Верховная Рада 30 июля 2012 г. ратифицировала договор о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ. За такое решение на внеочередной сессии ВР проголосовало 260 карточек народных депутатов.
Напомним, договор подписан 18 октября прошлого года в Санкт-Петербурге премьер-министрами стран-членов СНГ - России, Украины, Беларуси, Молдовы, Армении, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана. Документ не подписали Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, однако было заявлено, что эти государства планируют присоединиться к нему.
Вместе с тем, у Украины давно есть замечания к соглашению, которые состоят в неравенстве условий участия ввиду допущения торговых ограничений со стороны участников Таможенного союза и других стран. А весной 2012 г. выяснилось, что ратифицированный в РФ текст договора отличается от парафированного осенью. По сообщениям нескольких источников, большинство изменений было отмечено в Приложении 1 к соглашению, где перечислены исключения из режима свободной торговли. А такое исключение означает защитные меры против поставок данного товара (пошлины и др.). В подписанном россиянами тексте оказалось около 50 дополнительных товарных позиций, подпадающих под изъятия.
Так или иначе, соглашение ратифицировано. О значении этого решения «ForUm» спросил у экспертов и депутатов.
Владимир Сиденко, главный специалист Института экономики и прогнозирования НАНУ - Соглашение содержит несколько пунктов, которые для экономики Украины не очень позитивны. Прежде всего, речь об ограничении экспорта товаров топливно-сырьевой группы, которые будут вывозиться из стран-участников ЗСТ на основе отдельных договоренностей. Также Россия вывела за рамки договора право пользования своими магистральными трубопроводами.
Кроме того, приложение №6 предусматривает, что если одна из стран-участниц заключит аналогичные соглашения с третьими странами и это повлечет приток товаров на территорию Таможенного союза, то любой участник ТС может установить в отношении «нарушителя» обычные ставки таможенных пошлин. То есть, в договоре много «дыр», позволяющих заинтересованным сторонам уклоняться от его выполнения.
Владимир Огрызко, экс-министр иностранных дел Украины: - Прямой угрозы евроинтеграции этот договор не создает. Европейские и украинские эксперты понимают, что не идет речь о переходе в ТС. ЗСТ - это более низкий уровень интеграции.
Но, с другой стороны, нет и особых плюсов. Это не ЗСТ в понимании свободной торговли. Сохранились барьеры в торговле. Хотя ЗСТ может быть выгодна ряду украинских товаропроизводителей - это, прежде всего, металл, сельскохозяйственная продукция.
Валерий Мунтиян, правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с Россией и СНГ:
- Основные принципы и статьи соглашения о ЗСТ с СНГ предложила Украина. СНГ существует уже 20 лет, но только сейчас мы вышли на первый, базовый уровень интеграции -т.е. зону свободной торговли. Принципы договора предполагают постепенное смягчение и отмену торговых ограничений, и тем самым предотвращение торговых войн между его участниками. К тому же, договор подписан по нормам ВТО, а значит, теперь мы будем сотрудничать цивилизованно, а не по принципу «кто сильнее», как это было раньше.
Александр Палий, кандидат политических наук, эксперт по вопросам внешней политики: - Договор о ЗСТ с СНГ не противоречит евроинтеграции Украины, судя по заявлениям самого ЕС. Но Россия на финальной стадии подменила некоторые пункты. Были отклонения от парафированного текста договора по инициативе самой России. Россия сделала несколько крючков, которые подтягивают Украину к Таможенному Союзу.
Таможенный Союз в основном торгует с ЕС. Россия осуществляет интеграцию с ЕС и рассказывает сказки соседям о том, как это невыгодно.
Комментарии:
нет комментариев