misto.zp.ua

Большая перемена

Большая перемена

Советский четырёхсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1972 -1973 годах режиссёром Алексеем Кореневым. Премьера фильма состоялась 29 апреля 1973 года.

С чего все началось

«Большая перемена» - один из самых добрых, сентиментальных советских фильмов. А началось все в 60-х годах с книги Георгия Садовникова «Иду к людям», где автор (сам преподаватель истории в школе рабочей молодежи) описал обычную жизнь своих учеников и коллег-учителей. Книга была далеко не смешной, а где-то даже грустной, но тем не менее довольно оптимистичной и жизнеутверждающей.

Кто-то из руководителей «Мосфильма» прочел ее и решил экранизировать эту историю. Режиссером должен был стать Алексей Коренев («Адам и Хева» (1969), «Вас вызывает Таймыр» (1970). Несмотря на то что в книге было не так уж много смешного, решили снимать именно комедию. Автор был против, но режиссер все равно настоял на своих идеях, и «Большая перемена» стала одним из самых смешных фильмов советского кинематографа.

В целом весь сценарий значительно отличался от книги. В особенности не совпадали образы главных героев. Так, например, в книге герой Евгения Леонова был женщиной, поскольку Нелли (Крючкова в фильме) училась в девятом классе, а ее мама - в пятом. Петрыкин (Быков) был толстым и не очень симпатичным мужчиной, который без всяких споров и уговоров согласился уступить первую смену Ляпишеву (Шаляпин).

Один из самых запоминающихся и обаятельных героев Ганжа (Збруев) вообще участвовал в одном единственном эпизоде, когда Нестор Петрович выкуривал его из туалета, и был всего лишь хлипким тщедушным подростком. А Тимохина (Крамаров) и Люськи (Азер) не было в книге вообще, их персонажи режиссер придумал уже в процессе работы над сценарием. Кроме того, не было и любовного треугольника Нестор Петрович-Полина-Федоскин. Однако все эти изменения и добавления лишь улучшили фильм.

Кстати

В своих неопубликованных мемуарах советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР Михаил Кононов писал:

- В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О «Большой перемене» много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное - искренним.

Съемки фильма

В начале 1972 года Алексей Коренев приступил к кинопробам. Перед началом работы над картиной у него было всего лишь несколько актеров, которых он хотел пригласить в фильм без кинопроб. Это были великие старики МХАТа Анастасия Георгиевская (учительница географии) и Михаил Яншин (профессор Волосюк). Они сразу же без раздумий согласились принять участие в этой незатейливой комедии.

Однако это была лишь капля в море, поскольку персонажей в фильме очень много, и предстояло найти около двадцати актеров на роли учеников 9-го «А», порядка десяти актеров на роли учителей, а также множество актеров для эпизодов. Претендентов было много, но режиссер подошел к вопросу отбора исполнителей со всей возможной ответственностью, поэтому состав актеров получился настолько органичным и профессиональным, что создавалось впечатление, будто они действительно настоящие ученики и учителя вечерней школы.

Очень тяжело было подобрать главного героя на роль Нестора Петровича. На эту роль, кроме Михаила Кононова, претендовал также и Андрей Мягков. Причем Коренев изначально склонялся больше именно к кандидатуре Мягкова, тем более что Кононов особого рвения к этой роли не выказывал, хотя и ходил исправно на пробы. Однако проблема была в том, что Мягков тянул в фильм и свою жену Анастасию Вознесенскую, которую режиссер снимать в своем фильме желанием не горел. В итоге после того, как было отказано Вознесенской, отказался от роли и Мягков. Кононов же соглашаться на роль не спешил, поэтому пробы успели пройти еще несколько актеров (Константин Райкин, Евгений Карельских).

Кстати, изначально фильм назывался вовсе не «Большая перемена», а «Приключения школьного учителя». Однако после того как заметка о съемках фильма была напечатана в газете «Вечерняя Москва», в министерство просвещения посыпались жалобы со всего Советского Союза от возмущенных учителей. Многие считали обидным, что про их нелегкий и серьезный труд будут снимать легкомысленную комедию. В итоге Коренева вызвал к себе министр просвещения М. Прокофьев.

Однако режиссеру удалось-таки убедить министра, что в своем фильме он и не думал насмехаться над учителями, а наоборот, целью фильма является обратить внимание на необходимость уважительного и почтительного отношения к профессии учителя. Министр с ним согласился, но название все же попросил изменить. Буквально на следующий день Коренев объявил в съемочной группе конкурс. Тому, кто придумает новое название фильму, была обещана бутылка коньяка. Конкурс выиграл оператор Анатолий Мукасей, который предложил назвать картину «Большая перемена».

Съемки начались в конце марта и проходили не только в павильонах «Мосфильма» (где были выстроены декорации класса, квартиры главных героев), а в реальных местах (Шинный завод, одна из московских школ).

6 апреля 1973 года съемки фильма были закончены, а уже 29 апреля-2 мая состоялась премьера фильма. Во время его показа улицы советских городов вымирали. Успех картины был ошеломительный!

Подготовила Яна ЗАГОРСКАЯ

Интересные факты

1. У данного фильма есть некоторое сходство в сюжете с фильмом «Весна на Заречной улице» (1956). И там и там главный герой - молодой педагог, направленный работать в вечернюю школу. Однако если фильм «Весна на Заречной улице» выдержан в более серьезной манере, то «Большая перемена» несколько походит на пародию на него.

2.   Если внимательно смотреть титры, то заметна «сбивка» музыкального сопровождения в начале одной из серий и отсутствие имени Савелия Крамарова, которое было вырезано из титров после его отъезда в США.

3. Также в старых версиях, в которых в титрах вырезан Савелий Крамаров, слегка укорочена сцена с «аттракционом неслыханной жадности». В них показано, как ему машут нашатырем у носа, на этом сцена заканчивается, и не показано, как Ганжу забирают в милицию, а Тимохин возмущается, что все смотрели и смеялись бесплатно.

4. Так как Нелли и Светлана - блондинки, Полине для разнообразия пришлось играть в чёрном парике.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |