Я не случайно сделал изречение мудрого древнекитайского философа эпиграфом к этой статье. Мы снова (в который уже раз) будем с вами говорить о том, что в Энергодаре до сих пор не принят Устав территориальной громады. И не смотря на то, что я неоднократно привлекал внимание общественности и городских властей к этой проблеме, воз, как говорится, и ныне там. То ли у властьимущих чиновников и депутатов не доходят руки до того, чтобы раз и навсегда урегулировать этот вопрос и тем самым задать Энергодару новый курс развития, новые перспективы и принципы взаимоотношений власти и громады, то ли это попросту кому-то невыгодно.
К сожалению, как показало время и события, произошедшие в городе за последние несколько лет, второе предположение вполне может оказаться верным. Отсутствие в городе утвержденного Устава самым негативным образом сказалось на жизнеобеспечении Энергодара в целом и соблюдении интересов каждого его жителя в частности. И даже если никто из вас, уважаемые читатели, до сих пор не проводил такой параллели, самое время задуматься. Будь ситуация кардинально противоположной, возможно, и даже вероятно, что нам удалось бы избежать многих болезненных моментов при повышении тарифов (а то и не допустить этого вовсе), влиять на качество получаемых в сфере ЖКХ услуг и призывать их поставщиков к ответу, давным-давно привлечь в город серьезных инвесторов и тем самым потихоньку и безболезненно решать пресловутый жилищный вопрос, актуальный для Энергодара. Но, увы…
Что даст документ рядовому жителю?
Главное, позволит влиять на жизнь города и решать свои проблемы через процедуры Устава. Самые действенные из них: общественные слушания, местная инициатива и собрания горожан по месту жительства. Выполнив определенные действия (сбор подписей, написание письма и др.), жители получат возможность обязать власти решить вопрос. Как? Это уже головная боль властей. Но из-за Устава они должны будут это сделать. Или их заставит суд, в который обратятся члены громады.
Зачем нам эта головная боль?..
Заметьте, речь идет вовсе не о том Уставе, который можно смело и без купюр назвать «филькиной грамотой» (а ведь именно такие, за редким исключением, приняты и БЕЗдействуют в большинстве городов Украины) и засунуть в долгий ящик, нисколько не сожалея. Не об Уставе, который, не мудрствуя лукаво, депутаты утверждают на сессии горсовета, невнятно ссылаясь на волеизъявление народа, а народ-то и слыхом не слыхивал о своем праве собственноручно творить будущее родного города. Мы говорим о том документе, который станет реальным механизмом управления всеми сферами жизнедеятельности Энергодара. Напомню, что Конституция Украины и Устав территориальной громады – единственные документы, которые обеспечивают права граждан. Если первый документ гарантирует общие права и интересы, то Устав определяет права и интересы территориальной громады (то бишь, конкретных людей, проживающих на конкретной территории). И, главное, позволяет ей контролировать и влиять на события в городе не от выборов к выборам, а постоянно. Процедуры Устава дают возможность обязывать местные власти решать самые насущные и важные проблемы людей. Законы этого сделать не могут, так как в них невозможно предусмотреть все. А в Уставе вполне – он пишется для определенной территории и наделен на ней высшей юридической силой по отношению ко всем актам органов местного самоуправления. Кстати, принятый через референдум Устав избавляет и от «головной боли» о том, что новая власть в стране или городе изменит правила жизни территориальной громады по своему желанию. И это один из самых важных моментов – учитывая, как часто в Украине и на местном, и на государственном уровне меняется власть.
Что касается того проекта, который «завис» в кабинетах исполнительной власти Энергодара сейчас, то он оптимизма не добавляет. А вы сами его хотя бы читали? Такое впечатление, что смысл всех без исключения предложенных поправок сводится к выражению интересов неких частных лиц, ведущих борьбу за передел власти в городе. Я вообще не понимаю, зачем нужно вносить какие-то поправки, куда их вносить, если сам по себе Устав города является настолько незрелым и далеким от реальной жизни документом, что его нужно не дорабатывать, а полностью, кардинально перерабатывать!
Зачем участвовать в написании Устава, если это могут сделать специалисты?
Будьте уверены, Устав территориальной громады напишут и без вас. Вопрос только в том, что в нем будет написано. Если этим займутся только власти, то и интересы они запишут только свои. Разве им надо, чтобы общественные слушания, местная инициатива и собрания жителей по месту жительства заставляли их что-то делать? Нет. К примеру, в тех городах, где принят Устав, местную инициативу постарались так заблокировать процедурными моментами и многотысячным количеством подписей членов территориальной громады, что в итоге она не работает. Поэтому участие в написании проекта Устава – в интересах самой громады.
Устав не гарантирует всеобщее счастье
И было бы наивно думать иначе. Да, появится документ, который установит правила жизни. Да, появится механизм того, как территориальная громада сможет решать свои вопросы и контролировать местные власти. Но, никто кроме нее, не будет использовать всю силу Устава. Если жители не будут инициировать общественные слушания или местные инициативы, то за них никто этого делать не станет. Таков закон жизни – своего добиваются только активные. Помните, какое количество возможных и невозможных общественных организаций действует в США. Не потому, что они с жиру бесятся. Они просто понимают, что их судьба находится в их собственных руках.
Нередко скептики говорят: если у нас законы не работают, то что можно говорить о каком-то Уставе территориальной громады? Законы государства пишутся государством для государства и исполняются им самим. Что по этому поводу думают люди, никого, на самом деле, не интересует. Жители Энергодара должны написать Устав для себя и исполнять его сами – именно за ними закреплено право контролировать исполнение документа. Это, по сути, отличает законы от Устава территориальной громады. А воспользуются ли горожане правом контроля и вообще самим документом или нет, зависит от того, насколько их «достали» чиновничьи игры с жесткими правилами и собственное бессилие. Кстати, поговорим об этих самых играх.
Тарифы ЖКХ – печальный реквием по мечте
Тарифы были, есть и будут самой спекулятивной, но в тоже время, самой болезненной темой из всех существующих. Уж очень непросто обычному потребителю разобраться, за что конкретно он платит, и сколько реально стоит эта услуга. А если и находятся грамотные умельцы, которые разбираются в ситуации и готовы поделиться своими наблюдениями с остальными, то их глас вопиющих в пустыне все равно остается безответным. Посмотрите хотя бы на псевдообщественные слушания по тарифам, которые проходили в Энергодаре за последние годы. Люди возмущались, требовали ответа, категорически противились повышению, их внимательно и даже сочувственно слушали и… повышали тарифы.
Так вот, чтобы мы не игрались в демократию, а действительно жили в рамках правовых взаимоотношений, нам просто необходимо прописать в Уставе нюансы и тонкости, связанные с тарифной политикой в городе. И не говорите, что это невозможно. Еще как возможно! Была бы только добрая воля местной власти и инициатива самих горожан. И с тем, и с другим у нас пока наблюдается острый дефицит. Не секрет, что тарифы со временем будут повышаться – таковы реалии жизни. Вопрос в том, насколько адекватно это повышение, получаем ли мы все необходимые услуги, так ли нам нужен весь перечень этих самых услуг, или мы вполне можем сэкономить, кто их оказывает и на каких основаниях, есть ли в городе конкурирующие предприятия сферы ЖКХ, или мы под каблуком у монополиста и так далее. В Уставе можно регламентировать вопросы относительно создания ОСМД, концессии, аренды коммунального имущества, степени ответственности депутатов перед своими избирателями (независимо от системы выборов в стране), продажи земли. А ведь это именно то, что нужно нам с вами.
Когда же общественные слушания станут таковыми на самом деле?
После прочтения предложенного проекта Устава становится очевидно: берем не качеством, так количеством. В данном случае количеством страниц и пространных рассуждений. Например – об общественных слушаниях. Труд «наших» специалистов поражает воображение монументальностью. Например, в части такого важного раздела, как проведение общественных слушаний. Как говорится, много, да все без толку. Если сравнить наш Устав с аналогичным документом, принятым в Славутиче, становится очевидно, что нам еще есть чему поучиться у других. В отличие от энергодарских, чиновники Славутича избегали двояких формулировок. Их видение процедуры базируется и на основных законах, и на мнении самих горожан, что уже само по себе гарантирует: процедура не будет «мертвой», а эффективно заработает на практике. При принятии Устава в Ялте пошли по сложному, трудоемкому, но действенному пути – референдуму. Только в этом случае можно говорить об участии самих ялтинцев в судьбе своего города. Думаю, нам можно брать с них пример.
Продолжать тему Устава территориальной громады можно долго. Но гораздо важнее, чтобы к этой работе подключилась общественность. Именно от самих энергодацев должна исходить инициатива, и только тогда мы сможем спросить с городских властей, насколько эффективно они работают во имя интересов Энергодара и, если это необходимо, призвать их к ответу.
Александр ШАЛЫГИН
Комментарии:
нет комментариев