misto.zp.ua

Алла Демидова. загадочная интеллектуалка

Алла Демидова. загадочная интеллектуалка

Изысканная аскетичность облика, благородство поведения, достоинство внутренней осанки, общее тихое „свечение“ - основные черты, которые отмечают в творческом облике актрисы Аллы Демидовой её коллеги и поклонники.

Эффектный имидж «дамы-интеллектуалки Серебряного века, как бы родившейся не вовремя» в сочетании с природной замкнутостью обеспечил Демидовой ореол «загадочности».

Алла Сергеевна Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Мать - Харченко Александра Дмитриевна, лаборант кафедры экономического факультета МГУ Отец - Демидов Сергей Алексеевич, погиб на фронте при освобождении Варшавы в 1944 году. Супруг - Валуцкий Владимир Иванович, кинодраматург.

По воспоминаниям самой Демидовой, уже в 5 лет, отвечая на вопрос: «Девочка, кем бы ты хотела стать?», - она говорила: «Велик ой актрисой». С детства участвовала в самодеятельности.

После школы, не будучи принятой в Театральное училище имени Б.В. Щукина из-за плохой дикции, Демидова поступает на экономический факультет МГУ по окончании которого (1959) становится соискателем ученой степени и начинает вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета.

Начало профессиональной карьеры

Еще обучаясь на 3-м курсе, Демидова приходит в Студенческий театр МГУ где играет свою первую заметную роль - Лиду Петрусову в «Такой любви» Павла Когоута (режиссер Ролан Быков, 1958). Впоследствии потаенное, сдержанное, маскируемое самоиронией страдание, которым актриса наделила этот образ, стало чертой многих ее героинь.

Продолжая играть в Студенческом театре, Демидова поступает в студию при Театре имени Ленинского комсомола (руководители М. Шатров, В. Ворошилов), откуда через год ее исключают как «профнепригодную».

Щукинское училище

Вторая попытка Демидовой поступить в Щукинское училище оказалась успешной, но даже на этот раз её приняли «условно» — из-за дикции (которая так и осталась «с шипящими», хоть прорабатывалась предварительно логопедом).

Демидова попадает на курс педагога Анны Орочко. «Аристократические» манеры Демидова, как сама вспоминала, переняла у А.В.Брискиндовой, преподававшей в училище французский: «Мы, конечно, никогда ничего не учили, но её манеры, её поведение, её привычка доставать сигарету, разминать, что-то в это время рассказывая, потом вынимать из сумки и ставить на стол маленькую пепельницу — этот ритуал закуривания казался мне верхом аристократизма. Мне хотелось это сыграть. Поэтому в кино я всё время пыталась закуривать как Ада Владимировна. И думаю, что мне это ни разу по-настоящему не удалось». Размышляя о происхождении своей пресловутой «манерности», Демидова упоминала и влияние В. Г Шлезингера: «Больше брать тогда было неоткуда — ни дома, ни в окружении. Но оттого, что я с ними работала и они мне нравились, я, чисто подсознательно, перенимала эту пластику и манеру поведения».

Дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» (Демидова - госпожа Янг), поставленный на курсе Юрием Любимовым (1963), взрывает устоявшиеся «псевдо-мхатовские» представления о театральном искусстве и начинает новую эру в истории советского театра - эру «Таганки».

Официально Театр на Таганке открывается в апреле 1964 года в помещении Московского театра драмы и комедии. Прежний коллектив реорганизован. Среди тех, кого Любимов считает костяком нового театра, - Алла Демидова.

Однако лидером ранней «Таганки» она не становится, играет в ту пору в основном небольшие роли.

Первая известность в кино

Слава приходит из кино: в 1966 году она получает главную роль в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды» - экранизации автобиографической повести Ольги Берггольц. Игра Демидовой замечена профессионалами - актриса получает одну кинороль за другой, критики, чьей любовью она начинает пользоваться с тех пор, сравнивают ее манеру игры с манерой Смоктуновского. По итогам опроса журнала «Советский экран» Демидова названа самой перспективной актрисой 1968 года.

С этого года она начинает играть ведущие роли и в любимовских постановках: Эльмиры в «Тартюфе» (1968), пани Боженцкой в «Часе Пик» (1969), Гертруды в «Гамлете» (1971). С середины 1970-х годов она получает в Театре на Таганке роли, которые делают ее одной из заметных актрис: Милентьевна («Деревянные кони», 1974), Раневская («Вишневый сад», 1975, режиссер А. Эфрос), мать Раскольникова («Преступление и наказание», 1979), Маша («Три сестры», 1981), Марина Мнишек («Борис Годунов», 1982).

В 1970-1980-е годы Демидова остается одной из самых популярных киноактрис. Среди ролей: Мария Спиридонова («Шестое июля», 1968), Леся Украинка («Иду к тебе», 1972), Аркадина («Чайка», 1972), Лизавета Павловна («Зеркало», 1974), Герцогиня Мальборо («Стакан воды», 1979), Елена Протасова («Дети солнца», 1985).

Демидова и Высоцкий

Несмотря на востребованность на Таганке и зрительский успех, Алла Демидова ощущала нараставшую неудовлетворённость из-за необходимости во всём подчиняться диктату режиссёра. К концу 1970-х годов относятся её попытки начать сценические эксперименты с В. Высоцким. К этому времени у них уже сложился уникальный сценический тандем, в котором, по выражению критика, «схлёстывались лёд и пламень».

Специально для Демидовой и Высоцкого Виталий Вульф перевёл пьесу Теннесси Уильямса «Крик», в которой было два действующих лица: режиссёр и его сестра. За постановку взялся сам Высоцкий. Одновременно Высоцкий задумывает сценическую композицию по «Федре» Жана Расина. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го со смертью Высоцкого.

Позже, вспоминая Таганку, Демидова именно В. Высоцкого называла своим любимым сценическим партнёром, хоть и замечала, что его игра зависела от состояния, в котором он находился: «Скажем, после запоев у него возникало гипертрофированное чувство вины, и он изумительно подстраивался под партнера». Лишь после смерти актёра она осознала, насколько нуждалась в его сценической поддержке. Это отмечали и критики. «Со смертью Высоцкого… Раневская (Демидовой) оказалась совсем одинока среди остальных действующих лиц спектакля и страшно от них далеко», — писала Э. Полоцкая.

Работа с Виктюком

В кризисный для театра на Таганке период (вынужденный отъезд Любимова за границу, приход на его пост Анатолия Эфроса и его трагическая смерть) начинается сотрудничество Демидовой с режиссером Романом Виктюком, в чьей постановке «Федра» по пьесе Марины Цветаевой (1988) Демидова наконец заявляет о себе как о трагической и одновременно синтетической актрисе, владеющей и современной пластикой, и поэтическим словом. В это же время ведутся переговоры о «Федре» Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции обрываются со смертью режиссера (1990).

В конце 1980-х - начале 1990-х годов «Федра» Виктюка успешно гастролирует по Европе и Америке. Стильность Демидовой, ее тяготение к четкой сценической форме и ярко выраженное личностное начало оказываются очень востребованы Западом, где она считается звездой и образцом современной русской актрисы.

Во время раскола «Таганки» и конфликта части труппы с художественным руководителем Демидова поддерживает Любимова, но все же с 1994 года пути Демидовой и Театра на Таганке расходятся.

«Свободное плавание»

Формально считаясь актрисой Любимова, Демидова фактически пускается в «свободное плавание». В 1993 году она создает собственный Театр «А» и начинает сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Играет в его постановках Мертей («Квартет» Х. Мюллера, 1993), Медею («Медея» Мюллера-Еврипида, 1996), Гамлета («Гамлет-урок» по У Шекспиру, 2001).

Примером неординарности актрисы служит также ее мечта о мужской роли - роли Гамлета. Демидова сыграла не канонического Гамлета, а своеобразный урок мастерства, в котором представала одновременно и Гамлетом, и Гертрудой, и Офелией. Этот дар актрисы - играть трагедию вне канона, как бы «осовременивая» ее, отмечают многие критики.

Возможно, именно тяга к трагедийности наделила актрису неповторимой манерой поэтического чтения - она читает русскую поэзию, следуя, подобно поэтам, за музыкой стихов и одновременно передавая трагизм судеб их создателей.

Внутренний культ красоты, эстетизм, отличающий эту актрису, объясняет ее приверженность искусству Серебряного века. Обладая способностями филолога-исследователя, она заново открывает для слушателей культуру этого периода. Ни «Федра» Марины Цветаевой, ни «Реквием» и «Поэма без героя» Анны Ахматовой никогда прежде не игрались и не исполнялись публично.

В кино 1990-х годов Демидова появляется как некий символ, придающий глубину и объем подчас поверхностным картинам. Ее небольшие роли, как и прежде, смотрятся самоценными, отточенными номерами, полными внутренней эксцентрики и гротеска. Но и в больших, и в малых ролях, в каждом слове и жесте ее персонажей проглядывают уникальные судьба и личность. Среди ролей: Лебядкина («Бесы», 1992), императрица Елизавета («Незримый путешественник», 1999), мисс Минчин («Маленькая принцесса», 1999), Эльза («Письма к Эльзе», 2001). В конце 2001 года она снимается в роли Алисы Коонен в фильме «Принцесса Брамбила, или Смерть Таирова». В 2004 году актриса сыграла роль Анны Сергеевны в картине Киры Муратовой «Настройщик». За эту роль она удостоена национальной кинопремии «Золотой орел» в номинации «Лучшая женская роль в кино» (2006).

Находясь уже около 10 лет в «свободном плавании» (исключение - сотрудничество с театром «Школа драматического искусства», где она сыграла Донну Анну в спектакле Анатолия Васильева «Дон Жуан, или Каменный гость и другие стихи»), Демидова по-прежнему остается звездой, окруженной - из-за жесткой избирательности в ролях и замкнутой личной жизни - ореолом таинственности. Следуя древним комедиантским традициям, она ездит по разным уголкам мира со спектаклями, поэтическими вечерами и мастер-классами. В Москве выступает лишь изредка, и тогда рецензенты отмечают, что «этой Коонен нужен свой Таиров». В ожидании его наделенная литературным талантом актриса написала 5 книг, размышляя о природе искусства и вспоминая современников: «Вторая реальность», «А скажите, Иннокентий Михайлович...», «Владимир Высоцкий», «Тени зазеркалья», «Бегущая строка памяти», «Ахматовские зеркала».

Страницу подготовила Анна КОРНИЕНКО


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, пр. Ленина, 106
Главный редактор:

Телефон редакции:
787–47–13
E–mail:
7874713@ mail.ru
Подписной индекс:
06985
06986 (льготный)

Использование материалов газеты – только с письменного разрешения редакции, и ссылки на газету «ГорожанинЪ» обязательна.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |