
По оперативной информации ЗАЭС, на сегодня в сети находятся два энергоблока атомной электростанции, суммарная мощность которых – 1970 МВт. Остальные четыре блока-миллионника находятся в ремонтном процессе. Чтобы одновременно стояли четыре энергоблока – такая ситуация на ЗАЭС впервые с начала эксплуатации.
Два блока Запорожской АЭС – № 1 и № 2 – выработали свой проектный срок эксплуатации и сейчас готовятся к его продлению. Поэтому ремонтная кампания на них была запланирована на более длительный срок, чем обычно: 129 и 109 суток соответственно. Однако вчера на первом уже прошли 173-и сутки ремонта (он был выведен из сети 19 декабря 2015 года). Затянулся процесс и на втором энергоблоке, который планировали включить в сеть 28 мая.
В свою очередь, согласно графику, на сегодняшний день отключены от энергосистемы блоки № 3 и № 5. Один ушел в капитальный ремонт на 80 суток 17 апреля, другой – в средний на 65 суток 25 мая. Предполагается, что третий энергоблок должны включить в сеть 5 июля, а пятый – 28 июля. Причем на пятом впервые на ЗАЭС должны загрузить американское ядерное топливо Westinghouse. Из ремонта этот блок выйдет с частичной загрузкой новым топливом, и начнется опытная эксплуатация (как на Южно-Украинской АЭС, которая первой в Украине стала использовать американское топливо).
Такая ситуация, когда в сети – только два энергоблока, на Запорожской атомной, как уже было отмечено, впервые. Обычно ремонтная кампания распределялась по возможности равномерно на весь год. И одновременно в плановом ремонте могли находиться не более двух блоков. За все время эксплуатации ЗАЭС бывали редкие случаи, когда стояли три блока. Но четыре из шести – это похоже, конечно, на форс-мажор. И опять же этот факт волей-неволей начинает обрастать всевозможными догадками относительно безопасности и обеспечения ремонтной кампании финансированием. Собственно второе – более вероятно, особенно – в свете недавних, проходивших в столице, протестных акций атомщиков.
Чтобы узнать, как обстоят дела на самом деле, мы обратились в информационный центр Запорожской АЭС. Его начальник Сергей Шимчев охотно пояснил: поводов для беспокойства нет, все идет по плану. А четыре блока в ремонте – хотя и вынужденная, но в целом запланированная ситуация, которая привязана к ядерному топливу. Когда заканчивается регламентированное время нахождения ядерного топлива в реакторе, его нужно менять. К этому моменту и планируют время выхода блока в ремонт. Что касается затянувшихся ремонтов на энергоблоках № 1 и № 2, то это Сергей Алексеевич прокомментировал так: из-за ряда нерешенных вопросов, связанных с поставками оборудования и запчастей, были определены новые сроки окончания ремонтной кампании на этих блоках: на первом – до 5 августа, на втором – до 5 сентября.
Насколько ситуация настораживающая?
Для энергосистемы, поясняет наш собеседник, угрозы нет: когда стоят ядерные блоки, с большей отдачей работают угольные. Что касается самой станции, то с практической точки зрения, конечно, есть, мягко говоря, неудобства – не хватает ремонтного персонала, ведь одновременно надо работать сразу на четырех блоках. Поэтому выручают коллеги по Атомремонту, других АЭС и подрядные организации.
Есть и еще один момент. Понятно, что из-за остановленных блоков станция начинает получать гораздо меньше средств. И вполне логично возникает опасение, не скажется ли это на зарплатах персонала. Сергей Шимчев заверил, что и здесь беспокоиться не о чем. Пока НАЭК «Энергоатом» изыскивает все возможности, чтобы персонал АЭС не пострадал.
Вот куда хуже на деятельности и Запорожской АЭС, и «Энергоатома» сказывается блокирование счетов этой энергогенерирующей компании, из-за чего атомщики и протестовали 31 мая под Администрацией Президента и Кабмином (об этом РОСТ сообщал на прошлой неделе).
«Было бы очень хорошо, – подчеркивает Сергей Шимчев, – если бы государственная власть подошла к энергетике профессионально. Несколько месяцев власти Украины не обращают внимания на заблокированные счета «Энергоатома»! Такого ни в одном государстве с атомными энергоблоками нельзя даже представить».
Очень красноречиво на этот счет высказался и глава Государственной инспекции по ядерному регулированию Украины Сергей Божко: «Если блокируются счета предприятия («Энергоатома» – Ред.) с годовым оборотом в 39 млрд гривен, где работает больше 30-ти тысяч человек, с 15-ю энергоблоками, которые вырабатывают около 60% электроэнергии в стране, то это, по моему мнению, какая-то диверсия».
Из-за невозможности совершать платежи, в том числе и по счетам «Росатома», атомные станции Украины приостановили отгрузку отработавшего ядерного топлива, которое вывозится в Россию. Запорожской АЭС это не касается – на ее территории есть свое хранилище ОЯТ. Но в масштабах страны – это проблема. Когда топливо не вывозится, поясняет Сергей Шимчев, это равносильно остановке блоков.
«Некоторое время отработанное топливо хранится в бассейнах выдержки, но со временем их нужно освобождать. По правилам ядерной безопасности, на каждом блоке всегда должно быть такое количество пустых мест в бассейне выдержки, чтобы можно было всю зону (число сборок, находящихся в реакторе) туда выгрузить. Если эти условия не соблюдаются – это ЧП, и блок должен быть остановлен», – поясняет начальник информационного центра. И снова ссылается на главу ГИЯРУ, заявившего, что согласно законодательству, «Энергоатом» должен обеспечивать поддержку и повышение безопасности работы АЭС, но если блокировка счетов компании негативно повлияет на этот процесс, то регулятор (ГИЯРУ – Ред.) может принять решение об остановке блоков.
Персонал всех украинских АЭС надеется, что этого не произойдет.
Ирина ОВДИЕНКО

























Комментарии:
нет комментариев