Происхождение украинского и русского языков: мифы и историческая правда
Соседи кривичей - предки словен, которые также переселились сюда в VII в. из южной Балтики и освоили территорию будущей Новгородской земли, столкнулись с местным прибалтийско-финским населением (племенами водь, весь, ижора) и постепенно их ассимилировали. В результате этого образовалась своеобразная этнографическая группа - летописные словене со своим племенным центром Новгородом (впервые упоминается в летописи под 859 г.). В течение ІХ-Х вв. словене распространились на северный запад и северный восток, достигнув ярославского и костромского Поволжья, а также на юг - до Волго-Окского междуречья. Вместе с кривичами и другими восточнославянскими племенами ильменские словене участвовали в освоении ярославского и костромского Поволжья и Волго-Клязьминского междуречья (территория будущей Ростово-Суздальской земли), ассимилируя местные финно-угорские племена.
В конце ІХ ст. (882 г.) Новгород с окружающими землями вошел в состав Киевской Руси, став вторым (после Киева) ее политическим и культурным центром. После распада Киевской Руси в 1136 г. возникла самостоятельная Новгородская феодальная республика, однако ее тесные связи с Киевом не прерывались. Она вела успешные войны против немецких и шведских агрессоров. Монголо-татарам не удалось захватить Новгородскую республику, но она признала себя вассалом Золотой Орды и платила ей дань. В течение ІХ-ХІV вв. на Новгородской земле происходили этногенетические процессы в направлении формирования отдельного этноса, однако в середине ХV в. они были искусственно прерваны. Новгородская республика стала препятствием для объединения этих земель вокруг Москвы, и в 1478 году Новгородская земля была захвачена Москвой и насильственно включена в состав Московского централизованного государства. После этого территория Московии сразу увеличилась аж в семь раз, что еще больше распалило ее завоевательные аппетиты. Царь Иван ІІІ обложил население Новгородской земли грабительской контрибуцией и депортировал 72 тыс. людей в Московию. Но и потом еще более столетия московские цари прибегали к массовым уничтожениям и депортациям новгородцев, демонстрируя при этом чрезвычайную жестокость, пока в конце ХVI в. они были полностью ассимилированы московитами, хотя диалектные особенности их речи все же сохранились.
Русская народность формировалась в течение ХІІ-ХV вв. в стратегически выгодном регионе между Средней Окой и Верхней Волгой на перекрестке крупных торговых путей. Этот регион в середине І тыс. н. э. заселяли коренные финно-угорские племена - меря, весь, водь, мурома, а в бассейне Верхней Оки и Верхнего Дона жило балтское племя голядь. Славянское население здесь начало появляться не ранее VIII в.
В VIII в. на земле балтоязычной голяди в бассейне Верхней Оки из «ляшского» западного края (возможно, из украинско-польского пограничья) пришли славянские племена во главе с каким-то Вятко (Вячеславом). В результате их смешивания с местной голядью и интенсивных ассимиляционных процессов образовалась новая этнографическая общность - летописные вятичи. Потомки верхнеокских вятичей в эпоху походов на них киевского князя Святослава (Х в.) начали двигаться по Оке в Рязань, вытесняя или ассимилируя редкое местное финоязычное население и создавая этническую основу будущего Рязанского княжества. Славянское население этого региона время от времени пополнялось и украинцами из Средней Надднепрянщины, которые искали покоя в далеких краях, убегая с беспокойных южных околиц Киевской Руси.
Ареал будущей Ростово-Суздальской земли в Х в. осваивали ильменские словене, псковские кривичи и уже славянизированная белозерская весь. С Ростово-Суздальских земель кривичи впоследствии распространились дальше на юг и заселили территорию соседней Муромской земли. Кроме того, в Волго-Клязьминское междуречье и бассейн Верхней Оки переселилась часть смоленских кривичей. В ходе славянизации местных финно-угорских племен, в частности летописного меря, в течение ХІ-ХІІ вв. здесь сформировалась местная восточнославянская группировка, которая стала частью русской народности. Размежевание двух колонизационных потоков на будущие русские земли с севера и юга стало впоследствии границей между Рязанской и Ростово-Суздальской землями. Это разграничение отражено еще и в настоящее время в пределе между произношением взрывного «g» (север) и «y» фрикативного (юг).
Финно-угорские племена Среднего Поволжья, как и балты, и финно-угры Восточной Прибалтики, имея значительное преимущество в численности и относительно высокую степень общественного развития, сформировались в самостоятельные народности.
Своеобразный этноязыковой конгломерат, который образовался в бассейне Верхней Волги и Средней Оки, объединялся общим финно-угорским субстратом. Хотя территорию вятичей Владимир Великий и присоединил к Киевской Руси в 981 г., а Ростово-Суздальскую землю - в 982 г., они очень слабо зависели от власти киевского князя.
Материальная культура (керамика, строительство жилья, традиционная одежда, украшения и тому подобное) прарусских ХІ-ХІІІ вв. существенно отличалась от культуры праукраинцев. Это объясняется тем, что она формировалась вдалеке от Средней Надднепрянщины - политического и культурного центра Руси и подвергалась влиянию культуры местных финно-угорских племен. Например, русские позаимствовали из финской традиционной культуры популярные и доныне пельмени, лапти, мужскую сорочку-косоворотку, женский кокошник, русскую «баню», матрешку, сказки о медведе (священное животное финнов) - о «Косолапом Мишке», который отражает давний культ медведя у россиян. (Образ «Русского Медведя» - народный этнический символ России, в отличие от более позднего имперского двуглавого орла, позаимствованного после падения Константинополя в 1453 г. и бракосочетания московского князя Ивана ІІІ с племянницей последнего греческого императора Софией Палеолог, благодаря которой византийский двуглавый орел стал государственным гербом Московии). Кроме того, влиянием финского субстрата исследователи объясняют также немало специфических особенностей русского языка, таких как наличие «аканья» и редукции гласных в устной речи, парные слова типа пути-дороги, руки-ноги, жив-здоров, такой-сякой, нежданно-негаданно, есть-пить и др., речевой оборот «у меня есть» (вместо более характерного для славянских языков оборота «я имею»), фразеологические выражения «жил-был», «житье-бытье», «жить-поживать», «как можется?», «как живете-можете»?, позаимствованы из финских языков лексемы ковылять, колеть (околеть), Москва и др.
Территория современной центральной Европейской России в Х-ХІІІ вв. была далекой глухой провинцией Киевской империи, отделенной от Надднепрянской Руси огромным массивом непроходимых чащ, от которого еще и ныне остались знаменитые брянские леса. Из-за этого на Надднепрянщине ту далекую территорию вплоть до Х в. называли Залесской, Залесьем, «Залесской землей» («земля, что находится за лесом»). Разбросанные по лесам и болотам, залесские поселения еще долго хранили этнографические особенности местных финно-угорских племен, прежде всего племен мурома, меря и весь. В этом ареале и происходила региональная консолидация разных племен. Из-за пестрого этнического состава населения этот процесс был медленным и затяжным.
В Х в. в междуречье Оки и Волги возникло Ростово-Суздальское княжество. Его политическими центрами были сначала Ростов, с начала ХІІ в. - Суздаль, а со второй половины ХІІ в. - Владимир. В ХІІ в. на Ростово-Суздальской земле произошли существенные изменения. Резко увеличилось количество населения благодаря наплыву из других регионов Киевской Руси, возник ряд новых городов (Владимир, Переяслав-Залесский, Юрьев и др.), важнейшим среди которых стал Владимир-на-Клязьме, основанный при Владимире Мономахе. Ростово-Суздальщина имела прямые торговые связи с Центральной Азией благодаря водному пути через Волгу и Каспийское море, что и наложило определенный отпечаток на культурно-историческое развитие этого края.
Политический вес и значение Ростово-Суздальской земли значительно возросло в годы княжения Юрия Долгорукого - младшего сына Владимира Мономаха и основателя Москвы (1147 г.). Женившись на половецкой княжне, он положил начало крепкому и продолжительному антиукраинскому союзу владимиро-суздальских князей с половцами. Именно Суздальская земля с середины ХІІ в. возглавила коалицию Новгорода, Полоцка и Смоленска за отделение от Киева. Однако Юрий Долгорукий еще не прерывал связи с Киевом и даже пытался получить себе киевский престол.
Совсем другую политику вел сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский (1157-1174). Он вырос на Суздальщине, считал ее своей родиной. Украина была для него уже чужая. Сначала Юрий Долгорукий посадил Андрея на престол в Выш-городе возле Киева, но он тайно убежал оттуда в Суздаль, забрав с собой разные драгоценности, а среди них - знаменитую Вышгородскую икону Богородицы, которая стала основной святыней Владимира-на-Клязьме, а впоследствии - и Москвы. Это был откровенный и демонстративный разрыв с Украиной, начало самостоятельной политики молодой Великоруси. Андрей уже не принимал участия в общих походах князей против половцев, хотел даже провести разрыв на церковном уровне и учредить отдельную митрополию для северных земель. Он перенес столицу княжества из Суздаля во Владимир, и с этого времени княжество стало называться Владимиро-Суздальским. Вблизи г. Владимира в с. Боголюбово князь Андрей построил княжеский замок (из-за этого его и прозвали Боголюбским). Именно Андрея Боголюбского следует считать основателем русской государственности. Против Киева он вел жестокую враждебную политику. Выдающийся русский историк В. О. Ключевский писал, что «в лице князя Андрея великоросс в первый раз выступал на историческую сцену», а суздальские городки «составляли тогда особенный мир, с отношениями и понятиями, которых не знали в старых областях Руси».
В 1169 г. на вмешательство Киева в дела Новгорода Андрей Боголюбский, очевидно, уже считая все северные земли своими, ответил войной. Он отправился на Киев с большой армией одиннадцати северных князей, получил город и существенно его разрушил. Как отмечает летопись, «не было милосердия никому ниоткуда, церкви горели, христиан убивали, других брали в неволю». Суздальцы ограбили Десятинную церковь и Софию, забрали иконы, книги и все драгоценности. До сих пор еще никто и никогда так не уничтожал давнюю столицу. Такое же опустошительное нападение Киев испытал и в 1203 г., когда суздальский князь Всеволод вместе с половцами ограбил и сжег столицу Руси.
Ярость и ненависть, с которыми суздальцы уничтожали киевлян, как и не менее жестокие акции в ответ, свидетельствуют о том, что это была уже не традиционная междоусобная борьба, а межэтническая вражда.
Продолжение в следующем номере.
Комментарии:
нет комментариев