misto.zp.ua

Запорожье на старых открытках: Кичкасский мост, 1911 год

Запорожье на старых открытках: Кичкасский мост, 1911 год

Несколько открыток с изображением построенного в начале двадцатого столетия весьма оригинального моста, переброшенного через Днепр возле города Александровска, нынешнего Запорожья, я обнаружил на различных Интернет-аукционах.  Эти открытки, конечно же, давно известны всем, кто интересуется историей славного города за днепровскими порогами. И история моста Кичкасского, взорванного во время Гражданской войны, восстановленного в 1921 году и окончательно демонтированного в 1931 году, тоже хорошо известна. Уточню поэтому лишь несколько фактов, заимствованных из книга Льва Адельберга «Мосты Запорожья», автор которой особо подчеркнул, что Кичкасский мост построили в

«самом узком месте реки, в т.н. Волчьем Горле, где ширина Днепра составляла около 160 метров, при глубине в 40 метров. Рядом на правом берегу находилась колония Кичкас, впоследствии затопленная водами Днепра. В этом месте Днепр почти под прямым углом менял свое русло. Вот здесь-то и был через реку переброшен Кичкасский железнодорожный мост бывшей 2-ой Екатеринославской железной дороги. Мост был двухъярусный металлический, клепаной конструкции. Через реку переброшена была одна арка. Расстояние между опорами арки было 190 м. Расстояние от верхней точки арки и до линии опор составляло 20 метров. По верхнему ярусу была проложена двухколейная железнодорожная магистраль, по нижнему ярусу — с левой и с правой сторон моста, пешеходные тротуары. В середине между тротуарами проходили основные несущие конструкции моста. Мост был консольно-балочный, протяженностью 336 метров. В 1902 году было открыто по нему только пешеходное движение. Официально открытие моста состоялось 17 апреля 1904 года, а железнодорожное движение по мосту открыли 22 января 1908 года».

А очень скоро, в 1911 году, в Киеве была издана специальная брошюра «Постройка моста через реку Днепр у Волчьего Горла», автор которой, инженер-строитель Александр Толчин, заметил, что «постройка этого моста представляет интерес по следующим причинам: средний пролет моста в 190 метров перекрывает всю ширину Днепра и является самым большим пролетом в России. При постройке применялась впервые в России сборка на весу при помощи крана и подвесной рабочей платформы. Сборка на подмостях производилась  железным портальным краном с подъемной силой в 1800 тонн. При сборке применялась пневматическая клепка». Инженера я могу дополнить уточнением: постройка моста была выполнена работниками Александровского Южно-Российского железоделательного и железопрокатного завода акционерного общества Брянского завода, который находился в Екатеринославе [теперь — Днепровский металлургический завод].

Оставил описание Кичкасского моста и писатель Максим Горький, побывавший на Днепрострое в первой половине июля 1928 года. Цитирую третью часть его цикла очерков «По Союзу Советов, которая впервые напечатана была в третьем номере журнала «Наши достижения» за 1929 год:

«Ночью, над рекой и далеко по берегам вспыхивают голубые огни электрических фонарей. Днепр заплескивает их шелковые отражения, но они светятся на темных волнах, точно куски неба в тучах, гонимых ветром. Я стою на балконе во втором этаже, любуясь игрою огня на воде и странными тенями в каменных рытвинах изуродованного берега. Тени разбросаны удивительно затейливо, похожи на клинопись и вызывают желание прочитать их.

— Весною над крышей этого дома будет одиннадцать метров воды, — спокойно рассказывает инженер.

Молчу, соображая: дом стоит метров на десять выше уровня реки.

— Образуется озеро до тех двух фонарей, — видите?

Вижу. Фонари очень далеко, среди сероватых, бесплодных холмов.

— А вверх по течению — за мост.

Мост висит над рекою на высоте не меньше двадцати метров, но мне говорят, что он тоже окажется глубоко под водою. Очень трудно вообразить озеро такого объема и такой глубины, поднятое на эти холмы.

Затем инженер рассказывает, что этот кружевной и точно взвешенный в воздухе мост был взорван бандитом Махно.

— Взорвали неумело, посредине, а надо было рвать в пятке, с берега, тогда бы весь мост рухнул в Днепр.

Дикий «батько, наверное, был бы крайне оскорблен убийственным пренебрежением, с которым говорят о его неуменье разрушать мосты».

Дикий Горький врал – махновцы мост не взрывали. Вероятнее всего, это сделали большевики. Но вернемся к открыткам, которые я нашел. За шесть карточек с меня попросили… около пяти тысяч гривен. Надо же, удивился я, как сегодня высоко ценится история славного Запорожья. Однако платить не стал – я в глаза не видел такую прорву денег в одних руках) Тем не менее, копии продаваемых на аукционе открыток с изображением оригинального Кичкасского моста, я таки предлагаю вниманию читателей. Открытки предварительно я почистил – насколько смог, от налета времени и слегка осовременил. Кстати, только на одной из них указан автор фото: фотограф Коган, имевший в городе Александровске собственную мастерскую и оставлявший на своих фотографиях особый автограф: Бер Коган. Одна из открыток прошла через почту: судя по почтовому штампу, отправлена она была из Синельниково 3 марта 1911 года. Эту дату я условно отнес и к другим открыткам из серии «Кичкасский мост».

  

 

 


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |