В сентябре региональные журналисты юго-востока Украины вернулись из грандиозного автопробега по странам Евросоюза «Евротур-2013: Европа глазами региональной прессы». Этот тур, организованный деловым журналом «СВОЙ» и компанией Peugeot Украина, при поддержке ее запорожского дилера «Лион Авто», длился 20 дней, за которые участники преодолели более 8,5 тысяч километров в 14 европейских странах (11 стран ЕС + Швейцария + Беларусь + Украина). А первой страной ЕС, в которую въехали «евротуристы» была Литва – и это очень символично: сегодня эта страна председательствует в ЕС и именно в ее столице Вильнюсе в ноябре состоится саммит «Восточное партнерство», который, возможно, кардинально изменит историю нашего государства.
Впрочем, главной целью автопробега был, конечно, не впечатляющий итоговый километраж, а знакомство с Европой. Редакторы и журналисты смогли своими глазами увидеть, что собой представляет жизнь в ЕС, пообщаться непосредственно с европейцами и еврочиновниками высокого ранга. Сейчас участники пробега делятся полученными впечатлениями со своими читателями и зрителями в местных СМИ. А вскоре свет увидит фильм об автопробеге украинцев.
Европа в динамике
Один из участников и организаторов «Евротура», издатель журнала «СВОЙ» Александр Павлов рассказал «Улице Заречной» о своих впечатлениях от автопробега.
– Можно сказать, что в 2013 году автопробег украинских журналистов по странам ЕС был уже традиционным. В прошлом году мы также отправились в Европу на автомобилях, побывали в Брюсселе, где нас приняли в Европейской комиссии, еще в нескольких странах – Польше, Германии, Голландии, Австрии… Однако тот автопробег был посвящен скорее вопросам деятельности наших коллег – журналистов и медиаменеджеров, свободе прессы.
В этом году мы уже понимали, что «Евротур» должен быть посвящен одной и наиболее актуальной сейчас теме – грядущему подписанию Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. И это была попытка глазами именно региональной прессы посмотреть на Евросоюз. Потому что в провинции намного меньше, чем, скажем, в Киеве, знают о том, что такое Европейский союз, что такое ассоциация с ЕС, какие выгоды и риск это несет Украине.
– Вы в своих публикациях и в фильме будете говорить и о недостатках ЕС?
– Конечно! Это не пропагандистский автопробег, и мы не ставили себе цель навязать нашим читателям и – в будущем – зрителям определенное мнение о ЕС. Мы покажем жизнь Евросоюза, приведем конкретные факты, предложим интервью с людьми, которые фактически определяют политику ЕС в целом и отдельных стран-членов союза.
Впрочем, мы хотели услышать не только высокопоставленных европейских чиновников, но и простых европейских граждан…
– Наверное, желанием пообщаться с простыми европейцами и обусловлен такой формат «евротура»? Ведь к чиновникам можно было слетать и на самолете…
– Во-первых, автопробег – это интересное само по себе действие, это «фишка», драйв и в прямом, и в переносном смысле. Во-вторых, передвигаясь на автомобиле, можно увидеть гораздо больше, чем из окна автобуса, поезда. В-третьих, да, конечно, есть больше возможностей для общения с простыми людьми, посещения не только туристических центров, но и маленьких городков.
Можно увидеть Европу в динамике, всё ее многообразие, все стороны европейской жизни. Европа – это много стран, и каждая из них – со своей ментальностью, национальным колоритом, подходами, образом жизни.
Главная «заробитчанка» Рима
– Какая страна произвела наибольшее эмоциональное впечатление: поразила, удивила?
– Финляндия – не просто моя любимая страна, но страна, которая не перестает приятно удивлять. До того, как побываешь там, кажется, что Финляндия – северная, заметенная снегом земля, медлительная и монотонная в своем образе жизни. Но это лишь расхожий стереотип. Своими глазами видишь другую страну – государство, в котором все подчинено единой цели: обеспечить комфортную жизнь своим гражданам, высокие социальные стандарты. Бесплатное для всех и качественное образование, равные возможности для каждого человека, забота об окружающей среде, а фактически это забота о детях и внуках…
В Финляндии – самый низкий уровень коррупции в Европе, а соответственно и в мире. Мы пытались обсудить с финнами проблемы коррупции в Украине, но… Значение слова «коррупция» они знают, но представить, как коррупционные действия происходят на практике, просто не могут. Не случайно в рейтинге Transparency International Финляндия занимает первое место.
По-своему впечатлила Италия. Мы все знаем, что именно в Италии – наибольшее количество украинских «заробитчан» среди стран ЕС. А участникам нашего автопробега удалось пообщаться с очень необычной «заробитчанкой» – Татьяной Кузик, которая является советником мэра Рима по вопросам иммигрантов! Простая украинская женщина сумела стать советником мэра Рима! Причем её не просто назначили за неизвестно какие заслуги – она выиграла выборы и заручилась поддержкой нескольких «диаспор», нескольких общин иммигрантов разных национальностей и вероисповеданий!
– В каких условиях приходилось выполнять непосредственно журналистскую работу?
– В Украине есть Закон «О доступе к публичной информации», Закон «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», статья Уголовного кодекса об ответственности за препятствование профессиональной деятельности журналиста. На практике это работает не очень эффективно.
В Европе для СМИ и в теории, и на практике – зелёный свет. И там прессу рассматривают действительно как четвертую власть.
Простой пример, связанный конкретно с нашей поездкой. Перед отправлением в автопробег мы обратились в посольство Литвы с невероятной (как тогда нам казалось) просьбой – организовать для нас в Литве встречи с первыми лицами государства. Они спокойно и совершенно адекватно на это отреагировали, не обращая внимание на то, что мы – журналисты не центральных СМИ. И быстро организовали встречи и с министром иностранных дел Литвы Линасом Линкявичюсом, и с мэром Вильнюса Артурасом Зуокасом. Министр вышел к нам – и посвятил нам, как и было запланировано, полчаса.
Другой пример. Мы приехали в Страсбург на сессию Европарламента, на которой украинский вопрос даже не обсуждался. В здание парламента мы пришли фактически с улицы, лишь с теми документами, которые у нас были изначально: заграничными паспортами и удостоверениями журналистов. И весь процесс нашей аккредитации на сессию занял всего лишь около 10 минут! О том, сколько усилий тратят даже столичные украинские журналисты для аккредитации в центральные органы украинской власти, говорить не буду.
Свобода доступа к информации, свобода доступа к любому чиновнику – неотъемлемое право европейских журналистов.
Ассоциация – не панацея, а только первый шаг
– Как Вы теперь, после этого автопробега, оцениваете евроинтеграционные перспективы Украины?
– Как я уже сказал, не могу назвать европейский путь единственным и безальтернативным. Не буду здесь касаться вопроса об отношениях с Россией – это долгий и непростой разговор. Выражу лишь свое личное мнение: будучи всесторонне связанной с Россией – и исторически, и экономически, и ментально, Украине придется, так или иначе, находить общий язык с братским соседом. Но если принято решение идти в Европу, если это решение поддержано и властью, и оппозицией – давайте работать в этом направлении, подписывать Соглашение об ассоциации. Но этот документ не станет мгновенно панацеей от всех наших проблем! Это всего-навсего первый шаг!
Возможно, пройдет еще 10-15-20 лет, когда нас возьмут в ЕС как полноправного члена. Главный вопрос не столько в экономике, сколько в том, способны ли мы принять европейские ценности: верховенство права, незыблемость прав человека. «Человек превыше всего» – для Европы это реальность.
– У Вас после автопробега есть также уникальные сведения о том, как простые европейцы, не чиновники ЕС, относятся к Украине…
– Наша большая проблема, что нас там просто не знают. Мы в Берлине у Бранденбургских ворот спрашивали туристов со всей Европы об Украине. В общем-то, знания об Украине ограничиваются таким набором: Тимошенко в тюрьме, Евро-2012, братья Кличко и Андрей Шевченко. И всё! Это большая проблема и недоработка власти, я считаю. Нет программ, которые бы рекламировали Украину в Европе. Того, что делают сейчас на уровне посольств или меценатских фондов – этого явно не хватает.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев