misto.zp.ua

Украинцы: откуда мы и наш язык

Украинцы: откуда мы и наш язык

Происхождение украинского и русского языков: мифы и историческая правда

Продолжение.

Своим наместником в Киеве Андрей Боголюбский посадил своего брата, а сам остался во Владимире. Это ознаменовало окончательный упадок Киева. Его роль как политического центра Киевской Руси перешла во Владимир-на-Клязьме и в Галич (на современной Ивано-Франковщине).

В начале ХІІІ в. Владимиро-Суздальское княжество распалось на ряд удельных княжеств: Ростовское, Ярославское, Переяславское, Московское и др. В 1238 г. на Владимиро-Суздальщину напали монголо-татары и завоевали Залесье.

Монголо-татарское иго (его называли «игом») привело к окончательному отчуждению Залесья от Руси, и с тех пор политическая история этих двух территорий окончательно стала развиваться различными путями.

С середины ХІІІ в. на Владимиро-Суздальской земле быстро начало крепнуть и присоединять к себе соседние земли Московское великое княжество - первое собственно русское государство. Оно занимало выгодное географическое положение на важных торговых путях и стало непосредственным центром русских земель. Соседние княжества, а также леса и болота, которые окружали Московское великое княжество, оберегали его от нападения монголо-татарских и литовских войск. Это способствовало росту экономического и политического значения Московского княжества как центра формирования русской народности. Московские князья, начиная с Ивана І Калиты (1325-1340), умело использовали власть монголо-татарских ханов в своих целях.

В течение ХІV-XV вв. основные русские земли были объединены вокруг Москвы. В конце ХV в. Московское княжество присоединило к себе Ярославское, Ростовское княжества, Новгородскую феодальную республику, Тверское великое княжество, Вятскую и частично Рязанскую земли, и вследствие этого сложилось русское централизованное государство.

В 1480 г. Московское княжество окончательно освободилось от монголо-татарского ига. Великий князь Иван ІІІ Васильевич (1462-1505) стал Государем единого Русского централизованного государства. Но монголо-татарское порабощение оставило глубокий след не только в сознании людей. Оно повлияло на все сферы общественно-политической жизни молодого русского государства, определенным образом отразилось и на менталитете русской народности. Не случайно же Н. Бердяев называл Россию «христианизированным татарским царством».

Московский царь - глава бывшего Северо-Восточного улуса Золотой Орды - с распадом империи Чингисхана воспринимался и московитами, и татарами как законный наследник монголо-татарского государства. По мнению Н. С. Трубецкого, «Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Русский царь был наследником монгольского хана. Свержение татарского ига свелось к замене татарского хана православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву. Даже персонально значительный процент бояр и других служивых людей московского царя составляли представители татарской знати. Русская государственность... происходила от татарской, и вряд ли правы те историки, которые закрывают глаза на это обстоятельство или пытаются приуменьшить его значение».

Московские князья и другая знать охотно вступали в родство с татарскими вельможами, считая честью брать себе за жен если не родственниц ханов, то, в крайнем случае, знатных девиц из Орды.

Вместе с тем следует отметить, что московские (как и другие восточнославянские) земли под властью Золотой Орды остались христианскими. Более того, по мнению историков, есть основания утверждать, что как раз в период монголо-татарского господства христианство стало по-настоящему религией московитов, 90% которых вплоть до ХІХ в. включительно составляли крестьяне. На большей части Московии простой люд не идентифицировал себя ни с каким этносом и не имел определенного этнонима, но эти люди называл себя христианами. Именно этим и объясняется тот довольно странный факт, что название крестьян в русском языке происходит не от местожительства их на селе (как у украинцев, белорусов), а по религиозному признаку: крестьянин > крестиянин > христианин.

От финно-угорского названия столицы отдельного княжества Москва, которая впервые как небольшое село вспоминается лишь в 1147 г., было названо целое государство. Ее правители называли себя князьями (впоследствии - великими князьями, позже - царями) московскими, а своих подданных - московскими людьми. Названия «Москва», «Московия», «Московское государство» были официальными правительственными названиями государства. Так ее называла и вся Европа, страны Востока, турки, арабы и другие народы, а жителей Московщины именовали «москвинами», «москвитянами», «московитами», «московитянами». Украинцы с ХV в. своих северо-восточных соседей последовательно называют москалями, а их страну -Московией.

Как видим, становление русского этноса происходило вдалеке от Киева и всей первозданной Руси - Средней Надднепрянщины, и не имеет к ней никакого отношения.

Многоэтнический состав населения и своеобразие исторического процесса, который в течение значительного времени проходил в условиях монголо-татарского ига, привели к тому что формирование русской народности растянулось более чем на три века (вторая половина ХІІ - конец ХV вв.) и прошло в несколько этапов. Постепенно увеличивалась территория государства, происходил долговременный процесс формирования русского языка, менялись духовные приоритеты и культура в целом, а все это формировало и новую ментальность всей народности. Эта ментальность была достаточно своеобразной по сравнению с мировосприятием южных русинов-украинцев. Русские в эпоху Ивана Грозного уже были мало чем похожи на русских времен Андрея Боголюбского.

Характерной особенностью процесса формирования русской народности было то, что в нее влилась большая часть финно-угорской и частично балтийской крови. Историческую роль финно-угорского субстрата в формировании антропологического типа русского народа и некоторых особенностей его языка и этнографических черт признают и сами российские исследователи (М. Н. Покровский, В. П. Алексеев, Т. П. Алексеева, Е. А. Горюнова, Г. Ф. Дебец, М. Г Левин, Т. А. Трофимова и др.).

Итак, имеющийся в распоряжении ученых фактический материал доказывает, что «русский брат» по возрасту вовсе не «старший», а самый младший. К Киевской Руси русские имеют то касательство, что их земли некоторое время полуформально входили в состав этого государства, и будущие русские усвоили христианскую культуру Киевской Руси со многими украинскими влияниями, поскольку творцом Киевского государства был украинский этнос, также они переняли этническое название - Русь.

В соответствии с особенностями процесса формирования территории русского государства во второй половине ХІІ - первой половине ХІІІ вв. на территории современной Европейской России сформировались две группы диалектов: северный (новгородский, псковский и ростово-суздальский диалекты), с одной стороны, и менее выразительный южный со многими локальными отличиями (диалекты Верхней и Средней Оки и междуречья Оки и Сейма), с другой.

Северная группа диалектов обозначалась такими чертами: оканье (то есть отсутствие аканья); прорывное произношение заднеязычного «g»; цокание и чокание (неразличение согласных «ц» и «ч»: боцка / «бочка», нацальник / «начальник», цетыри / «четыре», муцити / «мучать», хоцу / «хочу»; жречь / «жрец», пятничя / «пятница», отьча / «отьца», в руче / «в руце», двачать / «двадцать» и т.д.); сближение в произношении согласных з-ж, с-ш (вразда / «вражда», друзина /«дружина», гресный / «грешный», васими / «вашими»; гвожди / «гвозди», жерно / «зерно», помажать / «помазать», ожерче / «озерцо» и т. д.); твердое окончание -т в 3-м лице глаголов: носит, пишет, знает, носят, пишут, знают; немало специфических лишь для этих говоров слов и тому подобное.

Южному диалекту было характерно: аканье; фрикативное произношение заднеязычного «g»; формы местоимений мене, тебе, себе (а не меня, тебя, себя); мягкое окончание -ть в 3-м лице глаголов: носить, пишеть, зна-еть, носять, пишуть, знають; отсутствие цокания и шепелявого произношения свистящих согласных «з», «с» и др., а также местная лексика.

На особенности общенародного русского языка заметный отпечаток наложило совпадение своеобразных исторических условий, когда формирование русской народности и ее языка происходило синхронно со становлением русского централизованного государства. Кроме этого, процесс «сбора» русских земель вокруг Москвы совмещался со стремлением московских правителей объединить все православные народы в одну империю. После завоевания турками Константинополя (в 1453 г.) и падения Византии в Москве возникла идея перехода центра православия в Москву («Москва - третий Рим»), для осуществления которой прилагали все усилия как церковные деятели, так и светская власть. Из-за этого православная церковь в Московии с самого начала занимала очень крепкие позиции, а церковнославянский язык сыграл там большую роль, чем в Украине и Беларуси. Этот язык был, по сути, единственным литературным языком в молодом Московском государстве.

На основе московского просторечия и деловой письменной речи, щедро обогащенной церковнославянскими элементами, которые приобрели общенародный характер (например, слова с неполногласными соединениями типа «время», «сладкий», с «жд» вместо русского «ж» типа «невежда», «вражда», «прежде»; «с», «щ» вместо «ч» типа «освещать», «вращать» и т. д.), в середине ХVІІІ в. в России развивается единая устно-разговорная разновидность литературного языка, которая, распространяясь, все заметнее проникает и в письменность, а также вытесняет диалекты и постепенно становится единым средством устного общения.

В русском литературном языке конца ХVІІ - первой половины ХVІІІ вв. переплелись и взаимодействовали архаично-книжные, народноразговорные, «деловые» («приказные») элементы, а также достаточно многочисленные западноевропейские лексические заимствования. Это был хотя и выразительный, богатый, однако пестрый и неустойчивый язык, который нуждался в упорядочивании и стабилизации. Такие попытки делали А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Радищев, Н. Карамзин, А. Грибоедов и др. Однако единые общенациональные нормы русского литературного языка были выработаны лишь в творчестве А. Пушкина, который стал основоположником нового русского литературного языка.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, пр. Ленина, 106
Главный редактор:

Телефон редакции:
787–47–13
E–mail:
7874713@ mail.ru
Подписной индекс:
06985
06986 (льготный)

Использование материалов газеты – только с письменного разрешения редакции, и ссылки на газету «ГорожанинЪ» обязательна.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |