
Ирина Хакамада – одна из них
– Ирина Муцуовна, Вы были известным политиком, общественным деятелем, а сейчас Вы писательница, теле- и радиоведущая. С чем связаны такие перемены?
– Я предпочитаю делать в жизни то, что люблю. Счастливым можно быть в любой стране, в любом климате, при любом правительстве. Да, я была депутатом Госдумы трех созывов, но в 2008 году добровольно закончила политическую карьеру и ушла вникуда. Я оказалась в полном вакууме. Бывшие соратники обо мне забыли. Представьте себе, я – получившая международный титул «Политик XXI века» – целый год сидела на даче и размышляла. Я просто не знала, куда приложить свои силы. Это был период мучительной депрессии. Но эта пауза помогла мне понять себя, обрести иное призвание, а вместе с ним душевную гармонию и насыщенную интересную жизнь. Я не претендую на роль гуру, я делюсь своим опытом. Пишу об этом книги, выступаю на радио и веду мастер-классы.
– Как Вам удалось понять, чем именно хотите заниматься?
– В тот пустой год из депрессии меня вытащили книги и фильмы из мирового золотого запаса. Литература и кино изменили строй мыслей. Я поняла, что надо найти такую работу, которую никто не может ни предложить, ни отнять. Вскоре раздался телефонный звонок. Мне позвонил один приятель и пригласил провести один маленький мастер-класс. Я посмеялась, говорю: «чему я могу научить людей? Из политики ушла, ничего в жизни не добилась» Но он был очень настойчив, предложил 100 долларов, и я согласилась. Знаете, всякая дорога начинается с первого шага.
Я и сейчас советую людям, которые до сих пор не определились, взять передышку. Просто посидеть и подумать – чего вы хотите? А потом начинать делать то, что нравится. Да, придется опять много работать, но вы при этом будете каждую секунду делать то, что приносит вам удовольствие. А значит, у вас появится энергия. А как только у вас появится энергия, на вас начнет работать все: логика, интуиция, удача. К вам начнут притягиваться люди, связи, деньги. Потому что они идут только к людям, которые наполнены энергией. Проверено на себе (улыбается).
– У Вас был хороший базис – известность, опыт публичных выступлений. А как быть обычным людям?
– Что Вы! До 30 лет я была абсолютно несчастным, неуверенным в себе, косноязычным, затравленным, закомплексованным существом! Не то мальчик, не то девочка. Лицо подростка, короткая стрижка, большие очки и мягкий кошачий голос. О каком ораторстве могла идти речь? На меня не обращали внимания сверстники, у меня не было друзей. Я очень стеснялась разговаривать и терялась на экзаменах, забывая мигом все ответы. Это был полный кошмар! Тогда я вспомнила о своих самурайский корнях и заставила саму себя стать в жизни победителем. Защитила диссертацию, ушла с государственной службы, вышла из КПСС и создала кооператив. Кстати, я заработала хорошие деньги в кооперативном движении. Потом вышла замуж за миллионера и родила сына.
– Насколько я знаю, у Вашего мужа был ребенок от первого брака, и Вы воспитывали сразу двоих мальчишек. Сложности возникали?
– У меня времени не было, поэтому и сложностей не возникало. Я им создавала условия, в которых они могли действовать самостоятельно. Объясняла им, что во дворе нужно защищать друг друга, при этом сама никогда не вмешивалась в их конфликты. Например, жалуется младший, что его кто-то обидел. Говорю, у тебя есть брат, и вы можете самостоятельно разобраться вместе. А я не побегу во двор выяснять, кто прав. В тот период у меня катастрофически не хватало времени. Я писала диссертацию, зарабатывала деньги, вечно была занята, и детьми больше занималась бабушка. Но я предоставила детям возможности для развития: записала в секции каратэ, хоккея, на занятия иностранным языком.
Сейчас для своей младшей дочки (Ирина родила дочь в четвертом браке в возрасте 42 лет. Маша учится в специализированной школе для детей с синдромом Дауна – прим. авт) я стараюсь создать условия, когда она максимально самостоятельна, даю ей возможность заниматься тем, что ей нравится. Хочет играть на пианино – пожалуйста, хочет танцевать – пусть танцует, хочет рисовать – предоставляю необходимые условия. Я ее тоже не воспитываю. Я вообще не занимаюсь менторством, мне это не нравится. Для меня ребенок – это личность, с которой нужно найти контакт. Но если поведение малыша выходит за пределы нормальных вещей, он поступает негативно, я тут же это пресекаю.
– А зачем Вы, имея все это, пошли в политику?
– Меня как будто что-то изводило изнутри и не давало покоя. На пике своего успеха я задаю себе вопрос: Ира, а ты счастлива? И честно отвечаю: «нет». Моя жизнь напоминала план Горбачева, когда к 30 годам ты должен иметь хорошее образование, работу, семью и детей. О личном счастье никто не упоминал. И вот однажды, в 93-м, ко мне – кандидату экономических наук – пришел один депутат и попросил помочь подготовить закон о финансовой бирже. Сам он ничего не понимал в экономике. Я долго билась с ним, много времени потратила, объясняя, чем опцион отличается от фьючерса. После этого что-то щелкнуло: надо идти в Верховный совет, чтобы писать законы! Я почувствовала прилив небывалой энергии. В такой момент человек входит в поток, который несет его к цели со страшной силой.
– Как отнеслась Ваша семья к такому повороту событий?
– Муж заявил, что это полный бред и отказался спонсировать «бредовую» идею. Но уже все завертелось. Мне даже приснился вещий сон. Какой-то голос объяснял, кто потенциальный избиратель, где искать деньги на предвыборную кампанию, какой выбрать округ. Может, это шутки подсознания, не знаю. Но я прошла.
– Вы не испугались последствий?
– Борьба за мандат началась с жесткой проверки: на меня наехали бандиты из Марьиной рощи.
Назначили стрелку, я явилась туда со своим телохранителем, у которого даже не было права на ношение оружия. Братва предупредила: не снимешь канидатуру – замочим! У них по этому округу шел свой кандидат. Мне было так страшно, что вдруг показалось, будто я умерла…
И тогда стало все «до лампочки». Сейчас я даже на тренингах советую использовать этот прием. Отлично помогает! Когда вас прессуют, вообразите, что вы мертвый, и вам все станет «до лампочки». Ведь труп запугать невозможно. У меня так и получилось с бандитами.
– Но потом Вы ушли из политики. Почему?
– Я ушла из политики, потому что не вижу для себя там никакого места. Я была главой парламентской фракции, вице-спикером, министром. Выступала в Давосе на экономическом форуме и на сессии Организации Объединенных Наций. Мы приняли важные для страны законы, но все равно я считаю, что потерпела фиаско. Я ушла из политики, когда сама захотела.
– Что Вы пожелаете всем, кто еще не нашел свой путь?
– Ищите дело, которое вас воодушевляет и неважно, что о вашем выборе думают другие. Пусть денег будет поменьше, а карьера помедленнее. Большая часть жизни, которую вы проводите на работе, должна приносить вам удовлетворение, а не вызывать тошноту. И не важно, в чем ваше призвание. Если это семья – будьте лучшей в мире домохозяйкой! Когда вы принимаете правильное решение и твердо знаете, что это ваш путь, все начинает работать вам в помощь.
Продолжение в следующем номере

























Комментарии:
нет комментариев