Сообщения о все новых случаях смерти школьников как в нашем регионе, так и в целом по стране чем-то напоминают фронтовые сводки и все более радикально ставят перед обществом вопрос здоровья детей и их физического воспитания.
В Украине после подобных случаев во время занятий по физкультуре в школах была рекомендована методика проведения функциональной пробы Руфье.
Программа здоровья
В спортивной медицине определение функционального состояния во многом решает вопрос о влиянии физических упражнений на организм школьника, существенно помогает в дозировании физической нагрузки, выборе путей ее оптимизации.
Сейчас стало совершенно очевидно, что универсального метода диагностики функционального состояния организма спортсменов не существует, поскольку чем более дифференцирован показатель, тем серьезнее становятся проблемы его специфических и неспецифических, компенсаторных и адаптационных изменений.
- Большая роль в функциональной диагностике придается информации, получаемой с помощью разнообразных проб (синонимом термина «функциональная проба» в педагогической практике является термин «тест»), Тестирование позволяет оценивать функциональное состояние организма, его уровень общей физической работоспособности, готовности к соревновательной деятельности, - отмечает «Мрии» доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физической реабилитации, спортивной медицины, физического воспитания и здоровья ЗГМУ Евгений Михалюк. - Не следует при этом забывать о том, что только комплексный учет результатов применения методов исследования, полученных при проведении функциональных проб, позволяет дать объективную оценку функциональной готовности организма физкультурника и спортсмена. В настоящее время в практике спортивной медицины имеется достаточное число функциональных проб с применением дозированных физических нагрузок для оценки функционального состояния физкультурников и спортсменов. Это проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 с), трехмоментная проба С.П.Летунова, проба Руфье, степ-тест, Гарвардский степ-тест, субмаксимальный TecTPWC170.
Все «за» и «против»
В Украине после смертельных случаев во время занятий по физкультуре в школах для оценки функционального состояния сердечнососудистой системы школьников и определения пригодности их к занятиям по физическому воспитанию была рекомендована методика проведения функциональной пробы Руфье. (Совместный приказ Министерства здравоохранения и Министерства просвещения и науки Украины №518/674 от 20.07.2009 г.).
- Детям предлагается эта проба в следующем виде. После трех-пяти минут отдыха, в положении сидя, у обследуемого подсчитывают пульс каждые 15 с пока не будет получено 2-3 одинаковые величины, - продолжает Евгений Леонидович. - После этого ученик должен выполнить 30 приседаний с вытянутыми вперед руками в течение 45с. После окончания приседаний ученик садится и проводится подсчет пульса за первые 15с первой минуты восстановления и за последние 15с первой минуты восстановления. Оценку функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы проводили по индексу Руфье (IR), который рассчитывали по формуле:
4 (ЧСС1+ЧСС2+ЧССЗ) -200
| R= --------------------------------
10
где: ЧСС1 - пульс за 15с в состоянии покоя; ЧСС2 - пульс за первые 15с первой минуты восстановления; ЧССЗ - пульс за последние 15с первой минуты восстановления.
После проведения тестирования по методике теста Руфье очень большой процент школьников был необоснованно отнесен или к специальной группе, или вообще освобожден от занятий по физическому воспитанию. Это вызвало естественный «бунт», выразившийся в большом количестве телефонных звонков во врачебно-физкультурный диспансер от возмущенных родителей, у которых дети, успешно занимавшиеся спортом, теперь вынуждены сидеть на гимнастической скамейке во время занятий физкультурой, поскольку их определили в специальную медицинскую группу.
- Нельзя не согласиться с тем, что в данном случае определенную роль сыграл невысокий уровень подготовки участковых педиатров в вопросах медицины спорта. Нам думается, что выполнение в начале учебного года школьникам и данного теста, предназначенного для спортсменов высокого класса, вызывает естественную неадекватную реакцию
со стороны сердечно-сосудистой системы, - говорит Евгений Михалюк. - Для неподготовленных к значительной, относительно интенсивной физической нагрузке школьникам весьма проблематично восстановиться за одну минуту после выполнения теста, что и выразилось в неудовлетворительной или низкой оценке, и в очередной раз привело к дискредитации медицинских осмотров. Безусловно, от того, как мы будем называть ту или иную пробу, качество ее проведения не изменится, однако не следует забывать историю. Игнорирование же классических вариантов выполнения теста или пробы, не давая взамен достойных и информативных, может приводить к абсурдам, и не будет способствовать не только развитию спортивной медицины, но и методов оценки функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.
А в это время
Отличным средством, повышающим иммунитет, является настойка листьев грецкого ореха. Для ее приготовления необходимо залить кипятком (0,5 л) 2 ст.л. листьев грецкого ореха. Оставить на ночь для настаивания в термосе. Полученную настойку необходимо пить по 1/4 стакана в день. Кроме того, ежедневное поедание грецких орехов (5-6 штук) в течение месяца также способствует укреплению иммунитета. Отличным повышающим иммунитет средством является следующая смесь: в 0,5 кг размятой клюквы добавить стакан очищенных грецких орехов и 2-3 неочищенных зеленых яблока, предварительно порезанных кубиками. В эту смесь налить 0,5 стакана воды и добавить 0,5 кг сахара, поставить на маленький огонь до закипания. После этого выложить полученную смесь в банки. Данное средство необходимо принимать по утрам и вечерам по 1 ст.л., запивая чаем.
Перед тем как воспользоваться рецептом, проконсультируйтесь с врачом.
Важно
Проблемы со здоровьем имеют 64,79% учеников.
Распределение по физкультурным группам:
- основная - 28,82%;
- подготовительная - 48,32%;
- специальная - 22,01%;
- освобожденные - 0,85%,
На заметку
Масса тела (кг)
рост недост. недост. ниже ср. средн. выше ср. избыт.
105 см 14,6 15,2 16,1 17,7 18,4 19,2
110 см 16,0 16,7 17,5 19,6 20,6 21,5
115см 18,0 18,7 19,5 21,6 22,6 23,5
120 см 20,0 21,7 23,5 25,6 26,6 27,5
125 см 25,0 26,5 28,5 29,6 30,6 31,5
130 см 29,0 29,7 31,5 32,6 33,6 34,5
135 см 33,2 34,0 36,8 37,0 37,5 38,0
140 см 37,4 38,2 39,1 41,5 42,0 42,5
145 см 41,6 42,4 43,4 45,8 45,9 46,0
150 см 45,9 46,6 47,7 50,2 50,3 51,5
Артериальное давление
возраст 6-8 9-10 11-12 13-14 15-16
мальчики 88/52 91/54 103/60 108/61 110/62
девочки 87/52 89/53 94/60 106/62 108/62
Частота пульса
возраст удары (в мин.)
5-8 лет 90-100
8-12 лет 80-100
+ 12 лет 60-90
Комментарии:
нет комментариев