Все началось в сентябре 2007 года, когда был принят Закон «О Карте поляка», призванный оказывать всяческую помощь и поддержку жителем стран СНГ или Балтии, кто относит себя к польскому народу, но в силу сложившихся обстоятельств проживает за пределами Польши.
Заявление президента РП Леха Качинського:
"...Сегодня подписан судьбоносный документ – "Закон о Карте Поляка" и тем самым мы выполнили свой долг перед миллионами наших соотечественников, которые в силу непреодолимых обстоятельств оказались вне своей родины. Невзирая на запреты, возможность тюремного заключения и потери работы, поляки населяющие территорию бывшего СССР оставались настоящими патриотами своей земли, чтили традиции своих предков и не забывали свой родной язык. Эти люди - часть польского народа.
Сегодня мы возвращаем нашим Землякам их законные права. Отныне у Вас есть все права на работу и обучение в Польше. Вы освобождаетесь от обязанности платить за выдачу виз и можете приезжать в любое время. Вы долгие годы хранили белого орла в своем сердце, сегодня мы возвращаем ваш документ с орлом и он является доказательством вашей принадлежности к польскому народу. Польша ждет Вас!
КАРТА ПОЛЯКА – это документ-подтверждение, что его владелец является частью польского народа. Он не дает право на пересечение границы, это не виза, не вид на жительство и тем более не гражданство Польши.
Так что дает Карта Поляка своему владельцу?
Если это не виза и не гражданство, то какой смысл в получении этого документа, что дает карта поляка украинцу в Польше, кроме восстановления «status quo» о своем реальном происхождении?
Почему же возник такой ажиотаж вокруг этой пластиковой карты? На самом деле, своему обладателю карта дает огромные права и привилегии, а именно:
- обращаться за получением долгосрочной мультивизы (годовая национальная виза категории D) по упрощенной процедуре без дополнительных документов и уплаты визового сбора;
- официально трудоустраиваться в Польше без оформления разрешительных документов (приглашения на работу или рабочей визы);
- вести предпринимательскую деятельность на таких же правах, как и граждане Польши;
- пользоваться правом бесплатного образования в Польше, обращаться за получением стипендий или финансовой помощи, которая - - - предусмотрена для зарубежных студентов, получающих образование в РП;
- постоянная скидка в размере 37% на внутренних рейсах на железнодорожном транспорте;
- посещать государственные музеи Польши и памятники архитектуры, не оплачивая входной билет;
- в экстренных случаях владелец Карты Поляка имеет право на получение бесплатной медицинской помощи;
- участвовать в распределении финансовых средств, которые направляются в качестве помощи полякам, живущим за границей, за счет правительственного бюджета или бюджета органов местного самоуправления.
И основное преимущество – возможность иммиграции. Владелец Карты Поляка может получить ПМЖ в Польше по упрощенной процедуре и через 2 года подать прошение о предоставлении гражданства.
Необходимо знать, что в середине ХХ века, в связи с политическими реалиями, часть польского населения записывалась в украинцы. Если найден документ, в котором у искомого родственника обозначена непольская национальность, не стоит останавливать поиски. Наличие хотя бы одного свидетельства с указанием «поляк (полька)» будет достаточно для Карты поляка.
Как отметил председатель Института национальной памяти Польши Ярослав Шарек, операция НКВД была геноцидом польского народа. «Это был геноцид, который утонул в том море преступлений периода Большого террора», – сказал он.
Напомним, в 1937-1938 годах на территории СССР, согласно приказу тогдашнего народного комиссара НКВД Николая Ежова, было убито 111 тысяч поляков, а некоторые историки говорят о 200 тысячах жертв. Приказ об уничтожении поляков был издан 11 августа 1937 года. «Бейте, убивайте без ограничений, лучше слишком много, чем слишком мало», – звучала команда Ежова.
Если судить по чисто внешним параметрам, то отличительная черта польской от других национальных операций не в проценте расстрелянных, а в масштабе арестов. Она была не только первой, но и самой крупной из всех национальных операций по числу жертв. Это может быть объяснено многими причинами: тем, что Польша на всем протяжении 1920-х-1930-х гг. безусловно ощущалась самым опасным из государств — непосредственных соседей, что существовал глубоко укоренившийся миф об особом коварстве Польши, что перебежчиков из Польши было в СССР намного больше, чем из любой другой страны, что из «национальностей иностранных государств» (термин, широко используемый в документах НКВД 1937-1938 гг.) поляков в СССР также проживало намного больше, чем других (за исключением немцев, конечно, но у «немецкой операции» была своя серьезная специфика, и она – предмет особого рассмотрения), из чего – по логике 1937-1938 гг. – неминуемо следовал вывод, что и база у польской разведки в СССР должна быть значительно шире, чем у других разведок, и т. д.
Меньше всего массовость репрессий по «польской линии» определялась какой-то специальной личной нелюбовью Сталина к полякам. Дело было не в поляках как таковых, а в Польше. Аналогичным образом обстояло дело и с другими национальными операциями (иначе нам пришлось бы говорить о специальной нелюбви Сталина к латышам, финнам, эстонцам, афганцам и т. д.). Национальные операции были проведены «по линиям» практически всех стран «враждебного окружения» (дополнительный принцип – значительность соответствующей «иноколонии» в СССР), но не национальность в них была критерием «преступности» (хотя всегда – основанием для подозрений), а рождение или проживание в такой стране или наличие любого вида связи с ней.
За более подробной информацией обращайтесь в Союз поляков «Полония» в г. Запорожье. Звоните после 10.00, скажите, что прочитали в Рациональной газете: 093-437-48-10 (Лидия Иосифовна).
Комментарии:
нет комментариев