Много слышала и читала об уникальном памятнике архитектуры – усадьбе Поповых в Васильевке. Писала о ней в июне прошлого года и наша газета «Надежда». Но увидеть чудо своими глазами довелось лишь недавно. Восхищение трудно передать словами. Правда, и невероятно острая боль в душе осталась от разрухи, до которой в советское время довели уникальное творение рук человеческих.
Усадьба: разговор о будущем
Директором музейного комплекса в прошлый визит нашего корреспондента был Владимир Мешков, отставной офицер. В ноябре он ушел на заслуженный отдых и на этом посту его сменил сын Виктор. Остановлено ли разорение знаменитого дворца? Что его ждет в будущем? Поиском ответов на эти вопросы я и занялась.
У действующего директора В. Мешкова немало идей по возрождению замка. В школе-интернате, который прописался на территории замка, он намерен разместить кадетский корпус. А еще проводить «новороссийские» фестивали. Так условно можно называть наш край, считает Виктор Владимирович, начиная с 1735 года, после русско-турецкой войны, ликвидации казачества и до наших дней. «Налицо все особенности сформировавшейся нации. – Подчеркивает он. – Только название отсутствует». В рамки таких мероприятий очень органично впишутся Дни Эллады, армянской культуры, богатырские игры. В планах и возрождение старинного обряда «Выкуп невесты». Предполагается, что невеста будет «томиться» в высокой смотровой башне, а жених тем временем постарается ее выкупить и освободить из плена.
С помощью нововведений руководство надеется музейный ансамбль сделать привлекательным для посетителей не только в плане архитектурном, но и историческом. А также привлечь к достопримечательности больше туристов и спонсоров. Проводить все мероприятия, и как можно больше, ради «раскрутки» замка. Чтоб был у всех на устах. Если увеличится поток туристов, бизнесмены это почувствуют. Усадьба начнет обрастать инфраструктурой. Ведь вкладывать средства в музеи - желающих не найти. Народу, как выяснилось, нужны не столько экскурсии, сколько зрелища.
И одно из самых ярких – рыцарский турнир, который, похоже, становится уже традицией. Впервые он состоялся в прошлом году. Как говорится, пробный. В нынешнем июне прошел очередной. Сражались, говорят, настоящие профессионалы-реставраторы событий прошлых времен.
Мечтает Мешков-младший также о двух музеях: краеведческом и семьи Поповых. Собирается сделать правилом тематические выставки. «Почему бы, например, – рассуждает он, – не познакомить людей с историей сельской милиции – материалов много. Или судьбой воинов-интернационалистов? У нас много людей, которые воевали в Афганистане, Сербии. Оказывали помощь Кубе, Вьетнаму. Историю своего народа надо знать. Как, впрочем, и города».
Еще одна задумка: одеть экскурсоводов, охранников в одежду того времени, когда замок только появился во всей своей красе. «С человеком в жандармской форме каждый захочет сфотографироваться», – считает руководитель.
Суждено ли этим планам сбыться? Все зависит от денег. Пока же музейный комплекс держится исключительно на энтузиазме коллектива из 20 человек. А руководство приводит в порядок документы в связи с переходом на областное финансирование, решает спорные земельные вопросы. Дело в том, что на заповедной территории стоят частные дома, которые люди собираются приватизировать.
Почему мы не ценим культурное наследие?
Мешков-старший признался, что устал от борьбы: у него за плечами 52 года стажа. В том числе 22 – на музейном поприще. Поэтому в прошлом году и отошел от дел. «В 1989 году принял музей без окон, – вспоминает он. – Не везде и полы были. Ни фондов, ни экспозиций. В пяти фанерных ящиках чучела птиц и произведения Владимира Ленина. Разорение поражало воображение. Из собственно замка в райцентре построили в 1935 году ДК. Сначала древесину разграбили. А потом «нашли». Мол, замок в аварийном состоянии, как бы детей не завалило».
Фасады восстанавливали по фотографиям. Но денег из районного бюджета выделяли копейки. На содержание 10 объектов – 400 грн. в год. Что на них можно было сделать? В 2005 году губернатор нашел инвестора для ремонта крыши на западном флигеле. Но лучше бы его не было. Напортачили. Испортили внешний вид. В прошлом году перекрыли крышу на обзорной башне (самое ценное строение по качеству работ). А внизу она продолжает разрушаться. Шедевр мирового значения использовался как свинарник, конюшня. Отсюда и эрозия кирпича. К слову, в башне в советские времена был химсклад. Во внутреннем дворике жили бесквартирные учителя советской школы.
Замок Владимир Владимирович восстановил, но только в макетах, в масштабе 1:65. Их фотографии появились в Интернете. И это дало толчок в популяризации усадьбы. Только здесь можно увидеть все ее элементы, которые разрушены. Создавал, используя картины местного художника, по старым фотографиям. «Мне повезло, говорит В. Мешков, – Работая в архивах Симферополя, наткнулся на поэтажные планы замка».
В прошлом году заезжий бизнесмен предложил за макет 8 тыс. «зеленых». В. Мешков не польстился. Место макета замкового комплекса, убежден, – в музее!
Потом последовали макеты Петропаловской церкви, построенной представителями семьи Поповых в Васильевке. Один макет подарил церкви. Другой красуется в зале музея.
Возродится ли знаменитый замок на васильевской земле? Отец и сын Мешковы в это верят. И мечтают, что сюда пойдет целый поток туристов.
Замок Попова в Васильевке – выдающийся историко-архитектурный памятник второй половины XIX в. Один из крупнейших дворцово-парковых комплексов на юге Российской империи. Единственный усадебный замковый комплекс на территории Запорожской области, дошедший до нашего времени. На основе усадебного комплекса действует музей-заповедник «Усадьба Попова».
Истории замка и самой Васильевки тесно связаны с родом Поповых. В конце 18 столетия на месте казацких зимовников и хуторов Василий Степанович Попов основал поселение. Через полвека его внук Василий Павлович Попов построил здесь замок, в котором ныне располагается музей (ценнейшими экспонатами которого являются картины Карла Брюллова). Интересен фамильный герб Поповых: 4 ключа олицетворяют безопасность и покорность, мальтийский крест – символ победы христианства над язычеством, подкова – символ рыцарства (дворяне считали для себя унизительным сражаться пешим), герб венчает рыцарский шлем с короной, над ним возвышается собака – символ верности. Одним из авторов комплекса, возможно, является знаменитый российский архитектор Н.Л. Бенуа, автор московского Кремля.
Строительство архитектурного комплекса было начато в 1864 г., а закончено в 1884 г. Постройки сочетают в себе элементы барокко, романского и готического стилей. Оригинален был дворец и внутри. В нем находились знаменитые зеркальная и механическая комнаты. Жилой дом усадьбы построен в 1790 г. – здания замка построены крепостными крестьянами, васильевскими мастерами, потомками запорожских казаков. Главное здание комплекса – дворец (в мавританском стиле), 2-х этажный с 5 башнями, построен из желтого кирпича. К сожалению, он в советское время был разобран, материалы пошли на строительство ДК. Территория усадьбы, расположившейся на высоком холме, обрамлялась изящным забором, напоминавшим крепостной вал. Составляющими частями архитектурного комплекса были три флигеля, смотровая башня и конюшня, фасад которой представлял собой фрагмент московского Кремля. Это единственный в Украине комплекс, где сохранились практически все элементы усадьбы времен освоения Дикого поля.
Музей «Усадьба Попова» расположен в помещении западного флигеля. Раньше в его стенах жила прислуга, а теперь действуют постоянные экспозиции. Открыты этнографический зал, зал, посвященный событиям Второй мировой войны, выставка местных художников и зал, в котором представлены экспонаты, касающиеся замка Попова: фотографии, документы, макет-реконструкция усадьбы, элементы внутреннего декора замка, некоторые предметы из его комнат.
Альбина КУЗНЕЦОВА
Комментарии:
нет комментариев