но странно бы было не поинтересоваться и молодыми. Совсем молодыми людьми, которые связали свою жизнь с этой христианской традицией. Везет так везет. И прямо на скамейке парка довелось узреть прямо-таки идеал «советской семьи». Другой вопрос, что она оказалась семьей мормонов, но это совсем неважно.
Окончание в следующем номере
Комментарии:
нет комментариев