Советский четырёхсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1972 -1973 годах режиссёром Алексеем Кореневым. Премьера фильма состоялась 29 апреля 1973 года.
С чего все началось
«Большая перемена» - один из самых добрых, сентиментальных советских фильмов. А началось все в 60-х годах с книги Георгия Садовникова «Иду к людям», где автор (сам преподаватель истории в школе рабочей молодежи) описал обычную жизнь своих учеников и коллег-учителей. Книга была далеко не смешной, а где-то даже грустной, но тем не менее довольно оптимистичной и жизнеутверждающей.
Кто-то из руководителей «Мосфильма» прочел ее и решил экранизировать эту историю. Режиссером должен был стать Алексей Коренев («Адам и Хева» (1969), «Вас вызывает Таймыр» (1970). Несмотря на то что в книге было не так уж много смешного, решили снимать именно комедию. Автор был против, но режиссер все равно настоял на своих идеях, и «Большая перемена» стала одним из самых смешных фильмов советского кинематографа.
В целом весь сценарий значительно отличался от книги. В особенности не совпадали образы главных героев. Так, например, в книге герой Евгения Леонова был женщиной, поскольку Нелли (Крючкова в фильме) училась в девятом классе, а ее мама - в пятом. Петрыкин (Быков) был толстым и не очень симпатичным мужчиной, который без всяких споров и уговоров согласился уступить первую смену Ляпишеву (Шаляпин).
Один из самых запоминающихся и обаятельных героев Ганжа (Збруев) вообще участвовал в одном единственном эпизоде, когда Нестор Петрович выкуривал его из туалета, и был всего лишь хлипким тщедушным подростком. А Тимохина (Крамаров) и Люськи (Азер) не было в книге вообще, их персонажи режиссер придумал уже в процессе работы над сценарием. Кроме того, не было и любовного треугольника Нестор Петрович-Полина-Федоскин. Однако все эти изменения и добавления лишь улучшили фильм.
Кстати
В своих неопубликованных мемуарах советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР Михаил Кононов писал:
- В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О «Большой перемене» много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное - искренним.
Съемки фильма
В начале 1972 года Алексей Коренев приступил к кинопробам. Перед началом работы над картиной у него было всего лишь несколько актеров, которых он хотел пригласить в фильм без кинопроб. Это были великие старики МХАТа Анастасия Георгиевская (учительница географии) и Михаил Яншин (профессор Волосюк). Они сразу же без раздумий согласились принять участие в этой незатейливой комедии.
Однако это была лишь капля в море, поскольку персонажей в фильме очень много, и предстояло найти около двадцати актеров на роли учеников 9-го «А», порядка десяти актеров на роли учителей, а также множество актеров для эпизодов. Претендентов было много, но режиссер подошел к вопросу отбора исполнителей со всей возможной ответственностью, поэтому состав актеров получился настолько органичным и профессиональным, что создавалось впечатление, будто они действительно настоящие ученики и учителя вечерней школы.
Очень тяжело было подобрать главного героя на роль Нестора Петровича. На эту роль, кроме Михаила Кононова, претендовал также и Андрей Мягков. Причем Коренев изначально склонялся больше именно к кандидатуре Мягкова, тем более что Кононов особого рвения к этой роли не выказывал, хотя и ходил исправно на пробы. Однако проблема была в том, что Мягков тянул в фильм и свою жену Анастасию Вознесенскую, которую режиссер снимать в своем фильме желанием не горел. В итоге после того, как было отказано Вознесенской, отказался от роли и Мягков. Кононов же соглашаться на роль не спешил, поэтому пробы успели пройти еще несколько актеров (Константин Райкин, Евгений Карельских).
Кстати, изначально фильм назывался вовсе не «Большая перемена», а «Приключения школьного учителя». Однако после того как заметка о съемках фильма была напечатана в газете «Вечерняя Москва», в министерство просвещения посыпались жалобы со всего Советского Союза от возмущенных учителей. Многие считали обидным, что про их нелегкий и серьезный труд будут снимать легкомысленную комедию. В итоге Коренева вызвал к себе министр просвещения М. Прокофьев.
Однако режиссеру удалось-таки убедить министра, что в своем фильме он и не думал насмехаться над учителями, а наоборот, целью фильма является обратить внимание на необходимость уважительного и почтительного отношения к профессии учителя. Министр с ним согласился, но название все же попросил изменить. Буквально на следующий день Коренев объявил в съемочной группе конкурс. Тому, кто придумает новое название фильму, была обещана бутылка коньяка. Конкурс выиграл оператор Анатолий Мукасей, который предложил назвать картину «Большая перемена».
Съемки начались в конце марта и проходили не только в павильонах «Мосфильма» (где были выстроены декорации класса, квартиры главных героев), а в реальных местах (Шинный завод, одна из московских школ).
6 апреля 1973 года съемки фильма были закончены, а уже 29 апреля-2 мая состоялась премьера фильма. Во время его показа улицы советских городов вымирали. Успех картины был ошеломительный!
Подготовила Яна ЗАГОРСКАЯ
Интересные факты
1. У данного фильма есть некоторое сходство в сюжете с фильмом «Весна на Заречной улице» (1956). И там и там главный герой - молодой педагог, направленный работать в вечернюю школу. Однако если фильм «Весна на Заречной улице» выдержан в более серьезной манере, то «Большая перемена» несколько походит на пародию на него.
2. Если внимательно смотреть титры, то заметна «сбивка» музыкального сопровождения в начале одной из серий и отсутствие имени Савелия Крамарова, которое было вырезано из титров после его отъезда в США.
3. Также в старых версиях, в которых в титрах вырезан Савелий Крамаров, слегка укорочена сцена с «аттракционом неслыханной жадности». В них показано, как ему машут нашатырем у носа, на этом сцена заканчивается, и не показано, как Ганжу забирают в милицию, а Тимохин возмущается, что все смотрели и смеялись бесплатно.
4. Так как Нелли и Светлана - блондинки, Полине для разнообразия пришлось играть в чёрном парике.
Комментарии:
нет комментариев