Очередной концерт запорожского джаз-клуба заставляет воскликнуть: “Верной дорогой идете, товарищи!”. На этот раз принимали квинтет из Иркутска Doktor Jazz. И Владимир Гитин с удовольствием сообщил публике, что это уже второй концерт в Запорожье, который проходит в связке с самым главным джазовым критиком и устроителем концертов в Украине Алексеем Коганом. Doktor Jazz сумел удивить публику: за последние годы мы уже привыкли к джазу, который вплотную соприкасается с этникой, а на этот раз мы познакомились с блестящим образцом культурного cool-джаза. Что, в частности, заставило Владимира Гитина отдельной строкой высоко оценить классические концертные костюмы музыкантов: право же, иногда кажется, что Владимир Гитин говорит от имени своего знаменитого «золотого» пиджака. Это не первый случай, когда Гитин касается вопросов одежды: например, несколько раз за сезон из уст президента джаз-клуба звучит приглашение дамам не стесняться и надеть, наконец, декольтированные платья.
Итак, Александр Филиппов [клавишные], Наталья Лихошест [вокал], Александр Глушков [гитара], Юрий Куртилов [бас], Алексей Тяжелухин [барабаны] представили свою интерпретацию джазовых стандартов. В свою очередь, запорожская публика продемонстрировала неподдельный энтузиазм, так что Наталья Лихошест, певица и лидер квинтета, после непременного "биса" – на этот раз прозвучала бессмертная "Summer time", благодарила публику за теплый прием и понимание. (ФОТОРЕПОРТАЖ >>>)
Несколько вопросов Наталье Лихошест:
– В Иркутске можно послушать джаз, Наташа?
– У нас есть несколько заведений, разумеется, это питейные заведения, но там играют джаз. И наши ребята играют, и другие команды.
– Вот Владимир Гитин сегодня со сцены произнес, что в Сибири, с ваших слов, дело обстоит не так хорошо, как хотелось бы.
– Тут сказывается наша отдаленность от центра, от Москвы, от Санкт-Петербурга. В Иркутске нет высшего музыкального учебного заведения, где бы обучали джазу, у нас в основном колледжи. Есть, конечно, Новосибирская консерватория, но там тоже нет джазового отделения. Вообще-то Иркутск культурный и интеллектуальный город, потребность в джазе существует, слава Богу, и есть возможность общаться, обмениваться опытом, есть возможность выезжать. А еще мы получаем мастер-классы на международных джазовых фестивалях.
– Самое яркое впечатление от США?
– Самое яркое? Вкусная еда, чистота и красота. Люди необыкновенно доброжелательные и вежливые, деликатные, воспитанные… Ни одного грубого слова мы не услыхали, ни одного косого взгляда. Вот это очень радует, это то, чего нет в России.
– Трудно ли вам было выступать в Америке, на родине джаза?
– Очень трудно психологически, в первую очередь, потому что публика незнакомая, непонятно, как будет устанавливаться контакт. Оказалось, что это не так сложно: публика и профессионалы – совершенно открыты для разной музыки. И главное, они ценят индивидуальность коллектива, его своеобразие. А у нас, в России, – не знаю, как у вас в Украине, все очень заформатировано, начиная с попсы и заканчивая джазом. Есть несколько лидеров, которые устанавливают правила игры, и отступления от правил не поощряется. А в Европе, в Америке радуются индивидуальности, радуются разнообразию. После Америки у нас за спиной просто выросли крылья, мы поняли, что, оказывается, чего-то стоим. Такой контраст с московским снобизмом!
– Трудно ваш стиль обозначить в двух словах именно потому, что это совершенно индивидуальная манера. Вы поете стандарты, это как канва – каждый вышивает по-своему, и ваш собственный стиль ни на какой не похож. У вас своя такая интонация: интеллигентная, и вы совершенно не стремитесь с публикой заигрывать. У вас эта интонация определилась сама собой в процессе работы или манера петь – продолжение ваших принципов?
– Я никогда не "снимала", хотя многие музыканты считают, что нужно западных исполнителей петь один в один. Я уже пятнадцать лет преподаю джазовый вокал, и точно так же учу своих студентов: нужно находить свою интонацию. Потому что, если ты повторяешь один в один, потом очень сложно отойти от чужих клише. А еще – я очень люблю культуру на сцене.
– Где вам удалось так хорошо выучить английский?
– Дома! Я ведь музыкант, у меня ухо очень хорошее, мне ничего не стоит воспроизвести музыку живого языка, и поездки мне очень многое дали. И потом, я очень трепетно к фонетике отношусь – если я чего-то не знаю, то тридцать три раза послушаю, как это делают разные исполнители, проговорю, пропою. Опять-таки – профессионализм должен быть во всем, приблизительно интонировать для джаза неприемлемо.
– Ваша любимая дива из великих? Сара Воэн? Элла Фицджеральд?
– Я слушаю очень много современных вокалисток. А если говорить о классическом джазе… Мне очень нравится французская вокалистка Энди Кро. И меня совершенно покорила современница Эллы Фицджеральд, Шила Джордан, она до сих пор жива, ей почти восемьдесят лет. Она приезжала два раза на фестиваль, и можно сказать, стала моей приятельницей. В свое время она была подругой Чарли Паркера, так что принадлежит, так сказать, к "Залу джазовой славы". Шила Джордан поражает индивидуальностью. Я Эллу Фицджеральд не так почитаю, очень уважаю, но не слушаю каждый день – мне интересны вариации в самом мейнстриме.
Инга ЭСТЕРКИНА
фото Светланы МИНАКОВОЙ
Комментарии:
нет комментариев