misto.zp.ua

Люди в черном. Готика как состояние души

ЧЕРНЫЙ РОМАНТИЗМ

Среди обывателей бытует мнение, что субкультура «Готика» (gothic) зародилась в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка и вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Причем термин «гот» изначально якобы означало «варвар» – грубый и невоспитанный. Такие тиражируемые в Интернете сведения неверны. Готика намного «старше», многограннее и в 99% является противоположностью варварству как направление глубоко психологическое и философское. Корни готики уходят в Романтизм, а точнее его ветвь, получившую в русской литературе название «демонический романтизм» – сюжеты, где Герой наделен нечеловеческими качествами либо сталкивается с потусторонним миром, силами, и все это на фоне атмосферы тайн и мистики, в декорациях старинных замков или полуразрушенных усадеб, дремучего леса.

Готическим романом в XIX веке также называли романтические и мистические «ужасы». Этот жанр был распространён и в англоязычной литературе. В отличие от более позднего хоррора, готические романы более сосредоточены на психологических аспектах ужасного и таинственного, чем на натуралистичных подробностях. Ключевые авторы готических романов на Западе — Эдгара По, Мэри Шелли, Брэм Стокер. К поздним относят представителей готического романа Говарда Лавкрафта и Энн Райс. В русскоязычной литературе первопроходцами в готическом стиле можно назвать Жуковского и Карамзина. Первый вначале переводил мистические и мрачные баллады Гофмана, а потом на их основе создавал собственные произведения. А «Остров Борнгольм» Карамзина и вовсе называют первым готическим произведением русской литературы, началом романтизма, с его тягой к одиноким героям, тайнам, романтике.

С появлением кинематографа, эстетика готических романов распространилась и на него. Готические романы ужасов были экранизированы в известных чёрно-белых фильмах «Дракула», «Носферату. Симфония ужаса», «Франкенштейн». В культовом фильме «Ворон» герой Брэндона Ли предстает в типично готической атрибутике. Этот фильм — один из самых популярных в готической среде. Большим спросом пользуются фильмы режиссёра Тима Бартона, который нередко использует готическую моду и символику. Во многих из них снялся популярный актёр Джонни Депп, причем в некоторых фильмах его образ соответствовал готической моде: «Эдвард Руки Ножницы», «Сонная лощина», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». К концу XX века эстетика готического романа настолько вошла в популярную культуру, что стала постоянным предметом пародий, одна из самых известных — телесериал «Семейка Адамс».

Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет. В конце 80-тых - в начале 90-тых готика трансформировалась и вобрала в себя прилегающие области искусства - литературу (gothic novell, decadance), кино (psycho, thriller, gothic), арт (gothic & dark art), фото (dark erotic, fetish) и др. Направления в этих видах искусства, носящие оттенок «черного романтизма», существовали и раньше, но именно в этот период времени получили объединяющий их термин - готика.

Основной идеей, характеризующей готов, является непреодолимая тяга к самовыражению и реализации своего творческого потенциала в стремлении увлечь аудиторию вещами мрачными и пугающими, обыденно игнорируемыми, но вместе с тем имеющими большую, почти гипнотически-животную силу. Это может быть нечто тонкое и искушающее, а может быть ужасное и бросающее в дрожь. Главное – игра на тех сторонах жизни, которыми общество явно обладает, но боится признать за собой. Методы самовыражения варьируются от создания одежды до написания музыки и новелл. Воображение и оригинальность всегда были ключевыми качествами готов.

Как образ жизни готическая субкультура так же разнообразна, как и её сторонники. Нет никакого определённого стереотипа или униформы. Не все готы депрессивны, не все одеваются в чёрное. Готы слушают разную музыку и используют различные средства самовыражения. Подобное положение вещей создаёт много путаницы в определении понятия готической субкультуры, но при этом является и характерной чертой.

Чтобы понять готическую субкультуру более глубоко, необходимо обратить внимание на ее историю. Это течение существует несравненно более продолжительное время, чем тот ярлык, что прилепили к нему в недавнее время. Субкультура появлялась, расцветала и умирала, чтобы возродиться вновь во многих сообществах и эпохах. Её сторонники – молодая интеллигенция, скучающая в лоне основной, существующей культуры. Обычно под основной культурой подразумевается сложившаяся, окостеневшая система кастовых, межличностных отношений, а так-же определённая нетерпимость к различным школам искусства и мысли. Именно из-за этих свойств любая контркультура воспринималась и воспринимается обществом враждебно и подозрительно, иногда принимая форму крайней агрессивности. Единственный момент в истории, когда контркультура воспринималась дружелюбно – это эпоха итальянского ренессанса.

ДВА КРЫЛА

Основой для готической контркультуры стал синтез исторических элементов сильно тяготеющих к драматическим традициям, философии и идеям байроновской Англии, Германии времён Второй Мировой, а также эпохи американских битников. Существуя некоторое время без какого-либо определённого названия, субкультура в начале обрела название New Romantics (в то время как некоторые называли себя Deathers), а уж потом Goths.

К 1981 году, очень неоднозначная по своей природе готическая субкультура разделяется на две фракции – Appolonian и Dionysan. Каждая из этих фракций послужила персонификацией тех сторон, которые были наиболее привлекательны для конкретного гота и выражались в отношении к материализму, элитарности и чувству морального превосходства. Основным различием были способы выражения их чужеродности и неприятия в обществе.

Большинство приверженцев фракции Appolonian были заняты аспектами искусства и философии в готической субкультуре. По сути, не являясь бунтарями, они целиком отдавались процессу создания и оценки произведений музыки, литературы и изобразительного искусства. Некоторые из них предпринимали малоуспешные попытки узаконить свою субкультуру в глазах общества, которое относилось к ним как к безобидным, болезненным мечтателям.

В то же время Dionysian были охвачены погоней за наслаждениями и страстью саморазрушения. Их вклад в субкультуру более эфемерен и труднее определяется в традиционных понятиях креативности, но всё же обладает достаточной силой в своих тёмных сторонах. Некоторые из известных музыкантов и идейных вдохновителей среди готов принадлежали именно к этой фракции. Будучи более конфронтационной в своём самовыражении, эта часть субкультуры была признанна общественным мнением как опасная и нежелательная.

Современный стереотип гота – это искажённая карикатура на фракцию Dionysan, отражающая её манию к саморазрушению и упадническим настроениям при полном отсутствии тёмного шарма и глубины, не говоря уже об основном понятии гота как такового.

К 1987 году обе фракции практически исчезли, окончательно слившись с традиционной культурой, так как их приверженцы встали лицом к лицу с необходимостью выживания во взрослой среде. Очень небольшой процент от оригинального сообщества остался верен себе и своим принципам, сохраняя возможность жить по-прежнему. К этому времени новое поколение разочарованной молодёжи стало подражать Dyonisian готам. Они взяли за основу мрачный стиль одежды и решили, что высокомерная, одинокая музыка написана именно для них. Некий стереотипный образ жизни готов послужил достаточным для того, чтобы внести в их скучную, лишённую воображения жизнь разнообразие.

Новоявленные киндер-готы были встречены неодобрительно. Новая позиция не была принята исходной культурой, после чего возникло резкое обоюдное отторжение. Те немногие, кто остался от предыдущего поколения готов, в начале предпринимали попытки охватить разрозненные группы молодёжи, но их энтузиазм столкнулся с враждебностью и неприятием. После этого начался активный обмен любезностями, где щедро раздавались ярлыки типа «Позёр» и «Фальшивый Гот».

К девяностым годам артистизм и философия исходной готической субкультуры были подменены внешним позёрством и стилем одеваться (dresscode). Немногие из оставшихся готов старой школы ушли в андерграунд, не желая быть сопричастными с тем, что заявляли о себе заурядные и невнятные выскочки, называвшие себя готами перед средствами массовой информации. Они ясно видели, что новые готы не более чем группа наркоманов, которым нечего предложить миру кроме плохих манер и способа одеваться.

Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу. Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, используя как египетскую, так и христианскую, кельтскую символику. Достаточно широко представлена оккультная символика. У готов сформировался свой оригинальный стиль макияжа, для представителей обоего пола характерно использование грима и маникюра. С помощью пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Одежда является немаловажной составляющей имиджа гота, со временем она разнообразилась, и если вначале она была просто матерчато-черная, то со временем (1990-тые) появились элементы одежды из черной кожи, латекса, винила, сетки, шелка, бархата и др. материалов.

Существует условная классификация готов по их внешнему виду: Antiquity Goth, Renaissance Goth, Romantic Goth, Victorian Goth, Androgyn Goth, Corporate Slave Goth, CyberGoth, Darkwave, litterGoth, FairyGoth, GypsyGoth, HippieGoth,FetishGoth, Jeans’n’T-shirt Goth, Punk Goth, Western Goth, Tribal Goth, Vampyre Goth. Встречаются готы, не попадающие под вышеперечисленные типы, но при этом большая часть готов все же вписывается в эту классификацию. Сейчас наиболее часто встречаются Antiquity Goths, Fetish Goth, Punk Goth и Vampyre Goth, естественно другие типы тоже присутствуют, но в менее заметных количествах. Если в целом готов можно охарактеризовать как людей склонных к мрачной романтике, то по отношению к восприятию готической субкультуры их можно разделить на два противоположных лагеря: Mopey Goth и Perky Goth. Эти два типа готов вызывают частую полемику, но их существование является объективной реальностью.

Mopey Goth - так называют готов постоянно находящихся в депрессивном состоянии, очень серьезно относящихся к готической субкультуре в частности, и к жизни в целом.

Perky Goth - часто пишется как PerkyGoff, так называют тех готов, кто относится к субкультуре менее серьезно, они любят тусоваться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них, они считают Mopey Goths замкнутыми в себе занудами. К Perky Goth условно можно отнести и всех тех, кто в той или иной мере явлеятся привереженцем готической субкультуры. Большинство готов в мире являются Perky Goths, все же состояние постоянной депрессии и тотальная замкнутость это редко встречающиеся вещи.

Иными словами готы, как и сторонники культуры панк, разделяли чувства отчуждения и разочарования к обыденности, но выражали их в более интеллектуальной и менее разрушительной манере. Что же касается самого слова «гот», то оно, будучи связанно с литературным и художественным жанрами, замечательно выражает основное настроение субкультуры.

По сути, гот - это не то, чему можно научиться. Готичные люди воплощают в себе определённый тип человеческой натуры. Обыденное общество устроено таким образом, что большинство людей в нём не обладают талантом к самовыражению, открытостью ума, чувством прекрасного, а также глубоким и вдумчивым отношением к реальности. Среди перечисленных качеств есть вещи, которым можно научиться с годами, но есть и такие, которым остаётся лишь подражать. Подражание подразумевает имитацию, не являясь чем-то подлинным. Гот не может быть имитацией.

МИФЫ О ГОТИКЕ

Готическая субкультура постоянно попадает под огонь критики со стороны консервативной общественности. Отчасти это связано с мифами о готах, распространяемыми прессой, отчасти — с конфликтом «отцов и детей», с неприятием обществом отдельных элементов готической культуры.

Одно из распространённых обвинений в адрес готики — пропаганда суицида. В текстах некоторых готик-групп (а также групп, ошибочно причисляемых к готике) тема депрессии, смерти, загробной жизни встречается достаточно часто, и некоторые из текстов можно трактовать как одобрительно отзывающиеся о самоубийстве. Другой причиной такого обвинения стала привычка некоторых готов инсценировать попытку самоубийства, например, надрезая вены. Является ли увлечение готикой причиной или следствием таких проблем, остается предметом споров. По мнению психологов, готика может привлекать людей с комплексами, психологическими проблемами, изначально склонных к депрессии. При этом, согласно последним исследованиям, готик-субкультура дает людям со склонностью к депрессии понимающее общество, облегчает их социализацию и таким образом может даже предотвращать суицид. С этим согласны и некоторые музыканты, например, Тило Вольф (Lacrimosa).

Обвинения в связи готики и сатанизма звучат в основном со стороны религиозных и около-религиозных консервативных организаций. Эта распространенная ошибка вызвана чаще всего атрибутикой готов, которую некоторые принимают за сатанинскую.

Распространению мифа о музыкальных истоках готики способствовали некоторые известные музыкальные лейблы и печатные издания, и теперь, к сожалению, многие люди повторяют этот миф о том, что не готы создали музыку, а музыка готов. Вслед за ними целые сообщества в сети тиражируют басню, добавляя от себя, что готы как культура появились гораздо позже возникновения музыкального жанра. Это абсолютная ложь.

Все готы замкнуты на идее смерти. Этот стереотип основан на необразованности и невежестве. Готы скорее замкнуты на идее красоты абстрактного и его воплощении в творчестве, в стремлении развить свои идеи в обществе, не разделяющем их эстетики и ценностей.

СИМВОЛИКА ГОТОВ

Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую, и христианскую, и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский «Анх» (Анкх), символ вечной жизни. Вошел в субкультуру после выхода на экраны «вампирского» фильма «Голод» (с «Девидом Боуи»), где главный герой, маньяк-убийца, убивал своих жертв заточенным анкхом. Также часто употребляются и другие египетские символы — такие как «Глаз Ра». Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий (только с более стильным, чем обычно дизайном). Кельтская символика встречается в виде обильного использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментов. Достаточно широко представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробиками, черепами и т. д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей — различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна) вы можете встретить на сотнях готических страниц в Интернет и на множестве готов в виде украшений.

Чёрный цвет и тоска не являются чем-то необходимым для готов. Она, как и другие отрицательные эмоции, душит в человеке способность учиться, думать и создавать. Большинство действительных готов довольно уравновешенные люди. Вся разница лишь в том, что их диапазон культурных и социальных ценностей шире, чем у среднего человека.

Лера ШВАРЦ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Псайкер | 23.11 2010 в 22:34
Вполне себе хороший текст, верно отражающий аспекты развития готической субкультуры и ее основные идеи. Одобряю. К комментариям выше: ну, что тут сказать, читатели приняли некоторые вещи слишком буквально, не поняв основной сути статьи, акцентировали внимание на собственном же ложном восприятии.

Издец | 21.10 2010 в 15:52
о да))Байрон, Стокер, Шелии итп,они ж все были гхотами!!так себя и называли!!мол, мы СУБКУЛЬТУРА! бред,товарисч!!ни варвары,ни романы,ни кино к субкультуре прямого отношения не имеют,тк создавались не под субкультурным началом!!зачем искать готику везде??

Издец | 21.10 2010 в 15:51
о да))Байрон, Стокер, Шелии итп,они ж все были гхотами!!так себя и называли!!мол, мы СУБКУЛЬТУРА! бред,товарисч!!ни варвары,ни романы,ни кино к субкультуре прямого отношения не имеют,тк создавались не под субкультурным началом!!зачем искать готику везде??

Имя | 21.10 2010 в 15:38
шо за аццкий высер? аффтору надавать по шапке и не подпускать к написанию статей без изучения нормальных источников.

Имя | 21.10 2010 в 15:37
шо за аццкий высер? аффтору надавать по шапке и не подпускать к написанию статей без изучения нормальных источников.

Имя | 21.10 2010 в 15:36
шо за аццкий высер? аффтору надавать по шапке и не подпускать к написанию статей без изучения нормальных источников.

гррр | 21.10 2010 в 15:33
автора убить :З

Имя | 20.10 2010 в 18:45
Автор тупой мудак! Может тогда субкультура модов появилась при динозаврах? А то что субкультура готов появилась как противовес к новым романтиками которые были всегда и до, и после готов такими яркими и красочными. О всякой там философии я вообще молчу. Мика Мерсера почитай!

Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "Белая Стрела" - антикоррупционное правозащитное издание Запорожья, публикующее острые материалы о фактах нарушения Закона, коррупционерах, правонарушителях, преступниках. Газета "Белая Стрела" имеет активную гражданскую позицию и расчитана на аудиторию социально-активных читателей, интересующихся реальным положением дел в региональной политике, экономике, сообществе. Газета "Белая Стрела" публикует интересные материалы о громких событиях, актуальные репортажи и собственные журналистские расследования.

Газета "Белая Стрела" распространяется в городе Запорожье и Запорожской области. Издание продается в розничной сети прессы, а также имеет подписные индексы. Газета выходит еженедельно в четверг.

Контакты

Адрес:
69035, г. Запорожье, пер. Котельный 2
Телефоны:
редакция - 222-30-06
факс - 34-86-71
Веб-сайт:
www.strela.zp.ua
E-mail:

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в