
Не ошибся ли автор с приставкой в заголовке: «ОТ» вместо напрашивающегося «ДО»? Ничуть. Как подчёркивалось в предыдущем разговоре («Мусор: губитель или спаситель?» – «РГ», №11 от 27.03.2013), утилизация непотреба давно стала на Западе высокоприбыльным делом. Уже не говоря о его жизненно важной природоохранной, социальной и медико-санитарной роли. Факт: свалки (или как «культурно» принято называть – полигоны) твёрдых бытовых отходов в том же Евросоюзе, куда мы так затято пнёмся, повсеместно уходят в небытие.
Их сменяют радующие глаз зелёные насаждения, газоны, спортивные площадки, а то и целые оздоровительные комплексы, подобно недавно открытому в предместье Лондона на месте крупнейшего в Великобритании скопища мусора. Постоянно же пополняемые населением отбросы прямиком направляются на «переплавку» в… нужные вещи – стройматериалы, удобрения, биогаз, вторичную бумагу, пластиковые изделия, сувениры и пр. С колоссальными перспективами: как сообщалось, ежегодная прибыль на «вонючем» бизнесе может достигать в США более 40 миллиардов долларов, в Западной Европе – свыше 30, в Китае – порядка 20, а в Украине, где скопились горы утиля площадью в пару Киевов, – до трёх-четырёх млрд «баксов» (сукупные расходы на медицину и культуру)!
Аварийная или плановая коммуналка?
Как же «за бугром» удаётся убедить сограждан соглашаться на возведение у себя под носом вызывающих подозрение мусороперерабатывающих мощностей, от которых вовсю отмахиваются наши земляки (в т.ч. днепрорудненцы)? Поучительный пример: пару лет тому с телеканалов новостей не сходили душераздирающие кадры захламлённости отходами южноитальянских городов, особенно жемчужины Средиземноморья – Неаполя. И одновременно – массовых протестов тех же неаполитанцев против попыток властей открыть ранее законсервированные свалки. Доходило до кровавых столкновений. Словом, патовая ситуация: народ требовал неотложно (на улице – жара!) вывозить заражающий всё и вся мусор, но только не на переполненные близлежащие «полигоны». А тут ещё вмешался Евросоюз, пригрозив громадными штрафами – по 40 тысяч евро в сутки за неубранный непотреб. Оказавшись меж двух огней, тамошние «атаманы» (весьма смахивающие по расторопности на украинских), наконец-то, взялись в аварийном порядке возводить три утилизирующих завода, временно открыв старые свалки. Протестующих же вынуждены были «задобрить» щедрыми компенсациями – в полтора десятка миллионов евро. Не пришлось бы и здешним керманычам подобным образом раскошеливаться (само собою, за наш счёт), когда мусорный вал станет абсолютно нетерпимым. Что, похоже, не за горами…
Свалочный коктейль
Так зачем доводить «отходную» проблему до пожара, дабы потом героически и оч-ч-чень затратно его тушить?! Ведь тот же днепрорудненский полигон ТБО, забитый под завязку, через год-другой таки подлежит закрытию, а удаление поточных отбросов за тридевять земель существенно повысит коммунальные тарифы, без того раздражающие народ. Да и оставлять «до лучших времён» уже накопившийся мусор под жарким южным солнцем – означает подвергать всю округу губительному воздействию тлетворных испарений. Что уж говорить о качестве близлежащих грунтовых вод с «живительными» домешками! Ежу понятно: на базе полигона раньше или позже доведётся возводить перерабатывающее предприятие (конечно же, безопасное для здоровья!), предварительно выискав источники финансирования (какие именно – говорилось в предыдущем материале) и проведя широкую организационно-разъяснительную работу с населением. В первую очередь – о необходимости раздельной сортировки мусора (чего, кстати, от нас УЖЕ требует Закон Украины «Об отходах»).
Не желаете ли стать… мусороведом?
А вот тут без специалистов не обойтись. Да-да, оказывается, есть такая экзотическая профессия – гарбология (от англ. garbage – мусор), занимающаяся нейтрализацией издержек человеческой жизнедеятельности. Думаю, не ошибусь, заявив, что за ней большое будущее: лес, нефть, газ, руда, минералы – всё конечно, а вот отходы – бесконечны, пока и существует род людской! В том числе познавательно: существует даже такое своеобразное ответвление мусороведения, как… отбросовая археология (изучение уровня и характера развития общества по утильсырью: в высокоразвитых социумах преобладает его промышленная составляющая, в аграрных – продуктовая. Вообще история людской цивилизации в значительной мере изучается при раскопках того, что больше смахивает на объект ассенизации). Да и сама сущность гарбологии далека от традиционного набора очистки – ведра, метлы и лопаты. Здесь не обойтись без самых современных областей знаний: биофизики, вычислительной техники, органической химии, экологии и пр. Вот бы, над чем задуматься выпускникам школ, ищущим своё призвание… Сколь бы им в том подсобило возведение на месте затрапезной свалки напичканного электроникой и «умными» механизмами, высокорентабельного (соответственно, и бюджетоформирующего) предприятия, превращающего вредоносные отходы в крайне полезные доходы! Не доводилось бы тогда молодёжи искать счастья вдали от отчего дома, и тем самым хотя бы на малость улучшалась демографическая ситуация в безнадёжно стареющей «железорудной жемчужине Украины»…
Юрий СКИБА, г. Днепрорудное

























Комментарии:
нет комментариев