
Современные психологи трактуют дерзкое поведение человека, как один из способов самоутверждения, становления собственного Я и прочими модными терминами. В глубокой юности и я вела себя подобным образом: назло или вопреки.
Сколько себя помню, всегда действовала наперекор. Маме, папе, учителям, общественному мнению, советам и подсказкам. Я терпеть не могла, когда кто-то пытался мне навязать свое мнение и считал себя правым.
- У Вашей девочки отличный слух и прекрасные вокальные данные. Отдайте ее на хоровое пение, - предлагает маме учительница музыки.
- Нет, лучше в художественную студию, она отлично чувствует полутона, использует в пейзажах всю палитру, - «сватает» в свой кружок учитель изобразительного искусства.
Мама растеряно моргает. Для нее важно, чтоб по всем предметам у меня было «отлично». По всем! А особенно, - по математике. И я это давно знаю, потому как давно с ней живу. И чтобы маме было не так сложно отказаться от настойчивых предложений учителей, вопреки заманчивым перспективам и маминым мечтаниям, твержу, что мне по душе география. Только она одна, и с ней я свяжу свою жизнь. Поступлю назло всем историко-географический, найду работу в турфирме и буду колесить по миру.
Педагоги сникли, мама в обмороке, а я жутко довольна собой – в очередной раз у меня получилось! Пусть таким нелепым путем, я училась отстаивать свое мнение.
Вопреки здравому смыслу даже в холодное время года я не ношу головной убор.
- Одень шапку! – кричит мне вслед мама. И я, выбегая из квартиры, делаю вид, что подчиняюсь властным приказам. Ага, как же! На улице минус двадцать, у меня модный красный капор из ангорской шерсти, она липнет к мокрым варежкам, накрашенным губам и жутко меня нервирует. Капор слетает на шею, как только я поворачиваю за угол дома и исчезаю из маминого балконного обзора.
Еще тогда, в подростковом возрасте, заложилось негативное отношение к головным уборам и нравоучениям в виде: простынешь, заболеешь, попадешь в больницу, таблетки, уколы, ингаляции. Меня не пугало ничего. Какая шапка? О чем вы? У меня десятисантиметровая лакированная челка и собственное мнение. Не по-моему, значит, назло. Ветру, морозу, родителям и возможному менингиту.
В десятом классе я всеми фибрами души невзлюбила информатику, и причин этому было масса:
- Я абсолютно не понимала смысл терминов, которыми жонглировала учительница и чувствовала себя кудрявым бараном на каждом уроке;
- Преподавался этот предмет как факультатив, но в обязательном порядке. То есть на целых 45 минут отбирал мое личное время после школы;
- Даже через полгода занятий, я не знала, как включается компьютер и загружается программа, как в ней работать, что это за значки мы записываем в тетрадку и главное: зачем это все мне надо?
- MS DOS, Pascal – эти противные слова навсегда въелись в память, и вызывают стабильное отвращение при каждом воспоминании.
Вопреки выпускным прогнозам, после школы я поступила в институт информационных технологий. Собственное мнение либо не протестовало, либо спало сном Ильи Муромца. Как мне «повезло» я поняла очень скоро, но назло всему миру я решила доучиться.
Что и кому хотела доказать – до сих пор остается загадкой даже для меня. Вопрос риторический: кого в этом выборе я наказала?
Когда на свет появилась моя дочь, мир перевернулся и показал что такое «вопреки» на самом деле. Игнорируя всевозможные таблицы кормления и младенческие нормы сна, малышка почти не спала, что-то ела и постоянно кричала. Ее поведение не укладывалось ни в одно из определений, прочитанных мною в книгах, и полностью опровергало практический опыт предков.
- А что ты хотела? А чего ты ждала? – посмеивались над моими жалобами медсестры роддома.
- Все дети «плачут», - отмахивалась участковый педиатр.
- Ты еще не знаешь, что такое «не спит», - бубнила бабуля.
- У меня и не такое было, - кривила губы бывшая одноклассница.
И мне казалось, что все они говорят со мной не в ключе сочувствия и внимания, а с оттенком превосходства, что ли… Это у них было, они пережили, они справились. А я хнычу, капризничаю и веду себя по-детски. Не понимают что ли? Я банально растерялась перед незнакомой неожиданной ситуацией. Мамы гуляют с колясками по городу, и никто из них не орет. Думала, все дети любят купаться – где там! Все может и любят, моя – нет. Я не могу выйти за порог: ребенок кричит что в коляске, что в кроватке, что в ванночке, что на руках.
Спустя пару месяцев ситуация улучшилась. Однажды пришла в гости подруга и пожаловалась, что во время беременности ее мучает токсикоз. Во мне как будто что-то зашевелилось, выросло и заставляло говорить. С неведомой ранее злорадной настойчивостью я поведала ей о своих девятимесячных объятиях с унитазом. Она округляла глаза от безрадостной перспективы, а я упорно продолжала. Хоть и жутко злилась на себя потом, но продолжала твердить ей всякую чушь из серии: «не одной мне муки терпеть». Говорила назло.
Испугавшись темных незнакомых глубин своей души, я постепенно стала обращать внимание на поведение других женщин. Скорее всего, в попытках оправдать свои методы общения, находя сходство с другими. Люди всегда так делают. Неосознанно. Когда плохо, ищут примеры подобного. Пересказывают жуткие истории, смотрят передачи негативного характера. А если найдут нечто из рамок вон – чувствуют себя лучше. Это доказывает, что они неплохие и живут неплохо, ведь есть черта еще ниже. Этими примерами и согревают сознание, успокаиваются. Вот такой человеческий парадокс.
Злорадство присутствует практически в каждом человеке. В большей или меньшей степени. Но никто не признается себе в этом. Мы все считаем себя хорошими, а «зло» - качество негативное. Значит, не наше…
Люди поступают назло только в том случае, если их в чем-то ущемляют. Либо самостоятельно, сравнивая себя с другими, чувствуют ущербность. И начинают таким способом обороняться. Так не лучше ли развивать в себе положительные качества? Когда в сердце нет зла, жизнь становится прекраснее и удивительнее.
Назло и вопреки – сознательные действия, направленные на сопротивление. И только в этом они схожи….

























Комментарии:
нет комментариев