misto.zp.ua

Песни военных лет - Пластинки для Победы

Когда началась война, в газетах напечатали обращение Комитета по делам искусств: “Великая ответственность лежит на создателях песен – поэтах и композиторах”. На митингах звучало: “Нужны новые песни. Их ждет наш народ!”.

Призывы были не нужны. Поэты и композиторы через два дня после начала войны собрались в Доме звукозаписи. Цель была ясна: без промедления создать песни, зовущие к победе.

Уже 25 июня 1941 года Краснознаменный ансамбль песни и пляски под управлением А.В. Александрова записывает новые песни на грампластинки. Об одной из них, ставшей знамением времени, хочется сказать особо. Это легендарная "Священная война".

Стихи "Священной войны", написанные В.Лебедевым-Кумачом за одну ночь, появились в газете "Известия" утром 24 июня. Они были напечатаны на первой полосе под огромным портретом Сталина. Композитор А.В.Александров, прочитав стихи, не выпускал их из рук, пока к вечеру того же дня не сочинил музыку.

26 июня группа певцов его ансамбля впервые запела “Вставай, страна огромная” на площади Белорусского вокзала в Москве, а 28 июня Александровский ансамбль впервые спел эту песню для граммофонного диска. В самые сжатые сроки изготовили пробные пластинки. Начиная с 5 июля, ежедневно, в течение всех военных лет "Священная война" открывала передачи Всесоюзного радио.

Разумеется, не всем песням, написанным в первые военные недели, была уготована судьба "Священной войны". На многих новинках лежала давняя, проявившаяся еще в конце тридцатых годов, печать "шапкозакидательства". Не стала лучше переделанная, оптимистически звучавшая в кино и с пластинок "Если завтра война" в "Подымайся, народ":

Если завтра война – так мы пели вчера,
А сегодня война наступила…,

и дальше в тексте:

С нами Сталин родной, Тимошенко-герой,
И наш друг боевой Ворошилов.

Примерно в том же ключе написана и другая известная песня "В бой за Родину, в бой за Сталина!".

Быстро забылись сочинения плакатные, где ничего, кроме лозунгов, не было. Однако именно эти песни звучали с пластинок на призывных пунктах, где провожали мобилизованных на фронт, разнося через рупоры патефонов призывные слова: “Наглый враг быть должен уничтожен! На врага, за Родину, вперед!”.


Печатал пластинки в первое военное лето только Апрелевский завод, что под Москвой. Другой гигант – Ногинский, едва ли не 23 июня перешел в ведомство, ведающее вооружением, в кратчайшие сроки демонтировал мирное пластиночное оборудование и приступил к выпуску минометов.

В октябре 1941 года старейший завод пластинок напечатал свой последний диск: вражеская бомбардировка вывела из строя подстанцию и водокачку. Эвакуация Апрелевки проходила под разрывами бомб. Эвакуированные станки вместе с несколькими десятками рабочих, главным образом женщин, тряслись на долгих перегонах, сутками стояли на разъездах, пропуская составы с красноармейцами и военной техникой, двигающиеся на Запад. К концу ноября, через месяц после отправки, оборудование прибыло на станцию Белово Кемеровской области. Ящики выгружали под открытым небом и густой снег быстро укутал завод.

Производство грампластинок продолжалось лишь в Ленинграде на маленькой Экспериментальной фабрике, которая продолжала работать даже в блокадном городе! Правда, тиражи пластинок были мизерные, в основном для эфира. Репертуар записей нес приметы времени. На одной стороне диска диктор объявлял: “Граждане, воздушная тревога!”, после чего раздавался вой сирены, а на другой стороне спокойный голос объявлял: “Отбой воздушной тревоги”. Специально по заказу Политуправления Балтфлота в 1942 году были записаны антифашистские куплеты "Барон фон дер Пшик" в исполнении Германа Орлова и джаз-оркестра театра Краснознаменного Балтийского флота под управлением капитана Николая Минха.

Однако "Эксперименталка" не могла удовлетворить всевозрастающий спрос на новые пластинки. 15 апреля 1942 года было предписано в кратчайшие сроки восстановить в Апрелевке производство пластинок. Однако эвакуированное оборудование исчезло безвозвратно. Его разбазарили, привели в полную негодность из-за безобразных условий хранения. А то, что вернулось, составило не более пяти процентов вывезенного в 1941 году. Чтобы как можно быстрее возобновить выпуск пластинок, Совнарком СССР передал Апрелевскому заводу бездействующее оборудование Ногинского, уже более никогда не вернувшегося к производству грампластинок. Из жалких крох, механики, сутками не выходя из цеха, наладили к октябрю шесть прессов.

Однако дело стало за этикетками – нет бумаги! За длинные столы усадили работниц. Перед ними положили горы старых обрезанных по окружности этикеток, предназначенных для не выпущенных в свое время дисков, и вручили резиновые штампы. На сероватых, шершавых оборотах каждой этикетки появилась черная ласточка с зажатым под крылом скрипичным ключом и выходные данные записи. Все остальное – даже название завода, – апрелевские умельцы, трудившиеся над изготовлением штампов, для облегчения работы опустили. "Печатницы" просиживали за столами сутки напролет.

Встал вопрос о возобновлении записей в Доме звукозаписи. Речь зашла прежде всего о выпуске на пластинках новых песен. Первую удалось сделать 31 августа 1942 года – через год с малым после остановки. Записали "Песню морской пехоты" и "Месть балтийцев" в исполнении Ансамбля краснофлотской песни ВМФ под управлением Л.С.Юхнина. Новые записи делались очень нерегулярно – большинство артистов обслуживали части Красной Армии, выехав в составе концертных фронтовых бригад. Но все же в промерзшие стены Дома звукозаписи приходили артисты. Так, согревая своим дыханием микрофон, 13 января 1943 года Клавдия Шульженко спела знаменитый "Синий платочек" с новым, военным текстом лейтенанта Максимова.

К записи на грампластинки были привлечены в годы Великой Отечественной войны популярные в ту пору вокалисты, хоры, оркестры. Перед микрофонами Дома звукозаписи, сменяя друг друга, выступали джаз-оркестры Л.Утесова и А.Цфасмана, солисты Всесоюзного радиокомитета Г.Виноградов, Е.Флакс, Г.Абрамов и многие, многие другие.
Большинство пластинок военных лет в продажу не поступало, они отправлялись прямым назначением в части действующей армии и ценились на фронте наравне с боеприпасами.
“Вчера был у нас спокойный день, – читаем в старом солдатском письме. – Собрались в блиндаже, достали патефон, пластинки и все их прослушали. Мы счастливы: к довоенным пластинкам добавились новые. Есть у нас "Синий платочек", "Застава дорогая", "Барон фон дер Пшик" – раздобыли у снабженцев. Плоховато только с иголками, перетачиваем на оселке…”.

Когда открыли второй фронт, музыкальные произведения союзников, главным образом эстрадные, незамедлительно нашли отражение в репертуаре многих джаз-оркестров. Из-под пресса Апрелевского завода хлынули невиданные ранее по тематике: "Американская солдатская песня" в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР Александрова, английская солдатская песня "Типперери" в исполнении Елены Петкер. Леонид Утесов дуэтом с дочерью пел "американскую песенку" (как значилось на этикетках) "Бомбардировщики", а джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Цфасмана исполнял бойкий фокстрот "Здесь вы в казарме".
В Ленинграде на Экспериментальной фабрике пластинок джаз-оркестр театра Краснознаменного Балтийского флота под управлением Николая Минха записал картинно оркестрованную песенку об английских морских конвоях "Джеймс Кеннеди", а также "Балтийский марш", который скорее можно принять за вступительную увертюру к союзническому фильму.

Вскоре после окончания войны показному флирту с Америкой был дан отбой, и эти пластинки в спешном порядке сняли с производства. Впоследствии, несмотря на огромную популярность, почти все пластинки военных лет перестали выпускать. Причина проста – многие матрицы, с которых производилась печать пластинок, из-за высоких тиражей пришли в полную негодность. Из записанных в 1942-43 годах 400 пластинок в каталог 1957 года вошло лишь 20!

Песни, записанные на пластинки в годы Великой Отечественной войны – это целая эпоха в истории эстрадного искусства. Композиторы сочиняли их в содружестве с поэтами, как говорится, на одном дыхании, порою прямо на передовой.

Темы были самые разные – от серьезных, гражданского и патриотического звучания, до лирических, проникнутых грустью о покинутом доме, семье, о любимой, которая ждет и надеется на встречу “всем смертям назло”. Появлялись песни маршевые, бодрые, под их чеканный ритм легче шагалось по разбитым фронтовым дорогам. Были песни шуточные – в окопах хорошо знали цену улыбке, смеху, помогавшим солдатам в трудные минуты.

Более шести десятков лет отделяет нас от тех событий. Некоторые песни забылись, а некоторые живут до сих пор, продолжая звучать в теле и радиоэфире, напоминая о "грозовых сороковых", о тех испытаниях, которые выпали на долю наших отцов и дедов.

Сергей СТАВИЦКИЙ



 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Инга Истеркина. МиГ по-выходным. ЗапорожьеМИГ по выходным  - газета хороших новостей. Что происходит в мире? в Украине? в Запорожье? в мире искусства? вмире моды? в мире книг? в мире человеческих отношений?
Обо всем об этом и о многом другом читайте в рубриках газеты "МИГ по выходным": "Тратим деньги с удовольствием","Большой секс в маленьком городе", "В вашем стиле","В здоровом теле", "Мужской клуб","Всюду жизнь". "МИГ по выходным"  - газета хорошего настроения!

С уважением, редактор газеты "МИГ по выходным"  Инга Эстеркина

Контакты

Адрес редакции:
был
Телефоны:
были
E-mail:
был
День выхода газеты:
было

 

 

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |