misto.zp.ua

Загадочная палитра Александра Тышлера

Загадочная палитра Александра Тышлера

Художник Александр Тышлер родился 26 июля 1898 года в Мелитополе в семье столяра-краснодеревщика. Однако в родном городе всемирно известного живописца, графика и скульптора до сих пор в его честь не установлено ни одного памятного символа. Здесь практически не были широко отмечены такие даты, как 100-летие и 110-летие со дня его рождения. В 2010 году ни власть, ни общественность города не вспомнили еще об одной дате – 30-летии со дня его смерти.

Пейзажи на бричках
Кроме Саши в семье Тышлеров было еще четверо сыновей и три дочери. Сашу с детства увлекло рисование. Первые его картины появились на… бричках и спинках кроватей, которые расписывали жившие во дворе маляры. «Уходя в пивную, они доверяли мне свою нелегкую работу, которая для меня была наслаждением. Я расписывал повозки, изображал украинские пейзажи с белыми хатами и луной на черных спинках кроватей», – вспоминал Тышлер.

В 1912 г. вместе со старшей сестрой Тамарой Александр поступил в Киевское художественное училище. Началась новая, взрослая жизнь. Училище произвело на Тышлера большое впечатление. Длинные и мрачные коридоры были уставлены древнегреческими скульптурами, которые, по словам художника, в темноте напоминали «сбежавшихся в одно место раздетых и полураздетых нищих с открытыми, ничего не видящими глазами». Когда же включали свет, коридоры училища становились похожими на музей.

Доброволец с винтовкой
Бурные события 1917 года навсегда перевернули жизнь Александра Тышлера. Маленькое греческое кафе на Думской площади в Киеве стало местом встреч творческой интеллигенции, до хрипоты спорившей о будущем страны. Видимо, в этот момент Тышлер окончательно определился, с кем он. И когда зимой 1918 года большевики вступили в Киев, он вместе с другими художниками принял участие в оформлении Крещатика. А потом вступил добровольцем в отряд особого назначения Красной армии.

Молодому художнику выдали винтовку, но стрелять из нее так и не пришлось. Он рисовал плакаты, оформлял агитпоезда, спектакли. В 1920 г. Тышлера демобилизовали. Не долго думая, он сел на крышу вагона и отправился в Мелитополь. Здесь он застал измученных войной родителей, а позже, уже из газет узнал, что в Симферополе белогвардейцы повесили подпольщиков-большевиков, среди которых был и его брат Илья… Пройдет время, и из большой семьи останется он один – одного из братьев убьют махновцы, другой погибнет в мясорубке сталинских репрессий, третьего расстреляют фашисты. В 1928 и 1933 годах умрут отец и мать, да и сестры тоже не доживут до старости.

В Мелитополе Тышлер с писателем Максом Поляновским стал делать «Окна РОСТА» – агитационные плакаты, выпускавшихся Российским телеграфным агентством. В эти годы он часто пользуется псевдонимом Джин-Джих-Швиль. Успел он наладить и личную жизнь – женился на крестьянке Анастасии Гроздовой.

Вскоре художника потянуло в Москву. И в 1921 г., прихватив с собой мешок муки, он двинулся в столицу. Сначала жил сам, а потом следом за ним приехала и жена.

Театр – спасение от репрессий
В Москве Александр писал картины, работал иллюстратором в книжных издательствах, позднее стал рисовать театральные костюмы и декорации. Анастасия была отличной портнихой. Ее заработки часто спасали семью в те периоды, когда у мужа не было заказов.

В 1920-х годах, работы Тышлера стали впервые появляться на публике. На одной из выставок Общества станковистов он показал свои картины «Директора погоды», «Демонстрацию инвалидов», «Расстрел» и другие. Произведения художника вызвали оживление среди критиков, коллег и зрителей.

Полуфантастические, очень похожие на детские рисунки, картины Тышлера были понятны далеко не всем. «Были и такие «любители сильных ощущений», которые представляли меня не иначе как сумасшедшим. Но факт моего явно нормального вида убедил их в том, что я весел и здоров, а при случае могу дать пощечину», – с иронией вспоминал художник.

В 1930-е годы государство окончательно подавило всякое «инакомыслие» в искусстве. Попал в немилость и Тышлер. Его не приглашают на выставки, а картины приобретают редкие частные коллекционеры. От голодной смерти, да и от репрессий, Александра Тышлера спас театр. Его творчество привлекло внимание известных режиссеров Мейерхольда, Дикого, Таирова, Завадского и других. Так театр раскрыл еще одну сторону его таланта.

Он проработал в театре (точнее, в театрах) 35 лет. Большую известность художнику принесли декорации к пьесам Шекспира «Король Лир» и «Ричард ІІІ». В 1943 г. он получил звание заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР за работу в Узбекском драматическом театре имени Хамзы и помощь узбекским театрам и их художникам. А в 1945 г. за декорации и костюмы к спектаклю «Фрейлехс» в Государственном еврейском театре Тышлеру присудили Сталинскую премию. Но его живопись по-прежнему оставалась в стране «вне закона».

Творчество Тышлера с его фантасмагориями было чуждо социалистическому реализму. Еще в ранние годы он создавал абстрактные картины, преимущественно геометрического характера («Конструкция в красном», 1923), но вскоре обратился к фигуративной живописи («Женщина и аэроплан», 1927, «Лунный свет», 1972).

Один из любимых образов Тышлера – женщина, несущая на голове некое сооружение – свечи, дом, корабль, город («Женский портрет», 1934, «День рождения», 1973, «Архитектура», 1971). Статичность, подчеркнутая архитектоника фигуры женщины, которая всегда оказывается крупнее самого грандиозного сооружения, контрастирует с текучестью живописи, создавая ощущение фантома, «нереальной реальности». В его графике, как и в живописи, конкретные предметы превращаются в символы («Погром», 1925); серии, начатые как графические, часто продолжаются в живописи («Бойня», 1925; «Антикоррида», 1977; цикл «Махновщина», 1920-60).

От мольберта к экрану
С началом хрущевской оттепели картины Тышлера начали появляться на выставках. Правда, чиновники от искусства все равно относились к его творчеству с опаской. В 1950-70-е гг. он занимался скульптурой из дерева как самостоятельным видом искусства («Дриады», 1969-73 и другие). В 1966 г. на персональной выставке Тышлера побывала режиссер Марианна Тварог. «Увиденное нас поразило: неожиданность композиций, необыкновенная живописность, музыкальность и доброта полотен художника произвели на нас такое сильное впечатление, что мы решили сделать о нем фильм» – вспоминала режиссер. Дело оказалось не из легких. Лишь в 1972 г. Марианна Тварог смогла начать работу над фильмом. Киношники кое-как разместились в тесной мастерской Тышлера и процесс пошел. Как вспоминала позже режиссер, присутствие посторонних совсем не смущало художника. Однажды он так увлекся работой, что забыл о том, что его снимают. Даже когда оператор закончил съемку и выключил осветительную аппаратуру, Тышлер лишь заметил, что стало темнеть.

К сожалению, фильм о себе художник так и не увидел. Отснятые пленки удалось смонтировать лишь в 1990 г., спустя 10 лет после смерти Тышлера. В съемке фильма помог коллекционер Мишель Бершадер, согласившийся стать спонсором. Был написан новый сценарий, по которому часть сцен были отсняты в Мелитополе. Так воспоминания о его детстве ожили на экране. Правда, увидеть их смогли немногие – на телевидении за показ фильма потребовали заплатить огромную сумму в долларах, как за рекламный ролик.

Мелитополь открывает Тышлера
И все же творчество Тышлера не осталось безнадежно забытым. В конце 80-х годов о нем узнали земляки. Мелитопольский литератор Сергей Авдеенко прочел статью о творчестве Тышлера и начал переписку с его вдовой, искусствоведом Флорой Сыркиной (после смерти Анастасии Гроздовой художник женился во второй раз). В августе 1989 г. она приехала в Мелитополь, пообщалась с работниками краеведческого музея и с представителями местной власти. Еще при жизни Тышлер хотел передать в дар городу одну из своих картин, теперь его мечта осуществилась. Стараниями Флоры Сыркиной и тогдашнего директора музея Ларисы Петровой часть его произведений оказалась в родном городе. Сейчас в краеведческом музее хранится 26 работ художника. Остальные – в Третьяковской галерее, Театральном и Литературном музеях, частных коллекциях. Его картины по-прежнему привлекают внимание зрителей и искусствоведов разных стран, подтверждая слова о том, что искусство вечно.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Александр Андрущенко – редактор газеты НадеждаГазета Запорожского областного совета ветеранов «Надежда» – популярное издание. Нет такого района в нашей области, где бы сотни, а то и тысячи людей не выписывали бы ее. Газета – Лидер в нашей области по числу подписчиков.
Журналисты нашего издания стараются выбирать для материалов темы, которые вызывают у читателе подлинный интерес. И в то же время не скатываются к поискам дешевых сенсаций. Материалы должны быть написаны простым, ясным языком и понятны всем, считают сотрудники редакции.
В «Надежде» становится все больше интересных материалов и даже целых страниц. Не прошло и года с тех пор, как она стала толще на четыре полосы. Многие уже привыкли к таким из них, как «Полезные советы», «Ориентир», «Жизнь», «Переключая каналы». Все публикуемые данные многократно проверяются и перепроверяются. Каждое написанное слово как бы взвешивается на весах правдивости, четкой логики и здравого смысла. «Надежда» старается в ситуациях в той или иной степени спорных предоставлять слово сторонам, ведущим дискуссию. Газета часто возвращается к поднятым темам и событиям, дает возможность высказаться всем заинтересованным лицам.
«Надежда» и впредь будет держать руку на пульсе жизни нашего региона. Она и впредь останется настоящим другом, добрым советчиком и умным собеседником всех своих подлинных друзей.

Александр АНДРУЩЕНКО,
редактор газеты «Надежда», член Запорожского областного совета ветеранов.

Контакты

Учредитель:
Запорожская областная организация ветеранов Украины
Издатель:
Рекламное агентство «МВ – плюс»
Генеральный директор:
Надежда Самсоненко
Адрес:
72312, г. Мелитополь, ул. К. Маркса, 1-А
Наши телефоны:
8 (292) 69-4-29, 67-9-98
Веб-сайт:
www.mv.org.ua
E-mail:
andru@mv.org.ua
nadegda@mv.org.ua

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |