misto.zp.ua

Реформа ЖКХ Украины: кто платит?

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства Украины давно уже стали притчей во языцех. Все чаще государственные мужи говорят о необхо­димости проведения глубокой реформы отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Все жители страны ждут прихода реформы - когда в наших подъездах станет чище, пьяные сантехники исчез­нут как класс, нам перестанут хамить работники коммунальных предприятий, когда за деньги, ко­торые мы платим в виде жилищно-коммунальных платежей нам начнут оказывать качественные услуги.

Так что же это за реформа, о которой так мно­го говорят? Под реформой мы понимаем, что го­сударство должно принять ряд мер, перечень со­ответствующих законов, совершить конкретные действия, чтобы мы - граждане Украины (это ка­сается всех) прочувствовали положительные изме­нения в своем быту. Чтобы крыши не текли, горя­чая вода подавалась круглые сутки и круглый год, непонятные и необоснованные тарифы не росли как на дрожжах, а информация о чрезвычайных происшествиях в жилых домах навсегда исчезла из программ новостей. Проблема в том, что ни у правительства в лице профильного Министерства, ни у органов местного самоуправления нет пони­мания о том, как развязать клубок накопившихся проблем. Отсутствует представление о целях и задачах реформы, и нет понимания, когда же она все-таки придет. За все годы независимости Укра­ины отношение властей различных политических форматов к ЖКХ характеризуется полным отсут­ствием реформ и многочисленными декларациями. При этом политики забывают о том, что их изби­ратели каждый день сталкиваются с неосвещен­ными и грязными подъездами, неубранными при­домовыми территориями, мусорными завалами и полусгнившими коммуникациями.

Прежде всего, необходимо разобраться с опреде­лением основных целей и задач реформирования жилищно-коммунальной отрасли, пишет на сайте «ForUm» Олег Адамов, председатель Всеукраин- ского объединения работодателей предприятий жилищно-коммунальной отрасли «Федерация пред­приятий работодателей ЖКХ Украины».

На сегодняшний день в Украине до 90% жило­го фонда приватизировано. У жилого фонда поя­вился новый собственник - население. Таким об­разом, актуальность проведения реформы обу­словлена уже решенным вопросом, связанным с передачей всех прав и ответственности по управ­лению, содержанию и обслуживанию жилого фон­да от прежнего собственника Государства к ново­му собственнику. Населению. Основная задача реформы - дать возможность новому собственни­ку в полном объеме реализовать свое право собственности. Ведь одновременно с приватизацией квартиры мы стали собственниками и «неделимого имущества многоквартирного дома, находящегося в совместной собственности», а это наши подъез­ды, крыши, дворы...

Возможно ли в нашем дворе размещение плат­ной автомобильной парковки? Должен ли кругло­суточно будоражить окрестности двора торговый ларек? Рекламный щит в нашем лифте и на фаса­де нашего дома - необходимость? Куда должны на­правляться арендные платежи от использования встроенных помещений нашего дома? Мы, жильцы должны принимать решения по данным вопросам и нам решать, у кого, какого качества и по какой цене заказывать услугу. Одной из основных задач реформы, является определение механизмов, в соответствии с которыми новый собственник много­квартирного дома сможет реализовать свое право собственности - я принимаю такое решение, а со­сед - другое, или все жильцы «за», а органы мест­ного самоуправления «против».

На сегодняшний день все эти права успешно реа- лизовываются органами местного самоуправления и поверьте, их данная ситуация устраивает. Никто ничего менять не намерен. Все дальнейшие объяс­нения в разрезе отсутствия достаточных финансо­вых ресурсов для выполнения функций по содержа­нию жилого фонда никого не интересуют. Поэтому в нашей стране все попытки реформы без законо­дательно закрепленной государственной полити­ки и дальше будут сводиться к одним «первомай­ским» лозунгам.

Политика местных администраций и коммуналь­ных предприятий в вопросах реформы сводится к одному - «Дайте денег!». При этом в демонополи­зации и создании здоровой конкурентной среды на этом рынке никто не заинтересован. Практи­чески бесконтрольное освоение средств в отрасли (любых, даже небольших) поступающих из бюдже­тов различных уровней в виде платежей населения или финансирования льгот и субсидий являет­ся основополагающим фундаментом, на котором строится вся коммунальная пирамида. Учитывая социально важные аспекты данного рынка, когда политика на 70% зависит именно от этой отрасли и делает эту пирамиду неуязвимой (как пример - показатели работы любого мэра прямо зависят от работы ЖКХ соответствующей территории). Любое хозяйственное решение в вопросах ЖКХ принимается исключительно через призму поли­тики. Данная пирамида на сегодняшний день не контролируема и не управляема, ведь управлять - значит разделить ответственность за все нако­пившиеся проблемы. И винить в данном вопросе местные администрации и предприятия нельзя. Очень многое зависит от человеческого фактора - от конкретного мэра или руководителя предпри­ятия. В данной отрасли работает 15% работающе­го населения страны, среди которых достаточное количество специалистов-профессионалов в сво­ем деле. Вывод один - на местном уровне рефор­ма ЖКХ невозможна, в данном вопросе должно быть задействовано исключительно государствен­ное регулирование.

Существует другая сторона проблемы реформи­рования и заключается она в том, что новый соб­ственник вместе с правами получает и ответствен­ность. Ответственность за сохранность и содержа­ние жилого фонда и мы, население на сегодняш­ний день несем эту ответственность, которая вы­ражается в ежемесячных жилищно-коммунальных платежах. Но проблема в том, что управляет этими средствами прежний собственник. Эффективность данного управления очень низкая. Итог - вслед­ствие затянувшейся реформы, наш жилой фонд пришел в полнейший упадок. Новый собствен­ник даже при большом желании не будет спосо­бен взвалить все проблемы на себя. Пример, для проведения капитального ремонта одного девя­тиэтажного дома (а таких домов требующих капи­тальной реконструкции у нас около 70%) необходи­мо 2-3 млн. гривен. Вопрос - способны ли жильцы самостоятельно и одномоментно изыскать такие ресурсы? И чем дальше, тем сложнее передавать государству свою ответственность - жилой фонд ветшает и ветшает, а денег в бюджете все мень­ше и меньше.

На сегодняшний день ни население, ни государ­ство не способны самостоятельно нести груз от­ветственности за содержание жилого фонда. Ми­нистерством озвучиваются данные, в соответствии с которыми для приведения жи­лого фонда в надлежащее со­стояние необходимо порядка 300 млрд. гривен. Позиция Министер­ства очень удобная - основные усилия направляются на пропа­ганду создания ОСМД, дескать, создавайте ОСМД и управляйте самостоятельно, принимайте ре­шения самостоятельно, а ваши проблемы никого не интересу­ют. Но убийственная для граж­дан по ряду причин, во-первых, а во-вторых, недальновидная для самого Министерства. Зачем тог­да оно, это Министерство, если граждане враз остаются один на один со своими жилищно- коммунальными проблемами в виде обветшалого жилфонда, коммуникаций, отсутствием чет­кой регламентаций правоотношений с ЖЭКами, управляющими компаниями и отсутствием усло­вий для частных инвестиций в отрасль?

Откуда возникнут данные ресурсы и где гаран­тия и механизмы их эффективного освоения? Нео­спорим вывод - реформа должна создать условия, при которых в данном рынке будут заинтересова­ны частные инвестиции. Однако частный инвестор не спешит, поскольку данный рынок нуждается в четком регулировании со стороны государства, а перекладывать весь груз проблем на себя, без участия государственных гарантий закрепленных законодательно, ни украинский, ни иностранный инвестор рисковать не станет. Рынок жилищных услуг на сегодняшний день не представляет ника­кого интереса для серьезных частных инвестиций в сферу обслуживания жилых домов и придомо­вых территорий. Да, частные инвестиции присут­ствуют. Но либо в виде «карманных» предприятий местных чиновников от ЖКХ, либо в виде риско­ванных инвестиций частных инвесторов в надеж­де на долгожданные реформы. Масштабные инве­стиции сегодня невозможны, так как государство не создало для этого условия. Попросту говоря, ведет себя как собака на сене: само не в состоя­нии, а другим не дает, в смысле не создает над­лежащих условий.

Наталья РОЖНЕВА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, пр. Ленина, 106
Главный редактор:

Телефон редакции:
787–47–13
E–mail:
7874713@ mail.ru
Подписной индекс:
06985
06986 (льготный)

Использование материалов газеты – только с письменного разрешения редакции, и ссылки на газету «ГорожанинЪ» обязательна.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в