Происхождение украинского и русского языков: мифы и историческая правда
Продолжение.
Своим наместником в Киеве Андрей Боголюбский посадил своего брата, а сам остался во Владимире. Это ознаменовало окончательный упадок Киева. Его роль как политического центра Киевской Руси перешла во Владимир-на-Клязьме и в Галич (на современной Ивано-Франковщине).
В начале ХІІІ в. Владимиро-Суздальское княжество распалось на ряд удельных княжеств: Ростовское, Ярославское, Переяславское, Московское и др. В 1238 г. на Владимиро-Суздальщину напали монголо-татары и завоевали Залесье.
Монголо-татарское иго (его называли «игом») привело к окончательному отчуждению Залесья от Руси, и с тех пор политическая история этих двух территорий окончательно стала развиваться различными путями.
С середины ХІІІ в. на Владимиро-Суздальской земле быстро начало крепнуть и присоединять к себе соседние земли Московское великое княжество - первое собственно русское государство. Оно занимало выгодное географическое положение на важных торговых путях и стало непосредственным центром русских земель. Соседние княжества, а также леса и болота, которые окружали Московское великое княжество, оберегали его от нападения монголо-татарских и литовских войск. Это способствовало росту экономического и политического значения Московского княжества как центра формирования русской народности. Московские князья, начиная с Ивана І Калиты (1325-1340), умело использовали власть монголо-татарских ханов в своих целях.
В течение ХІV-XV вв. основные русские земли были объединены вокруг Москвы. В конце ХV в. Московское княжество присоединило к себе Ярославское, Ростовское княжества, Новгородскую феодальную республику, Тверское великое княжество, Вятскую и частично Рязанскую земли, и вследствие этого сложилось русское централизованное государство.
В 1480 г. Московское княжество окончательно освободилось от монголо-татарского ига. Великий князь Иван ІІІ Васильевич (1462-1505) стал Государем единого Русского централизованного государства. Но монголо-татарское порабощение оставило глубокий след не только в сознании людей. Оно повлияло на все сферы общественно-политической жизни молодого русского государства, определенным образом отразилось и на менталитете русской народности. Не случайно же Н. Бердяев называл Россию «христианизированным татарским царством».
Московский царь - глава бывшего Северо-Восточного улуса Золотой Орды - с распадом империи Чингисхана воспринимался и московитами, и татарами как законный наследник монголо-татарского государства. По мнению Н. С. Трубецкого, «Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Русский царь был наследником монгольского хана. Свержение татарского ига свелось к замене татарского хана православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву. Даже персонально значительный процент бояр и других служивых людей московского царя составляли представители татарской знати. Русская государственность... происходила от татарской, и вряд ли правы те историки, которые закрывают глаза на это обстоятельство или пытаются приуменьшить его значение».
Московские князья и другая знать охотно вступали в родство с татарскими вельможами, считая честью брать себе за жен если не родственниц ханов, то, в крайнем случае, знатных девиц из Орды.
Вместе с тем следует отметить, что московские (как и другие восточнославянские) земли под властью Золотой Орды остались христианскими. Более того, по мнению историков, есть основания утверждать, что как раз в период монголо-татарского господства христианство стало по-настоящему религией московитов, 90% которых вплоть до ХІХ в. включительно составляли крестьяне. На большей части Московии простой люд не идентифицировал себя ни с каким этносом и не имел определенного этнонима, но эти люди называл себя христианами. Именно этим и объясняется тот довольно странный факт, что название крестьян в русском языке происходит не от местожительства их на селе (как у украинцев, белорусов), а по религиозному признаку: крестьянин > крестиянин > христианин.
От финно-угорского названия столицы отдельного княжества Москва, которая впервые как небольшое село вспоминается лишь в 1147 г., было названо целое государство. Ее правители называли себя князьями (впоследствии - великими князьями, позже - царями) московскими, а своих подданных - московскими людьми. Названия «Москва», «Московия», «Московское государство» были официальными правительственными названиями государства. Так ее называла и вся Европа, страны Востока, турки, арабы и другие народы, а жителей Московщины именовали «москвинами», «москвитянами», «московитами», «московитянами». Украинцы с ХV в. своих северо-восточных соседей последовательно называют москалями, а их страну -Московией.
Как видим, становление русского этноса происходило вдалеке от Киева и всей первозданной Руси - Средней Надднепрянщины, и не имеет к ней никакого отношения.
Многоэтнический состав населения и своеобразие исторического процесса, который в течение значительного времени проходил в условиях монголо-татарского ига, привели к тому что формирование русской народности растянулось более чем на три века (вторая половина ХІІ - конец ХV вв.) и прошло в несколько этапов. Постепенно увеличивалась территория государства, происходил долговременный процесс формирования русского языка, менялись духовные приоритеты и культура в целом, а все это формировало и новую ментальность всей народности. Эта ментальность была достаточно своеобразной по сравнению с мировосприятием южных русинов-украинцев. Русские в эпоху Ивана Грозного уже были мало чем похожи на русских времен Андрея Боголюбского.
Характерной особенностью процесса формирования русской народности было то, что в нее влилась большая часть финно-угорской и частично балтийской крови. Историческую роль финно-угорского субстрата в формировании антропологического типа русского народа и некоторых особенностей его языка и этнографических черт признают и сами российские исследователи (М. Н. Покровский, В. П. Алексеев, Т. П. Алексеева, Е. А. Горюнова, Г. Ф. Дебец, М. Г Левин, Т. А. Трофимова и др.).
Итак, имеющийся в распоряжении ученых фактический материал доказывает, что «русский брат» по возрасту вовсе не «старший», а самый младший. К Киевской Руси русские имеют то касательство, что их земли некоторое время полуформально входили в состав этого государства, и будущие русские усвоили христианскую культуру Киевской Руси со многими украинскими влияниями, поскольку творцом Киевского государства был украинский этнос, также они переняли этническое название - Русь.
В соответствии с особенностями процесса формирования территории русского государства во второй половине ХІІ - первой половине ХІІІ вв. на территории современной Европейской России сформировались две группы диалектов: северный (новгородский, псковский и ростово-суздальский диалекты), с одной стороны, и менее выразительный южный со многими локальными отличиями (диалекты Верхней и Средней Оки и междуречья Оки и Сейма), с другой.
Северная группа диалектов обозначалась такими чертами: оканье (то есть отсутствие аканья); прорывное произношение заднеязычного «g»; цокание и чокание (неразличение согласных «ц» и «ч»: боцка / «бочка», нацальник / «начальник», цетыри / «четыре», муцити / «мучать», хоцу / «хочу»; жречь / «жрец», пятничя / «пятница», отьча / «отьца», в руче / «в руце», двачать / «двадцать» и т.д.); сближение в произношении согласных з-ж, с-ш (вразда / «вражда», друзина /«дружина», гресный / «грешный», васими / «вашими»; гвожди / «гвозди», жерно / «зерно», помажать / «помазать», ожерче / «озерцо» и т. д.); твердое окончание -т в 3-м лице глаголов: носит, пишет, знает, носят, пишут, знают; немало специфических лишь для этих говоров слов и тому подобное.
Южному диалекту было характерно: аканье; фрикативное произношение заднеязычного «g»; формы местоимений мене, тебе, себе (а не меня, тебя, себя); мягкое окончание -ть в 3-м лице глаголов: носить, пишеть, зна-еть, носять, пишуть, знають; отсутствие цокания и шепелявого произношения свистящих согласных «з», «с» и др., а также местная лексика.
На особенности общенародного русского языка заметный отпечаток наложило совпадение своеобразных исторических условий, когда формирование русской народности и ее языка происходило синхронно со становлением русского централизованного государства. Кроме этого, процесс «сбора» русских земель вокруг Москвы совмещался со стремлением московских правителей объединить все православные народы в одну империю. После завоевания турками Константинополя (в 1453 г.) и падения Византии в Москве возникла идея перехода центра православия в Москву («Москва - третий Рим»), для осуществления которой прилагали все усилия как церковные деятели, так и светская власть. Из-за этого православная церковь в Московии с самого начала занимала очень крепкие позиции, а церковнославянский язык сыграл там большую роль, чем в Украине и Беларуси. Этот язык был, по сути, единственным литературным языком в молодом Московском государстве.
На основе московского просторечия и деловой письменной речи, щедро обогащенной церковнославянскими элементами, которые приобрели общенародный характер (например, слова с неполногласными соединениями типа «время», «сладкий», с «жд» вместо русского «ж» типа «невежда», «вражда», «прежде»; «с», «щ» вместо «ч» типа «освещать», «вращать» и т. д.), в середине ХVІІІ в. в России развивается единая устно-разговорная разновидность литературного языка, которая, распространяясь, все заметнее проникает и в письменность, а также вытесняет диалекты и постепенно становится единым средством устного общения.
В русском литературном языке конца ХVІІ - первой половины ХVІІІ вв. переплелись и взаимодействовали архаично-книжные, народноразговорные, «деловые» («приказные») элементы, а также достаточно многочисленные западноевропейские лексические заимствования. Это был хотя и выразительный, богатый, однако пестрый и неустойчивый язык, который нуждался в упорядочивании и стабилизации. Такие попытки делали А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Радищев, Н. Карамзин, А. Грибоедов и др. Однако единые общенациональные нормы русского литературного языка были выработаны лишь в творчестве А. Пушкина, который стал основоположником нового русского литературного языка.
Комментарии:
нет комментариев