misto.zp.ua

Выброси дневник чему учат в украинских альтернативных школах

Выброси дневник чему учат в украинских альтернативных школах

Другой подход. По мнению директора школы-парка Ярослава Коваленко, классическая система образования - пережитки прошлого. В его школе вместо десяти классов - всего две группы учеников 6-9 и 10-16 лет.

В Украине всё больше школ c альтернативными программами обучения. В них нет оценок, расписания уроков и обязательных предметов, зато приветствуются творчество и стремление самостоятельно управлять своей жизнью.

Из-за конфликта с учителем 14-летний Никита Костюкевич перешёл из общеобразовательной школы в киевскую альтернативную школу-парк. Первое, что его удивило: там нет классов, оценок и домашних заданий. «Я сам решаю, когда и какие предметы учить», — рассказывает восьмиклассник Никита. Но такая образовательная демократия требует от учеников огромной ответственности — в конце года всем приходится сдавать госэкзамены. И если школьник плохо освоил программу, его оставляют на второй год. «Благодаря такому подходу мы становимся взрослее и учимся управлять своей жизнью», — уверен Никита.

«В последние годы родители всё чаще не желают развивать своих детей по шаблону и ищут для них школы с альтернативными образовательными системами», — утверждает замдиректора Института инновационных технологий и содержания образования Тамара Пушкарёва. За последние пять лет число школ, применяющих нестандартные подходы, удвоилось и составило 2000. Это уже 10% от общего числа средних учебных заведений в стране.

Самые популярные в Украине авторские системы обучения — Вальдорфа, «Росток», Эльконина-Давыдова и Монтессори. По словам Пушкарёвой, ученики, испробовавшие на себе эти программы, демонстрируют лучший уровень подготовки, чем их ровесники из обычных школ, и значительно раньше достигают эмоциональной и психологической зрелости.

Демократия и экстернат

Восьмиклассник Никита Костюкевич не получает ни оценок, ни домашних заданий. Предметы для изучения в его школе дети выбирают сами.

Никите до сих пор неловко называть своих учителей на «ты» и по имени. «После обычной школы к такому непросто привыкнуть», — признаётся он. Тем не менее, в отличие от обычной школы, в школе-парке учителя с учениками все вопросы решают на равных. «Директор-монарх, учителя-вассалы, ученики-крепостные — это пережитки советского образования, — считает директор школы-парка Ярослав Коваленко. — У нас же все вопросы школьной жизни решаются на всеобщем собрании, где голос ребёнка равен голосу взрослого».

Выбор альтернативного школьника, что ему изучать и как, ограничивается маршрутным листом с перечнем предметов. В начале каждой недели ученик берёт на себя обязательство выполнить определённое количество заданий. И пока он с ними не справится, к новым задачам его не допустят Учителя ничего не диктуют, а лишь контролируют правильность выполнения заданий и в случае необходимости поправляют ученика.

«Тему сочинений ребёнок выбирает сам, даже если это будет рассказ о герое из компьютерных игр, — говорит Коваленко. — Английский язык изучают, общаясь по интернету со сверстниками из американской школы — аналога нашей». Особенность демократической школы ещё и в том, что вместо классов здесь разновозрастные группы: от 6 до 9 и от 10 до 16 лет «Это более естественная среда обитания. Ведь, согласитесь, в обществе нас окружают люди разного возраста», — объясняет директор.

Такой принцип обучения придумал русский учёный-педагог Милослав Балабан (1927-2005). «Пока на свете существует школа, а в ней звонки, уроки, расписание, домашние задания, контрольные работы и экзамены, дети учиться не будут», — убеждал он при жизни. Только за последние два года в Украине создали три школы, работающих по его системе.

Поскольку система для Украины ещё нова и не одобрена Минобразования, ученики школы-парка официально закреплены за обычными школами как экстерны. В конце учебного года они сдают госэкзамены. Это необходимо для того, чтобы получить аттестат государственного образца.

При симферопольской общеобразовательной школе №31 недавно создали экспериментальную школу. Её посещать и вовсе не нужно — контроль обучения проводится дистанционно. По словам директора Ольги Скребец, в первую очередь школа задумывалась для людей, увлечённых творчеством, или тех, кто не может совмещать работу с учёбой, находится за пределами страны. Но в последнее время её услугами успешно пользуются и ученики альтернативных непризнанных школ. «Весь год я учусь в школе-парке, но подтверждаю свои знания в симферопольской школе, — рассказывает восьмиклассник Костюкевич. — Ехать мне туда не приходится — устный экзамен проходит по «skype», а письменные работы я отправляю на электронную почту».

С экстернами работают и школы, не придерживающиеся никаких модных систем, а просто проводящие консультации вместо привычных уроков. «В течение года наши учителя лишь контролируют самостоятельное освоение учениками программы, — рассказывает директор киевской Школы экстернов Эдуард Войтович. — В каждом квартале для оценки их знаний проводятся контрольные работы». По словам Войтовича, среди экстернов не только противники общеобразовательных школ, но и те, кто просто не может ежедневно посещать уроки: артисты, музыканты или спортсмены.

Эпохальные школы

В отличие от балабановских, вальдорфские школы признаны Министерством образования. В Украине четыре таких заведения: в Киеве, Одессе, Днепропетровске и Кривом Роге. Экспериментальные классы с вальдорфской системой существуют во многих других школах страны.

«Программа нацелена не только на обучение, но и на воспитание в детях индивидуума», — рассказывает учитель одесской вальдорфской школы «Ступени» Виталина Маслова. Вместо уроков в таких школах так называемые «эпохи». Ежемесячно определяется доминирующий предмет, который на протяжении всего срока изучают в интенсивном режиме.

«Очень важно, что в нашей школе полный цикл обучения — начиная с садика и заканчивая старшей школой, — подчёркивает Маслова. — Если ребёнок переходит к нам из общеобразовательной школы, ему приходится сложно — он не приучен к самостоятельному получению знаний».

По словам педагога, многие традиционные школы интересуются вальдорфской методикой. Но изменить их профиль непросто. «Государство не желает поддерживать педагогические системы, которые учат детей быть свободными», — считает Маслова.

Впрочем, по словам Пушка-рёвой, министерство всегда даёт право родителям выбирать ту систему образования, которая им нравится. «Если большинство родителей напишут в районо заявление с просьбой создать в школе классы с альтернативной системой обучения, они будут созданы», — уверяет Пушкарёва. Главное, по её словам, чтобы система прошла научную экспертизу.

Взрастить гения

В Украине существует и своя авторская программа — «Росток». Она создана 15 лет назад, но особую популярность обрела в последнее время. «Ежегодно открывается до пяти новых классов с образовательной программой «Росток», — говорит её автор Пушкарёва. Школ с такими классами уже насчитывается более двухсот. И Их специфика в том, что учителя не столько дают ученикам новые знания, сколько учат их способам их добывать. «Мы приучаем детей к поиску нестандартных решений задач», — рассказывает завуч киевской школы №286 Анна Мартич. Ставка делается на математику, в первую очередь на поиск разных способов решения одной и той же задачи. «Благодаря такому подходу наши школьники более смекалистые и дают фору ученикам из обычных школ, — объясняет учитель младших классов из той же школы Людмила Вивдыч». По сравнению с обычными школьниками, у детей, обучающихся по альтернативным системам, на 20% выше успеваемость.

Такая программа больше подходит ребёнку с развитой логикой, считает психолог-педагог, консультант центра развития ребёнка «Спраут» Екатерина Истомина. Из-за высокого темпа уроков и больших нагрузок детям-флегматикам, например, вряд ли понравится в такой школе. «Отдавая ребёнка в так называемую альтернативную школу, нужно учитывать его характер, темперамент и способности, — предупреждает Истомина. — Творческий подход и погоня за лидерскими качествами приучают детей к самостоятельности, но ответственнее они не становятся». Любая система — это в конечном счёте абстракция: работать она будет, только если дети хорошо понимают, зачем им это нужно.

Учат в школе

Другие альтернативные образовательные программы:

Система Эльконина -Давыдова

Знания даются детям не в виде готовых правил, аксиом и схем — содержание учебных предметов постигается в ходе групповых дискуссий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление материала происходит на уроках.

Система Занкова

Цель обучения — восприятие целостной картины мира через науки, литературу, искусство и непосредственное познание. Ставка делается на практикумы, эксперименты и «полевые» учения.

Система Монтессори

Методика Марии Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку. Дети самостоятельно выбирают продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

«Фокус»


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

ДА! | 24.09 2012 в 16:05
это очень хорошо

Лента статей
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, пр. Ленина, 106
Главный редактор:

Телефон редакции:
787–47–13
E–mail:
7874713@ mail.ru
Подписной индекс:
06985
06986 (льготный)

Использование материалов газеты – только с письменного разрешения редакции, и ссылки на газету «ГорожанинЪ» обязательна.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |