До конца нынешнего года 120 млн европейцев окажутся за чертой бедности. Украинским трудовым мигрантам приходится выбирать: затягивать пояса на чужбине или возвращаться и пополнять ряды безработных дома, надеясь когда-нибудь снова уехать в Европу Елена Калиниченко живёт в Испании уже 14 лет. Скульптор по профессии, она уже два года сидит без работы. Много лет назад Елена вместе с мужем Дмитрием, тоже скульптором, уехала из Украины, когда ему предложили контракт. Елена защитила свой диплом в университете Мадрида, работала в нескольких культурологических проектах. Но из-за кризиса проекты давно закрыли. Сегодня её мужу приходится браться за любую временную работу и скрывать этот скромный доход, чтобы не терять деньги из-за налогов. Так делают многие, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. До декабря Елена будет получать пособие по безработице. Эти деньги и пенсия её мамы в 500 евро - единственный стабильный доход семьи. Что будет дальше, она не знает. Таких, как Елена, среди украинских трудовых мигрантов большинство. Они с трудом представляют себе будущее, но считают, что лучше терпеть бедность за пределами Украины. Возвращаться домой семья Елены, в которой, кроме взрослых, есть ещё трое детей, не собирается. Хотя сами испанцы, по её словам, бегут из страны куда глаза глядят: в Германию, Англию, Францию, Латинскую Америку, ЮАР и Китай.
По данным Европейской сети ассоциаций, борющихся с бедностью, в этом году на грани нищеты могут оказаться 120 млн граждан ЕС Это каждый пятый европеец. Уже сегодня так живёт каждый четвёртый ребёнок и почти пятая часть стариков. «Слова «социальная изоляция» и «бедность» исчезли из речей, но, что ещё хуже, они исчезли из политики, -говорит глава Европейской сети Серджио Айреш. - Они больше не являются приоритетами». По его словам, управленцы ЕС фактически отрицают, что в еврозоне есть нищие. Если политики признаются, что бедность носит такой массовый характер, они распишутся в том, что государства не в состоянии решить самые важные свои проблемы.
За рабочие места в Европе теперь борются не трудовые мигранты: даже на самые бросовые вакансии претендуют сами европейцы. Тяжелее всего заро-битчанам приходится в странах, сильнее других пострадавших от долгового кризиса, - в Греции, Испании, Италии и Ирландии. Украинские мигранты пытаются удержаться в Европе любыми способами. Но кто-то сдаётся и отправляется в бессрочный отпуск в Украину в надежде переждать худшие времена и вернуться назад.
«Если вы посмотрите на сёла во Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой областях, особенно приграничные районы, там очень много машин с испанскими, итальянскими, португальскими номерами, - говорит глава организации «Украинская взаимопомощь в Испании» Давид Ляхович. - Это люди, которые приехали в такой бессрочный отпуск». После массовых увольнений в 2008-2009 годах украинцы могли какое-то время рассчитывать на выплаты по безработице. Сегодня практически у всех выплаты закончились. Для нового пособия нужно как минимум год поработать официально, но работы нет. Поэтому 80-90% заробитчан продлевают разрешение на проживание и работу, и уезжают в Украину - ждать лучших времён, говорит Ляхович. Он приводит пример: до кризиса украинка за уборку в квартирах в среднем получала 10 евро в час. Сейчас румынки делают то же самое за 3 евро в час. «Возраст у наших был 55 лет, не младше. Средний возраст румынок - 20 лет. Молодая девушка быстрее найдёт работу, чем украинская почти бабушка», - констатирует Ляхович.
Дома вчерашние заробитчане, прожившие по 10-15 лет за границей, оказываются абсолютно не приспособленными к украинской жизни. «Они не знают, что такое взятка за каждую бумажку чиновнику, - объясняет Ляхович. -Как и любой немец или бельгиец, они не понимают, зачем платить, если в Европе государство помогает открыть своё дело, даёт деньги. У нас наоборот».
Калиниченко говорит, что именно из-за того, что «дома надо всем платить», она никак не может собраться с духом и начать оформление документов для получения испанского гражданства. Пока она живёт сегодняшними проблемами: как выплатить кредит за квартиру в Мадриде и продержаться до лучших времён. Местным тоже приходится нелегко. Испанцы семьями ходят обедать в благотворительные столовые, хотя это люди с высшим образованием, которые сидеть без работы не должны. Реальный доход имеют только пенсионеры. Диплом - уже не гарантия трудоустройства, но Елена надеется, что её старший сын сможет поступить через год в университет в Швейцарии. Она хочет остаться в Испании, и не только из-за кредита на квартиру. По её мнению, её дети совершенно не адаптированы к украинской жизни. «Я была недавно дома, все спрашивают насчёт работы. Но здесь у меня пока есть пособие в 400 евро. А в Украине нет и этого», - признаётся она.
Помоги себе сам
В МИДе Украины «Фокусу» заявили, что поддержка трудовых мигрантов на территории Украины - компетенция Министерства социальной политики, а также неправительственных организаций, таких как Международная организация по миграции. Что касается заробитчан, которые сегодня находятся за пределами страны, то их точного числа в министерстве не знают «МИД не фиксирует количество трудовых мигрантов. Те, кто едет за границу, едут туда самостоятельно, - говорит «Фокусу» пресс-секретарь министерства Александр Дикусаров. - Они сами оформляют документы, которые дают им право на выезд, часть из них становится по прибытии в страну на консульский учёт, часть - нет. Мы владеем цифрами и поддерживаем контакт с теми гражданами, которые находятся на консульском учёте. В то же время МИД не владеет точной информацией касательно нелегальных мигрантов и того, сколько их, в какой стране они находятся и с какими намерениями».
По его словам, поездка на заработки зачастую сопряжена с рядом рисков, и люди, решившиеся на такой шаг, должны это понимать. «Если человек решил пребывать за границей нелегально, то есть с нарушением местного миграционного законодательства, то фактически он берёт на себя риски, связанные со своим пребыванием в этой стране, -говорит Дикусаров. - Но это не значит, что он не может обратиться к украинским дипломатам. Каждое обращение наших граждан будет рассмотрено, и будет найден путь решения проблемы». По его словам, в случае, когда МИД вывозит украинских граждан в срочном порядке, оплачиваются авиабилеты и расходы, связанные с репатриацией тел погибших украинцев, для чего существует специальный резервный фонд.
Вице-премьер-министр социальной политики Сергей Тигипко недавно заявил, что оценивает число украинцев, работающих за границей, в 3 млн человек (по неофициальным данным - 5-6,5 млн -«Фокус»). Чиновник уверен, что украинские предприятия сегодня могут предложить трудовым мигрантам зарплату, вполне конкурентную той, на которую они могут рассчитывать в страдающих от кризиса европейских странах.
Сами заробитчане считают, что пока чиновникам нечего им предложить. По словам Давида Ляховича, который нередко бывает в Украине, никакой помощи правительство этим людям не оказывает Глава итальянского представительства центра введения программ ЮНЕСКО и лидер трудового движения «Солидарность» Виктор Горобчук уверен, что из-за безработицы в Европе в Украину будут вынуждены вернуться 70% заробитчан. «В Италии процентов 30-40 украинцев уже не работают, -рассказывает он «Фокусу». - В Украину они пока не едут. Есть люди, которые работают за маленькую зарплату и ещё держатся». Он уверен, что в ближайшее время стоит ожидать массового возвращения трудовых мигрантов в страну.
Оказавшись в безвыходной ситуации, эти «возвращенцы» могут рассчитывать разве что на помощь благотворительных организаций. Ростислав Кись, главный юрист-консультант и менеджер по миграционным проектам Международного благотворительного фонда «Каритас Украина», утверждает, что за последние полгода число обращений мигрантов в их организацию возросло вдвое. «Каритас-Украина» сотрудничает с другими организациями в Европе, в частности, с Международной организацией по миграции. Программа МОМ в Украине помогает украинцам, которые вернулись из-за рубежа и находятся в затруднительном положении. Этот проект называют реинтеграционным и готовы помочь мигрантам купить билет домой, пройти в Украине курс обучения, открыть своё дело или получить неотложную медицинскую помощь.
Мигрант не получает наличных, но фонд может помочь купить, к примеру, зерно для фермы или инструменты для оказания строительных услуг. Сумма помощи составляет от 2000 до 15000 грн. В этом году такую поддержку оказали 50 украинцам, в 2011-м эта цифра была вдвое меньше.
Владимир Баденко - один из тех заробитчан, которые вернулись в Украину. Правда, помощи он ни у кого не просил, вернулся по семейным обстоятельствам, вложил деньги в бизнес отца - частную телерадиокомпанию. Капитал заработал в Португалии, где с 2001 года работал и электриком, и водителем, пока не открыл своё детективное агентство. Сегодня в штате фирмы - 15 человек, в основном украинцы. О своих заработках он говорит неохотно, но признаётся, что клиентуры из-за затянувшегося кризиса всё меньше. Поначалу Баденко приезжал в Украину на пару месяцев. Теперь выезжает из страны только на зимний период. «У меня есть португальское гражданство, но возвращаться жить туда не хочу, даже если там улучшится экономическая ситуация, - говорит бизнесмен. - Слишком долго пробыл за границей, пришло время где-то обосноваться, обрасти друзьями».
Но Баденко - скорее исключение из правил. Большинство его коллег по заграничному труду ждут лучших времён и надеются, что в скором времени опять отправлятся на заработки в Европу.
Комментарии:
ФОМА | 30.10 2012 в 07:02
НАДО же во всех странах знают ,что Украина территория воров и взяточников?наверно точно на 1 месте в мире МЫ?