Как известно, когда у людей наступают материальные трудности, чтобы хоть как-то выжить, приходится экономить. Вопрос только на чём? На еде экономить - язву заработать, на развлечениях - со скуки помереть. Вот на чём действительно можно сэкономить - так это на одёжке. Готовы ли к такому повороту событий наши соотечественники, пытались выяснить корреспонденты нашей газеты.
Если гора не идет к Магомеду, тогда Магомед идет к горе
В нашем случае - если люди особо не жаловали вторичный рынок (всё ж новьё как никак лучше), то с наступлением кризисных времен ситуация очень даже может поменяться. Взять, к примеру, одежду «вторых рук»: несколько лет назад люди массово бегали за поношенными вещами, за импортной качественной одеждой. Потом тенденция донашивать за иностранцами пошла на убыль. И вот с наступлением финансовых трудностей люди опять вспомнили про эту альтернативу. Интересно, что постоянные клиенты сэкондов - люди не обязательно бедные, чаще - незаурядные, любящие отличаться своим внешним видом. Ведь на барахолках, если постараться - можно отыскать уникальные дизайнерские вещички, а если повезет - то даже с фирменными этикетками. Контингент покупателей достаточно широк. Сэконд покупают независимо от возраста и достатка - не только пожилые, малоимущие, многодетные, но и молодые люди с высоким уровнем жизни.
Нужны ли Энергодару «вторые руки»?
Каково же было наше удивление, когда одна из продавщиц сэкондхенда на рынке призналась: последние события в экономике страны окончательно убедили её в том, что пора «сворачиваться»:
-Понятно, что люди хотят дешевый товар, но какой смысл продавать себе в убыток? Насколько я знаю, ещё несколько точек в городе закрылось. Это связано с тем, что с поднятием доллара подскочила и цена на товар. А ведь ещё надо оплатить местовое, аренду и т.д. Получается, что торговать сэкондом на рынке - бесполезное занятие. Люди привыкли, что такая одежда непременно должна быть дешевой, поэтому поднять цену на товар - означает потерять клиентов.
Следующая наша собеседница, хозяйка магазина «Ирэн», торгует сэкондом уже три года. На недостаток покупателей никогда не жаловалась. Но доллар диктует свои правила, и цены на вещи приходится поднимать. К примеру, мужские кожаные туфли раньше можно было приобрести за 35 гривен, сейчас - за 50. Результат - клиентов явно стало меньше. Хотя постоянных, пожалуй, ничем не отпугнёшь. Так, покупатель Наталья рассказывает:
-Я регулярно покупаю вещи в сэконде и себе, и детям. Меня привлекает эксклюзивность и качество такой одежды. К тому же, всегда есть из чего выбрать. Детскую одежду вообще можно передавать из поколения в поколение - настолько хорошего она качества.
Игорь не считает себя постоянным клиентом, однако по совету друзей также заглянул в магазин и не ушёл из него с пустыми руками. По его мнению, вторичный рынок сейчас имеет спрос - ведь такая одежда всё равно дешевле.
Днепрорудненский сэконд - «в шоколаде»
На фоне простеньких магазинов новой (но о-о-чень дорогой!) одежды, магазины Sekond Handов гордо призывают жителей Днепрорудного в свои «бутики», где ждет покупателя ношенная, со специфическим запахом одежда, на этикетках которой красуются мировые бренды. В принципе, примерно по той же цене на рынке города можно приобрести и новый китайский ширпотреб, но опыт показывает, что «секондовские» вещи носятся по-партизански стойко, не линяя и не растягиваясь при первых же стирках. Наверное, по этой причине спрос на этот товар в городе Днепрорудном, позволил хозяевам этого бизнеса выстроить в самом центре города красивые, в евростиле магазинчики с зеркальными кабинками для примерки ношенной одежды.
Примечательно, что, по словам продавцов днепрорудненского сэконда, спрос в последнее время на такую одежду в отличие от Энергодара, вырос. Разбалованный у нас житель, однако...
И напоследок парочка альтернатив отечественного производства
Во все времена люди активно прибегали к помощи ремонтников - то ли обувь починить, то ли одежду, то ли технику какую. Сейчас, как никогда, прибавилось работы у тех, кто даёт старой вещи новую жизнь. Ведь в любом случае - дешевле залатать дырку, чем купить что-то новое. Обувщик Андрей жалуется, что работы с начала года - невпроворот, причём в основном приносят такую обувь, где необходима ручная и кропотливая работа. «Раньше тоже работы хватало - говорит Андрей - то набойки поменять, то прошить подошву. Сейчас же заказы преимущественно на косметический ремонт - преображаем старую обувь, как можем».
А ещё поколение постарше помнит такое слово, как «комиссионка». И надо сказать оно не кануло в лету: в Энергодаре совсем недавно открылся комиссионный магазин. У людей снова появилась возможность купить вещь в хорошем состоянии, но зато в два раза дешевле, чем на рынке. Хозяйка магазина рассказала, что клиенты приносят самый разный товар. Любые предметы быта, которые не нужны одним, могут понадобиться другим. Очень удобно, а главное - экономно. Ведь, практически у каждого найдутся вещи, которые после покупки так и остались пылиться в шкафу, а выбросить - жалко. А кто-то обошёл не один магазин в поисках этого предмета. В комиссионке пересекаются интересы как первых, так и вторых.
Так, что при желании кризис пережить можно, главное - не «заморачиваться», а выход на вторичном рынке всегда найдётся :).
Марика ВЛАДУЛ, Анна МУРКО
Комментарии:
нет комментариев