Искренние чувства Артура, сына рыбака и красавицы Марты Озолы, которые пронесли свое чувство через все трудности и горести военных и послевоенных лет. Долгими и тернистыми были жизненные пути, по которым шли Артур и Марта, пока они вновь не встретились на родной латвийской земле
Советская поделка
Семисерийный фильм режиссера Алоиза Бренча 1981 года - не только первый сериал в истории Латвии, это и первый незапрещенный фильм о неоднозначной судьбе латышского народа, о ссылках в Сибирь. Тем не менее, отношение к сериалу «Долгая дорога в дюнах» противоречиво, возможно, по той причине, что фильм был создан по заказу «центра» и претерпел значительную цензуру, в результате чего Сибирь в фильме скорее напоминает курорт, чем место ссылки.
Фильм сделан профессионально, это главное. Это именно художественный фильм, с внутренним настроением, с душой. Может, конечно, настроение создает именно превосходная музыка Паулса (точно так же, как «Ирония судьбы» непредставима без музыки Таривердиева), ибо Бренч, хоть и делал оригинальные детективы на Рижской киностудии, но по убеждениям был довольно просоветский.
В одном из своих интервью, в октябре 1993 года, сам Алоиз Бренч сказал: «Если тебя интересует, какую из своих картин я считаю наиболее любимой, могу ответить - «Семью Зитаров», по роману Вилиса Лациса. А «Долгая дорога» - это, скажем, высококачественная советская поделка, снятая по сценарию, написанному председателем Союза кинематографистов Латвии. Но необходимо отметить -это пример того, что может сделать гениальный режиссер с далеко не лучшим сценарием».
Истории со съемочной площадки
Идея о создании многосерийного исторического фильма родилась задолго до его постановки. В то время автор сценария Олег Руднев был председателем комитета кинематографии Латвийской ССР. Благодаря этой его должности и связям в Москве, им с режиссером-постановщиком Бренчем удалось уберечь от цензуры многие эпизоды, они вдвоем постоянно ездили в Москву сражаться за свои права. В то время сериалы не снимались и не демонстрировались, к тому же, «Долгая дорога в дюнах» была первой работой, в которой затрагивалась тема высылки в Сибирь, тема, которую до этого упоминать было не принято. Но коллеги не зря считали Бренча художником с удивительной «чуйкой» и «нюхом» -если он взялся за проект, тот непременно станет популярным, и к его созданию стоит приложить усилия. Пока Виктор Лоренц в поте лица трудился над доработкой сценария, проходила активная работа по подбору актеров. Бренч всегда отдавал предпочтение литовским актерам, питая к ним необъяснимые симпатии, таким образом, в ролях Артура и Рихарда к проекту присоединились Юозас Киселюс и Ромуалдас Раманаускас. Изначально в главной роли Марты вместо Лилиты Озолини должна была сняться уже известная российским зрителям по фильму «Родная кровь» Вия Артмане; на роль Артура и Рихарда пробы проходил Ивар Калниньш. Исполнительница роли Марты Ли-лита Озолиня вспоминает, что фотопроб с исполнителем роли Артура Юозасом Киселюсом было совсем мало - режиссеру важно было лишь увидеть, как главные герои смотрятся вместе. Работать с мастером по постановке детективных историй Бренчем было интересно. Хотя многие о режиссере говорят, что он безжалостен к актерам, тем не менее, Бренч или попросту Алик, как его величают коллеги, - это режиссер, который прислушивается к творческим советам актера, старается акцептировать его желания.
Когда Индре Бурковской предложили роль подруги Марты Бируты, она была еще совсем молодая и неопытная актриса. В ее воспоминаниях осталось внимательное отношение к актерам со стороны съемочной группы - в одной из сцен ей после разговора с Мартой надо было бежать в море купаться, но вода тогда была очень холодной. Коллеги знали, что режиссер Бренч на съемочной площадке - настоящий натуралист, для него важно, чтобы все было по-настоящему. Когда она выбегала из воды, на берегу ее уже ждали заботливые руки с полотенцем. По словам Индры, такие «мелочи» очень вдохновляют актера. Индра вспоминает, что после показа сериала по центральному телевидению она с восторгом обнаружила, что на улице узнают не только исполнителей главных ролей, но и ее. Ну а таксисты, независимо от их национальности, с тех пор возили ее бесплатно.
Курьезные случаи
О съемках одного эпизода вспоминает исполнитель роли рыбака Хенриха Паул Буткевич: «Сцену, где рыбаки тонут во время бури, снимали недалеко от берега, но глубина была достаточная, чтобы утонуть по-настоящему. Маленький кораблик винтом создавал волны, а пожарная машина с берега обливала нас «дождем». Мы - Юозас Кисел юс, Улдис Ваздикс и я -держались за борт лодки, а Бренч стоял на платформе и непрерывно орал в мегафон: «Мужики, вы тонете! Мужики, вы тонете!» И мы действительно чуть не утонули - резиновые сапоги наполнились водой и тянули ко дну, а Алик продолжал кричать: «Мужики, вы тонете!» Мы, как кролики, барахтались в воде и тонули всю ночь.
Паул Буткевич не чужой для российского зрителя актер. С 1980 по 1991 годы он жил в Москве, был утвержден на роль Штирлица в многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны». Но потом начались интриги, были и те, кто утверждал, что латыш не может играть русского разведчика. Шумиха дошла до министра культуры СССР Фурцевой и до Брежнева. Тогда и решили, что вместо Паула Буткевича сыграет Вячеслав Тихонов, он и роста такого же, так что сшитые костюмы ему подошли. После выхода киноленты на экраны Марту из сериала «Долгая дорога в дюнах» полюбили зрители во всем Советском Союзе, а Лилита Озолиня стала идеалом женщины, по крайней мере, на ближайшие двадцать лет. Вспоминая о съемках эпизодов в Сибири, Озолиня говорит о прочувствованной связи между происходящим в киноленте и трагедией из жизни ее родителей: «В нашей семье была сестра Вия, на три года старше меня. Когда родители с Эльбы возвращались в Латвию, сестра в поезде замерзла на руках у мамы. Снимаясь в сцене, где мы во время пурги ищем в лесу моего сына, я мысленно прочувствовала эту трагедию до самых кончиков нервов». Актриса говорит, что нередко ей приходили письма с надписью на конверте: «Рижская киностудия, «Долгая дорога в дюнах», Марта». Бывали и письма, в которых люди напоминали, что отображенный в фильме исторический период на самом деле был намного более суровым и жестоким, упрекали создателей ленты в том, что по фактам прошлись поверхностно и многое сгладили. Были и такие, кто считал, что, если не можешь говорить открыто, то лучше молчать, чем рассказывать небылицы и полуправду. Да, с исторической точки зрения фильм нельзя считать правдивым отображением событий того времени, его следует воспринимать как романтическую историю о любви и верности, о войне и судьбах людей в круговороте знаменательных событий. Но, благодаря сериалу «Долгая дорога в дюнах», люди даже в самых отдаленных городах и селах бывшего союза узнали, что на берегу Балтийского моря живет такой народ - латыши, узнали о нелегкой судьбе этих людей, об их культуре. При просмотре киноленты они каждый вечер сопереживали ее героям, проникались уважением к доселе чуждому им народу. Не это ли лучшее, что может сделать кинематограф - способствовать взаимопониманию между людьми во всем мире?
Подготовила Яна ЗАГОРСКАЯ
Интересные факты
1. Сценарист Олег Руднев и мастер детективного жанра ! режиссёр Алоиз Бренч - последние из жителей Латвии, І получившие Госпремию СССР в І области искусства в 1983 году за самый популярный латвийский сериал «Долгая дорога в дюнах».
2. Изначально роль Марты писалась под актрису Вию i Артмане.
Комментарии:
нет комментариев