Ещё до старта предвыборной кампании политики тратят сотни тысяч долларов на туры поп-исполнителей в свою поддержку. приводит ли это к реальному повышению рейтинга - сказать не берётся никто.
«Сейчас большинство артистов заняты. Можно попробовать тех, кого никто не позвал... Расходы на дорогу ваши. Для экономии можно подумать о шоу двойников» — озвучивает условия сотрудничества отечественных звёзд с политиками в нынешней предвыборной кампании Лилия Романова, сотрудница «КМ Студии», которая занимается организацией концертов знаменитостей. Журналисту «Фокуса», который представился помощником нардепа она сходу приводит расценки и сетует что договариваться о таком важном деле нужно было ещё зимой.
Для любителей бесплатных концертов с участием отечественных и российских звёзд шоу-бизнеса настала золотая пора. Много и безвозмездно слушать любимых исполнителей потенциальному электорату предлагают кандидаты в нардепы Рады нового созыва. До официального начала кампании они под прикрытием культурных мероприятий устраивают собственные промоакции
В мае тур «Песни победы» с участием Олега Газманова и группы «Друга ріка» в четырёх крупных городах организовала глава партии «Україна - Вперед» Наталия Королевская. Тогда же при поддержке потенциального кандидата - мажоритарщика лидера партии «Родина» Игоря Маркова в Одессе выступали россияне Лев Лещенко и Александр Маршал. А депутат-регионал Херсонского облсовета Михаил Опанащенко учредил в своём округе фестиваль «Каховские купалии», куда пригласил женский коллектив «Алиби» и победителя «Х-фактора» Виктора Романченко.
По оценке Ассоциации политических консультантов, многие кандидаты уже предусмотрели 10-15% предвыборных бюджетов, то есть от $50 000 до $500 000, на звёздную поддержку. «Цель очевидна: на политические митинги люди уже не ходят а на концерты — с удовольствием» — говорит политолог Михаил Погребинский. И тут же добавляет что конвертировать потраченное в голоса на выборах удастся единицам.
С песней по жизни
6 июля представители Партии регионов сделали своей главной политической базе — Донецкой области — грандиозный подарок. К 80-летию региона они привезли в его столицу солидный звёздный десант Со сцены толпу зрителей размахивавших партийными флагами ПР, бесплатно развлекали Юрий Шатунов, Наталья Могилевская, Светлана Лобода, Виталий Козловский и группа «НеАнгелы». Гвоздём программы стало совместное выступление Иосифа Кобзона и главного гостя действа — президента Виктора Януковича. Благодаря выступлению главного регионала и обилию партийной символики мероприятие больше походило на съезд ПР, чем на юбилей области
Обошлось оно недёшево. Особенно приглашённая российская знаменитость. По словам специалиста по местным выборам Павла Карайченцева, из-за любви к Кобзону самой активной части избирателей — тех, кому за 50, в парламентскую кампанию его гонорар может превышать $50 000 за выступление. Аппетиты младших коллег российского мэтра в горячий предвыборный период тоже растут. По словам известного организатора предвыборных туров, пожелавшего остаться неназванным, в два-три раза. К примеру, за один агитационный выход Верка Сердючка может запросить свыше $50 000, востребованная во все времена троица поп-див — Тина Кароль, Наталья Могилевская и Ани Лорак — до $40 000, утратившая былую форму Ирина Билык — до $30 000. Исполнители второго эшелона, к примеру, группы «НеАнгелы», «Никита» и «Арктика», довольствуются скромными $10 000 за выход. И это не окончательные суммы. За прямой призыв агитировать за спонсора тура кандидатам придётся умножить гонорар звезды минимум на пять.
Впрочем, трёхлетней давности тур в поддержку кандидата в президенты Юлии Тимошенко «З УкраїноЮ в серці», который, по данным «Фокуса», обошёлся примерно в $50 млн, пока никто не превзошёл по размаху. Майские «Песни Победы», проходившие в Запорожье, Николаеве, Мариуполе и Луганске при поддержке партии Королевской, по подсчётам управляющего партнёра агентства политического консалтинга Дениса Кудина, могли потянуть всего на $250 000.
Концерт «на районе»
Наилучшие шансы сэкономить на звёздной поддержке — у кандидатов-мажоритарщиков. Чтобы обработать небольшую группу избирателей им много не надо. Может хватить к примеру одного доктора Евгения Комаровского. Экс-секретарь Киевсовета Олесь Довгий, который планирует идти на выборы от Днепровского района столицы сумел убедить самого известного педиатра страны встретиться с потенциальными избирателями и проконсультировать по профильной теме. Так бывший соратник экс-мэра Леонида Черновецкого убил сразу двух зайцев уверен президент аналитического центра «Открытая политика» Игорь Жданов. Во-первых он частично сгладил скандал с раздачей продуктовых пайков любимому электорату Черновецкого — киевским бабушкам во-вторых привлёк внимание молодых избирателей, родителей маленьких детей. Сам Довгий не нашёл времени прокомментировать материальную сторону своего сотрудничества с Комаровским Но Карайченцев предполагает, что за одну такую встречу потенциальный кандидат мог выложить до $1500.
Ещё дешевле личная промокампания с участием звезды обошлась нардепу-регионалу Виталию Журавскому, который собирается выдвигаться в Раду от Житомирской области. Бывший зам киевского мэра в качестве приглашённой знаменитости выбрал героя Евро-2012, форварда национальной сборной Андрея Шевченко. Календарь, на котором Шевченко по-дружески обнимает политика, раздавали его потенциальным избирателям. В окружении Журавского сообщили, что таких календарей было напечатано 5000 штук, но сам Шевченко, опрометчиво сделавший совместное с политиком фото в одном из киевских ресторанов, об этом ничего не знал и никакого гонорара не получил. «У Андрея не было с Журавским никаких договорённостей, — говорит Елена Шевченко, сестра и по совместительству пресс-секретарь футболиста. - С таким же успехом и вы можете сфотографироваться с братом и сделать потом календарь».
Впрочем, в регионах звёзды разряда Шевченко — скорее исключение. В провинции на этих выборах больше востребованы более доступные знаменитости «советской закалки» — Павел Зибров, Василий Зинкевич, Алла Кудлай, выступления которых на агитационных концертах стоят от $3000 до $5000. Самый бюджетный вариант — местные исполнители услугами которых по данным «Фокуса» уже вовсю пользуются мажоритарщики в регионах: в Тернопольской области — Степан Гига, на Луганщине — Михаил Голубович, в Закарпатье — Иван Попович. Ставка на местных кумиров 80-х оправдана. Руководитель соцгруппы «Рейтинг» Алексей Антипович объясняет: среди людей старше 55 на выборы планируют пойти 40%, а в возрастной категории до 30 — не больше 30%. Да и загнать на избирательные участки пассивную молодёжь с помощью отечественных звёзд не получится. «В Украине больше любят не Руслану, а «Red Hot Chili Peppers», но на «перцев» денег нет поэтому политики идут на сомнительный компромисс» — комментирует политолог Вадим Карасёв.
Много шуму и ничего
Все звёзды, с которыми связался «Фокус», раскрывать нюансы сделок с политиками наотрез отказываются. Они готовы обсуждать разве что критерии выбора заказчиков. «Для меня важна личность кандидата, а не партия и политическая сила, от которой он выступает», — говорит Виталий Козловский.
Некоторые его коллеги, однако, обращают внимание на политическую ориентацию кандидатов, желающих воспользоваться их услугами. Как удалось выяснить «Фокусу», в нынешней кампании Павел Зибров ни при каких условиях не будет сотрудничать с коммунистами, а также авторами скандального закона о языках регионалами Сергеем Киваловым и Вадимом Колесниченко. Таисия Повалий, по словам продюсера Игоря Лихуты, не станет агитировать за «Батьківщину». А фронтмен «Океана Эльзы» Святослав Вакарчук продолжит объявленный после сложения в 2008 году депутатских полномочий мораторий на участие в политических акциях.
Главный режиссёр крупной столичной компании, которая почти 20 лет занимается организацией массовых мероприятий, поддерживает решение Вакарчука: в условиях грядущей политической мясорубки шоу-бизнесу лучше держаться подальше от выборов говорит он. И вспоминает: после участия Могилевской в туре в поддержку Тимошенко на выборах-2010 певицу стали реже приглашать на частные выступления и корпоративные события «что сказалось на её финансовых делах». А политикам звёздная поддержка ощутимых бонусов всё равно не приносит Глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко объясняет: практически все участники нынешней кампании избирателям давно знакомы поэтому звёздные концерты и поддержка именитых украинцев способны поднять рейтинг потенциальных кандидатов и партий от силы на половину процентного пункта Если так кандидаты в депутаты сильно переплачивают за музыку.
Комментарии:
нет комментариев